Форум историка-любителя

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » «Нахи», Г.Дж.Гумба. Вторая часть Третьей главы (цанары)


«Нахи», Г.Дж.Гумба. Вторая часть Третьей главы (цанары)

Сообщений 1 страница 27 из 27

1

2. Цанары Известный армянский просветитель Вардан Аревелци, прозванный Великим, жил и работал в ХIII в. Но, как отмечают исследователи, содержащиеся в его тру- дах сведения о более ранних периодах истории также весьма ценны, поскольку в своей работе, он «широко использовал не дошедшие до нас древние источники (в том числе и документальные), халдейские, вавилонские, персидские сказания и легенды … и сообщает богатые и достаточно конкретные разнообразные сведе- ния об историческом прошлом закавказских народов113». В своем сочинении «Всеобщая история» Вардан Аревелци пишет: «…Некото- рые мужи халдейские, вышедшие из своей страны, пришли в Гардман и сказали гардманскому князю: «Уступи нам частицу креста, данного тебе (императором) Ираклием, а мы примем христианскую веру и будем служить тебе», что испол- нилось. Эмир багдадский, узнав об этом, стал грозить им; и, устрашенные, они удалились к подошве Кавказских гор. Споспешествуемые Христом, в которого они уверовали, завладели они всеми (окрестными) областями… И [эти халдеи] назвали свою область Цанар на том основании, что в ней они узнали первое свое местожительство» (выделено мной. – Г.Г.114). Процитированное сообщение Вардана Аревелци о цанарах, безусловно, имеет компилятивный характер. Здесь нам представлена в сжатой форме информация, соответствующая различным временным периодам. Данные о приходе цанар из Халдии восходят, вероятнее всего, к халдейским (вавилонским) источникам, ко- торые Вардан Аревелци, видимо, попытался согласовать с данными о цанарах, взятыми из более поздних источников (как письменных, так и устных) и отне- 112 Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии... С. 45, 190. 113 См.: Видные деятели армянской культуры (V–ХVIII в.). Ереван, 1982. С. 256–257. 114 Всеобщая история Вардана Великого. М., 1861. С. 101 (далее Вардан Аревелци). 154 Глава III. Кавказские хоны и цанары сти все это к определенному историческому периоду. В конкретном случае для нас важно то, что текст Вардана Аревелци перекликается со сведениями грузин- ских источников о прибытии из Халдии в Картли воинственных хонов. Вардан Аревелци называет пришедших из Халдии воинов цанарами и сообщает, что они некоторое время проживали в Гардмане, а затем переместились к подножью Кав- казских гор. Свою новую территорию они назвали Цанар на том основании, эта земля была похожа на место их прежнего проживания. Цанары принадлежат к тем народам Кавказа, которым уделено пристальное внимание со стороны историков прошлого и современности115. О них сообщают античные, древнеармянские, древнегрузинские, персидские и арабские источни- ки. Такой интерес древних авторов к цанарам вызван, безусловно, той ведущей ролью, которую этот народ играл в регионе на протяжении многих столетий. Самое раннее упоминание о цанарах принадлежит Птолемею, согласно кото- рому, во II в. н. э. цанары проживали на землях, расположенных между Иберией (Картли) и Албанией116. Затем, начиная с V в. и на протяжении всей второй по- ловины I тыс. н. э., цанар на указанной территории фиксируют греко-латинские, армянские, грузинские, арабские и др. раннесредневековые источники. Иссле- дователи единодушны во мнении, что цанары занимали обе стороны Главного Кавказа – ущелья рек Терека и Арагви, и на протяжении многих столетий кон- тролировали Дарьяльское ущелье, известное в раннесредневековых источниках и как Цанарское ущелье117. По данным «Ашхарацуйца», как уже было отмечено, Цанария охватывала территорию всего Дарьяльского ущелья. На юге во владения цанаров входили Цилканские (Циканские) ворота и лежавшие вокруг них земли, а на севере – области, расположенные на подступах к Дарьяльским воротам с севера. Цанары держали под контролем не только Дарьяльское ущелье, но также и перевальные пути, проходившие по верховьям рек Ассы, Чанты и Шаро Аргун, по ущельям Хилдихарой, Майста, Мелхиста, Панкиси и др. и связывавшие Юж- ный и Северный Кавказ. По вопросу этнической принадлежности цанар в научной литературе суще- ствуют разные точки зрения. Было высказано предположение о возможной гене- 115 Вопросы локализации и этнической принадлежности цанар освещены в исследо- ваниях Н.Я. Марра, И.А. Джавахишвили, А.Н. Генко, С.Н. Какабадзе, В.Ф. Минорского, С.Т. Еремяна, З.В. Анчабадзе, М.Д. Лордкипанидзе, А.П. Новосельцева, Н.Г. Волковой, Дж. Гвасалия и др. Особого внимания заслуживает монография Г.Г. Мкртумяна, в ко- торой на основе широкого круга первоисточников обстоятельно рассмотрены проблемы этнополитической истории цанар (см.: Мкртумян Г.Г. Грузинское феодальное княжество Кахети…). 116 Pt. V, 8, 17–25. 117 Джавахишвили И.А. История грузинского народа... Т. II. С. 43; Какабадзе С.Н. О племени цанар // «Исторический сборник». Тифлис, 1928. Кн. 3. С. 103; Minorsky V. Hudud al-Alam, «The regions of the word» a persian geography (372–982). Translated and explained by V. Minorsky. London, 1937, 144; Мкртумян Г.Г. К вопросу об образовании фе- одального княжества Кахетии // ИФЖ, № 1. Ереван, 1972. С. 231–231; Его же: Грузинское феодальное княжество Кахети... С. 35–40 и др. Цанары 155 тической связи цанар с грузинской народностью – сванами118. Однако это мнение выглядит неубедительно потому, что опирается лишь на созвучии терминов сван// сан и цан (цан(ар), без учета историко-географических реалий119. Факт прожива- ния сванов в районах Дарьяльского ущелья не только в I тыс. н. э., но также до и после этого периода не подтверждается никакими материалами. По свидетельству многих письменных источников (античных, арабских, армянских, грузинских), сваны однозначно локализуются в западной части Южного Кавказа, в верховьях Риона и Ингури. При этом античные, армянские и грузинские источники, одно- временно упоминая как сванов, так и цанар, локализуют их в совершенно разных частях Кавказа. Птолемею, например, известны суаны и санареи, а в «Ашхара- цуйце» достаточно четко определены места расселения и сванов, и цанар. Кроме того, с лингвистической точки зрения, весьма сомнительно отождествление тер- минов сван (соан, суан) и цан(ар), поскольку в слове цанар первичен звук ş (ծ, цI), не передаваемый в греко-латинском и русском языке, а в слове сван – звук с (s). Греко-латинские авторы не могли передать звук ş (ծ, цI) и поэтому использовали s (с), но армянские и грузинские авторы, разумеется, могли это сделать, поэтому они четко разделяют и не смешивают санов (сванов) и цанар. Если исходить из объективного анализа совокупности всех имеющихся фак- тов, то правомерным выглядит мнение о принадлежности цанар к нахскому этни- ческому миру, обоснованное еще известным ориенталистом В.Ф. Минорским120 и в дальнейшем получившее подтверждение в работах А.П. Новосельцева, З.В. Анчабадзе, Г.Г Мкртумяна и др.121 118 Какабадзе С.Н. О племени цанар... С. 111–112; Лордкипанидзе О.Д. Наследие древ- ней Грузии. Тбилиси, 1989. С. 391. 119 Сторонники грузинского (сванского) происхождения цанар опираются в основном на лингвистическую аргументацию Н.Я. Марра, который использовал цанарский материал лишь как дополнительное средство для обоснования своей «яфетической теории». Приме- няя свой «метод палеонтологического анализа», когда на основании нескольких элементов сопоставляются слова самых различных языков, причем слова, почти не схожие по звуча- нию и различающиеся по значению, Н.Я. Марр генетически связывал цанар (цанов) с тюрко- язычными карачаевцами и балкарами, со сванами, абхазами и ираноязычными савроматами (Марр Н.Я. Из поездок в Сванию (лето 1911 и 1912 гг.) // «Христианский Восток». Т. I. Вып. I. СПб., 1913. С. 305). Нужно ли говорить о том, что Н.Я. Марра и его последователей в во- просе об этническом происхождении цанаров ждала неудача? Но вместе с тем, благодаря своему гениальному лингвистическому чутью Н.Я. Марру удалось провести ценнейшие на- блюдения и сделать о цанарах выводы, имеющие большое значение для современной науки. 120 Minorsky V. Hudud al-Alam, P. 144; Его же: История Ширвана и Дербента. М., 1963. С. 210–211. 121 Новосельцев А. П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. Закав- казье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика. М. 1972. С. 30–33; Новосельцев А.П. Некоторые вопросы историографии древней и средневековой истории народов Закавказья // История СССР. №1. М. 1974. С. 56; Анчабадзе З. В. Очерки истории народов Северного Кавказа в средние в. Ч. I (VI–VIII вв.) Тбилиси, 1982. С. 325–326; Мкртумян Г.Г. К вопросу об об- разовании феодального княжества Кахетии… С. 231–235; Его же: Грузинское феодальное княжество Кахети… С. 36–39. 156 Глава III. Кавказские хоны и цанары На связь цанар с нахским этническим миром указывают свидетельства не только письменных источников, но и топонимики, языка и фольклора, и на них хотелось бы теперь вкратце остановиться. Этноним цанар сохранился в названии округа Эрцо, расположенного в долине реки Иори, между Тианети и Гомбори, означающем буквально страна t’anar-ов122; также цанар сохранился в названии района Цобени (ծոբենոր «Ашхарацуйца», груз. ) с одноименным центром на левом берегу р. Арагви, к востоку от озера Базалети и северо-западе от Эрцо. В настоящее время термин цобени применяется для обозначения нахоязычных цова-тушин (бацбийцев), но в древности он использовался как название достаточ- но большой территории, лежавшей между ущельями Лехури-Ксани и Арагви-Ио- ри123. Та же основа ца/цо, присутствует и в названии цова//цоба//цопа «той поло- вины тушинского народа, которая сохранила свою родную чеченскую речь рядом с грузинской124». Сами же бацбийцы (цова-тушины) называют Кахетию Цовата – Цова(та), и до сих пор считают ее своей прародиной125. С этнонимом цанар связывается также осетинское название жителей Дарьяльского ущелья – мохевцев цона, а также всего этого района (Сона) и горы Казбек (Соана126). В «Мокцевай Картлисай» территория Дарьяльского ущелья (современный Казбегский район Грузии) и верховье Арагви называются ущельем цанар, хеви цанаретиса127. Уже сам факт того, что осетины и грузины называли указанные районы этно- нимом цан (цанар) свидетельствует о том, что цаны (цанары) не относились ни к ираноязычным, ни к грузиноязычным племенам. В связи с этим представляется интересным то, что население Казбекского района – мохевцы, были известны че- ченцам под именем чеченского тейпа Бейно128. Корнем термина цанар является ца (цIа, şа, цIу, цIиу), в нахских языках оз- начающее огонь, очаг, дом, а в древневайнахском пантеоне Ца (ЦIa, ЦIу, ЦIув) – божество огня. Специалисты отмечают, что у народов аваро-андо-дидойской и нахской языковых и этнических групп на каком-то этапе их исторического раз- вития верховным божеством был Цоб (ЦIоб), и соотносят его с ЦIа//ЦIу//ЦIув, являвшимся в древневайнахском пантеоне божеством огня129. Этнонимы, про- изводные от имени божества Ца//Цу, которому поклонялись в древности те или иные нахские племена, сохранились и в современных наименованиях ингушских 122 Марр Н.Я. К истории передвижения яфетических народов… С. 397. 123 См.: Джавахишвили И.А. История грузинского народа... Т. I. С. 75; Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии... С. 124. 124 Марр Н.Я. К истории передвижения яфетических народов… С. 397-398. 125 Шавхелишвили И.А. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено- ингушским народами... С. 35. 126 Klaproth J. Reise in den Kaukasus und nach Georgien unternommen in den Jahren 1807 und 1808. Bd. 1. Halle und Berlin, 1812, p. 676; Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные на- звания Северного Кавказа... С. 126–127. 127 Обращение Грузии. С. 22. 128 Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия… С. 181. 129 Алироев И.Ю. Нахские языки и культура... С. 40; Сефербеков Р.И. Верховные боги народов Северного Кавказа... С. 72. Цанары 157 и чеченских тейпов: Циечу – цие(чу) – нахи-орстхойцы, Цантарой, Цей-пхьада, Цесу – Ци(есу), Цур(ов) и др. Этноним цова-тушин также происходит от имени божества Ца//ЦIу. До сих пор тушины «разделяются на туш-бацой (тех, кто по- клонялся божеству Туш) и цу-бацой (тех, кто поклонялся божеству ЦIув). Туш- бацои ныне полностью огрузинились. Цу-бацой (цова-тушины) и поныне сохра- няют свою изначальную (нахскую) этническую принадлежность130». Топонимы, образованные от основы ца//цу, широко распространены по всей горной и предгорной полосе Чечни и Ингушетии, и все они обозначают поселе- ния или священные места. Приведем некоторые из них: Цов(гие) – святилище в Фаъппи, на границе с Хевсуретией; Цечу – древнее святилище орстхоевцев в междуречье Ассы и Фортанги, в котором происходили культовые праздники и жертвоприношения; Цейлоам (Цей-лоам – гора Цей) на левобережье реки Ассы; Цан авлах (ЦIиан Iалах) – роща (божества) Ца, в Нашхо, а также и в Пешхо; Цон- тарой в Веденскорм районе; ЦIайн-пхьада – место святилища, солнечные склепы, недалеко от реки Машиех; повторяющиеся в областях Малхиста, Меишта, На- шхо, Шарой, Бенои, Шатои (верховья Чанты-Аргун и Шаро-Аргун) и др. топо- нимы Цанара, Цанашка, Цон-Куорта (вершина (божества) ЦIа), Цан арха (поляна (божества) Ца), Цета, Цовтьие и др.131 Топонимы с основой ци//ца распространены также в горной части Осетии, и они, как считает А.Дз. Цагаева, относятся к древнейшему, необъясняемому, то- понимическому пласту. Примеры таких топонимов: Цъата в Кобанском ущелье; Цъезу, Цъуныха в Куртатинском ущелье; Цъей, Цъута, Цъурру, Цъус, Цъессатае и Цъоныхса в Алагирском ущелье; Цъинтае, Цъесс, Цъур, Цъебат (бат//уат – место, т.е. место Цъу); Цъажиу дзуартте (Цажиу святилище) в Твалетии; Цъиа, Цъинтае, Цъонгуз в Дигорском ущелье и др.132 В Южной Осетии существуют топонимы Цеси и Цона (Джавский р-н). К этой же группе следует, видимо, отнести также местности Цона в верховьях р. Квирилы и Цопа в Марнеульском районе соврем. Западной Грузии. Весьма примечательно, что в Осетии некоторые топонимы с основой ца//цу до сих пор известны как святые места – например, Цежиуы (Святилище Цъежиуы). Особое внимание привлекает храмовый комплекс, расположенный в верховьях Алагирского ущелья, где в примыкающих ущельях сосредоточились три святили- ща: Реком (Цейское ущелье), Мкалгабырта (макьал//махьал – габырта?) и Таран- джелос. На основании изучения археологических данных Е.И. Крупнов сделал вывод, что храмовый комплекс в Цейском ущелье существовал еще со времен кобанской культуры, т.е. с I тыс. до н. э.133 Такое уточнение известного археолога является дополнительным аргументом в пользу вайнахского происхождения пе- 130 См.: Дешериев Ю.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков… С. 62; Чокаев К.З. Нахские языки. Историко-филологические разыскания. Грозный, 1992. С. 113. 131 Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии... Ч. I. С. 34, 82, 89, 90, 166,173, 185, 207. Ч. II. С. 37, 49, 50, 149. 132 Цагаева А.Дз. Топонимия Северной Осетии... С. 110-111, 115-122. 133 Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа... С. 367. 158 Глава III. Кавказские хоны и цанары речисленных выше топонимов с основой ца//цу. Кроме того, ряд интересующих нас топонимов в Осетии – Цъебат (где бат-уат – место, т.е. Место Цъе), Цъей, Цъесс, Цинтае, находят прямые аналогии в Чечне и Ингушетии. Учитывая рас- пространенность повторяющихся топонимов и этнонимов Чечни, Ингушетии и Осетии, объясняемых, как отмечают исследователи, только на нахских языках134, трудно усомниться в том, что приведенные названия с основой ци//ца в Осетии имеют нахское происхождение. Как было уже отмечено, нахское языческое божество Цъу//цъа нашло отраже- ние и в именах осетинских языческих богов. Так, верховный бог осетин Хуыцау – бог богов, обиталищем которого считают небеса, лингвистически близок к од- ному из верховных богов нахов – Цъа//цъиу//цъиво//цъув; с нахским божеством Цъу связывается и имя осетинского бога урожая, небесного грома и молнии Уа- цилла, где ала родственно урартскому Алале – бог урожая135. Ученые давно обратили внимание также и на то, что частое повторение нах- ских топонимов, выявленное в южной, центральной и восточной частях Кавка- за, указывает на миграцию нахского населения136. Об этом говорят и предания многих нахских тейпов. Так, например, род Церо – выходцы из Дарьяльского и Санибского ущелий, а в чеченском предании, записанном в ХIХ в. П.А. Голо- винским, сообщается, что предки некоторых чеченских родов произошли от цо- ва-тушин, ныне живущих в Тианетском округе Грузии. По преданию самих же цова-тушин (бацоев), их предки когда-то жили на юге от Грузии, но во время нашествия арабов были вытеснены в Кавказские горы137. Согласно преданиям, записанным К.Н Россиковым и А. Греном, жители гор- ных чеченских селений Шатоя и Киало, расположенных в долине р. Чанты-Аргун, где когда-то находились святилища с основой ци//ца в названиях, еще во второй половине ХIХ в. считали себя потомками закавказских тушин и хевсуров138. На- ряду с преданиями ряда тейпов чеченцев и ингушей, повествующими об их выхо- де из Грузии, соответствующие сказания встречаются и у грузинского населения горной части современной Восточной Грузии (Дарьяльское ущелье, Хевсуретия, Шатили, Мигмахеви, Архота, Тианети и др.139). Согласно этим сказаниям, на ука- занных землях ранее проживали кистинцы (грузинское наименование вайнахов), а затем они были заселены грузинами140. 134 См.: Кобычев В.П. Расселение чеченцев и ингушей… С. 171. 135 Алироев И.Ю. Нахские языки и культура... С. 147. 136 См.: Кобычев В.П. Указ. соч. С. 170–171. 137 Головинский П.А. Заметки о Чечне и чеченцах. ССТО, вып. 1. Владикавказ, 1878. С. 46. 138 Россиков К.Н. Поездка в юго-западную часть горной Чечни и в западный Дагестан // «Известия Кавказского отдела Русского географического общества». Тифлис, 1888. Т. IХ. № 1. С. 99; Грен А. Исторические легенды чеченцев // СМОМПК. Тифлис, 1897. Вып. 22. Отд. 3. С. 22. 139 Очиаури Т.А. Опыт изучения этнической истории горцев Восточной Грузии… С. 25-26; См. также: Кобычев В.П. Расселение чеченцев и ингушей… С. 179. 140 Очиаури Т.А. Опыт изучения этнической истории горцев Восточной Грузии… С. 26. Цанары 159 Процесс миграции населения нашел отражение и в топонимах-двойниках, образованных с помощью нахского топонимообразующего суффикса р(ра) – по- казателя исходной точки действия, отвечающего на вопрос откуда? (мичара141). Например: Хьага = Хьагара (Хьагара – Из Хьага), Вашенда = Вашендара (Ва- шендара – Из Вашенда), Ялха = Ялхар (Ялхар – Из Ялха) и др. Однако в данном случае нас больше интересуют топонимы с основой ца//цIу. Так, по преданиям представителей рода Церо (по бацбийски – ЦIер), их предки являются выходцами из Дарьяльского ущелья (верховья Терека), что и отражено в названии Цер: ца// Iи – очаг, дом, р(ра) – суффикс топонимообразования, исторический формант ис- ходного I падежа, т.е. Из Ца (ЦIе) (ЦIер – Из Цей). Жители чеченских селений Цанара и Цуонтора (общества ЦIонторой), соглас- но местным преданиям, записанным еще во второй половине ХIХ в., считали себя потомками закавказских цова-тушин и хевсуров и выходцами с Южного Кавказа142. Именно такую информацию несут в себе названия Цанар(ой) и Центар(ой). Сло- во Цанар состоит из основы ца//цIу и двух топономообразующих суффиксов – на и р (ра). Компонент на (Ца-на-р) является «древним нахским словообразовательным суффиксом, указывающим направление на поверхность объекта143» (например, Эрса- на, где эрс – лесистый хребет, получаем На лесистый хребет), а суффикс р(ра) – это показатель исходной точки действия, отвечающий на вопрос мичара (откуда). Что же касается форманта та в имени Центарой, то он тождественен по значению фор- манту на, и оба они представляют собой равнозначные послелоги, причем формант на древнее, чем та, и присоединение последнего произошло в более позднее время144. По определению К.З. Чокаева, наличие в нахских топонимах нескольких грам- матических показателей – явление закономерное. Эти показатели, во-первых, указывают «на направление от и к данной местности и подсказывают о движении нахских племен в разных направлениях», а во-вторых, говорят о том, что ми- грационное движение этих племен «происходило с большими перебоями, через большой интервал между моментом заселения того или иного объекта и момен- том выхода насельников из соответствующего объекта в целях дальнейших ми- грационных движений145». Отсюда: Цан(а) – на Ца, Цанар – из Цана. Из сказанного следует, что слово цанар на нахских языках буквально озна- чает (прибывшие) из Цана, где Цан, в свою очередь, является промежуточным 141 «В нахских языках суффикс р (ра) служил показателем исходной точки действия, отвечающего на вопрос мичара (откуда). …Присоединившись первоначально …к соот- ветствующим основам, характеризующим местность, для связи управления, формант ра сросся с основами, превратив их из нарицательных имен в собственные названия геогра- фических объектов» (Чокаев К.З. Суффиксальные образования топонимических назва- ний в вайнахских языках. С. 51; Дешериев Ю.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков… С. 62). 142 Россиков К.Н. Поездка в юго-западную часть горной Чечни… С. 99; Грен А. Исто- рические легенды чеченцев... С. 22. 143 Чокаев К.З. Суффиксальные образования топонимических названий… С. 55–56. 144 Там же. 145 Там же. С. 51–52. 160 Глава III. Кавказские хоны и цанары пунктом по пути следования цанар из первоначального места проживания – Ца (ЦIу//ЦIов). Таким образом, в названии Цанар зашифрована информация о по- этапном продвижении племени цанар с юга на Кавказ (Ца (ЦIув)> Цан > Цанар), и эта информация почти полностью совпадает со сведениями о цанарах, изло- женными Варданом Аревелци, согласно которым люди, вышедшие из Халдии, некоторое время жили в Гардмане, а затем перешли к подножью Кавказских гор, назвав свою новую территорию Цанар (из Цана), т.к. она напомнила им прежнее место проживания (см. выше). Данные языка и свидетельства письменных ис- точников (в данном случае «Всеобщей истории» Вардана Аревелци) согласуются с этногенетическими преданиями самих цанар, зафиксированными еще в IХ в. арабским историком Масуди. Описывая царство цанар, Масуди передает также и бытовавшие у них в то время предания. По этим преданиям, цанары считали себя выходцами с юга: «Они [цанары] христиане, но претендуют на происхождение от арабов…, поселились здесь с давних времен. В этой стране они господствуют над многими народами146». По-видимому, Масуди записал один из вариантов бы- товавших среди цанар преданий, согласно которому, предки цанар переселились на Кавказ из Шама (Сирии), Аравии, Мусры. Во времена, когда Масуди записы- вал это предание (IХ в.), Сирия и Аравия входили в состав Арабского халифата. Именно это обстоятельство, скорее всего, и явилось причиной трактовки араб- ским историком цанарских преданий о выходе из Аравии или Сирии как «пре- тензии» цанар на арабское происхождение. Сказания цанар сходны с этногенетическими преданиями современных нах- ских народов – чеченцев, ингушей и бацбийцев (цова-тушин). В предыдущей главе в разделе «Фольклор» уже упоминались нахские предания, которые – с не- значительными расхождениями – рассказывают о том, что предки чеченцев, ин- гушей и бацбийцев в глубокой древности переселились на Кавказ с юга. По пути они некоторое время проживали в Кыгызмане, затем у халибов на берегу Черного моря, затем переселились в западные районы Центрального Кавказа, а оттуда – на восток, к ущельям Армхи и Сунжи. Согласно этногенетическому преданию одного из крупнейших вайнахских тейпов Цачу//Циечу, прародиной данного тейпа является место Ца, а предста- вители тейпа и есть те «черные мерджойцы, что жили на реке Зигура у берегов Черного моря147». В данном случае нельзя пройти мимо поразительного факта: название Зигур (Зиг-ур – из Зига) нахских этногенетических преданий находит прямую параллель в древних названиях, которые упоминаются в античных ис- точниках на юго-восточном побережье Черного моря, в местах проживания ха- либов (Халтик) – это местность Зигана (Зига-на), Зигаполь (Зига-поль) на бере- гу реки Цанахи (соврем. река Харшит, впадающая в Черное море юго-западнее г. Трапезунта, Турция) и перевал Зиган в 40–45 км к юго-западу от Трапезунта, на восточном водоразделе реки Цанахи. Зиган встречается и в топонимии верховьев 146 Масуди. Луга золота и рудники драгоценных камней // СМОМПК. Тифлис, 1908. Вып. 38. С. 45; Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента... С. 210–122. 147 Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии... Ч. II. С. 79. Цанары 161 рек Иори и Алазани - это местность Зигана в Цанарии. О местности Зигана в до- лине Алазани имеется сообщение и в грузинской хронике ХIV в.148 Река Цанахи в Юго-Восточном Причерноморье упоминается еще Прокопием Кесарийским, а армянским авторам долина реки Цанахи известна как ущелье ца- нахов (Цанаходзор, где дзор – ущелье по-армянски). В гидрониме Цанахи ком- понент хи, возможно, является хурритским суффиксом, имевшим широкое рас- пространение в этих местах. В то же время формант хи (х//ха) – это древний нахский топонимический суффикс, обозначавший пространственность. Суффикс х (ха) со значением пространственности обнаруживается в древнейших топони- мах горной полосы Чечни и Ингушетии – Джейра-хи, Наш-ха, Чарма-хи, Цаца- хи и др.149 Учитывая генетическое родство хуррито-урартских и нахских языков, суффикс хи (ха), возможно, следует относить к их общему словарному фонду, хотя не исключено, что в гидрониме Цанахи, компонент хи – это нахское слово, означающее вода, река, отсюда – Цанская река, Цанская вода. Однако указанное место является лишь промежуточным пунктом, временным поселением на пути, перемещавшихся на Кавказ. Их прародиной и отправной точкой путешествия этногенетические предания называют Ца//Циу//Цов (по другим вариантам, Муср, Нахчаван – см. ниже), а согласно сообщению Вардана Аревелци, этим местом была Халдика. Вся эта информация приводит нас к обла- сти Цопа (Цупани, Цоб), описанной ассирийскими и урартскими источниками и размещающейся у слияния Арацани с Евфратом. Название этой области кавказо- веды справедливо связывают с нахскими цова (цоба)-тушинами(бацбийцами150). Именно в этот регион (Цоп, Цоб, Цупани) как в исходный пункт миграции цанар приводят нас все перечисленные выше свидетельства. Если учесть, что страна Цопа (Цупани) в период падения Урартского царства оказалась под влиянием Вавилонского (Халдейского) царства, то становится понятным сообщение Вардана Аревелци о цанарах как о людях, вышедших из страны Халдии: Таким образом, получает надежное подтверждение информация, заложенная в слове цанар, а также подтверждаются сведения, сохранившиеся в письменных источниках и этногенетических преданиях нахов, говорящие о том, что по пути на Кавказ из Ца (Циу, Цова), или Халдии, цанары некоторое время проживали у халибов (Халтик) на берегу реки Зигур (Зиг-ур – из Зига), а затем – в Гардмане. Приведенные выше свидетельства становятся еще более убедительными, если принять во внимание то, что во всех географических пунктах, где, согласно Вардану Аревелци и этногенетическим преданиям, цанары останавливались на какое-то время по пути из Халдии (Цова) на Кавказ, выявляются древние назва- ния, в том числе и с основой ца//цу, объясняемые только на нахских языках. Под- робнее об этих фактах разговор пойдет ниже, здесь же будут отмечены некоторые из них. 148 См.: Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей... С. 105. 149 Чокаев К.З. Суффиксальные образования топонимических названий… С. 51–52. 150 Меликишвили Г.А. Наири – Урарту. Тбилиси, 1954. С. 89. 162 Глава III. Кавказские хоны и цанары Название горного хребта, образующего Водораздел между бассейнами рек Чо- роха и Куры – Арсиан (Арсианский хребет). Нахское происхождение топонима Арсиан достаточно убедительно обосновано К. Тумановым: арс//арц на нахских языках означает лесистый хребет, а компонент на – это древний нахский суф- фикс, указывающий направление на поверхность объекта, отсюда Арсиан – На лесистый хребет (К лесистому хребту151). Этим названием довольно часто обо- значаются поросшие лесом горные хребты Чечни и Ингушетии, и надо отметить, что Арсианский (Лесистый) хребет, некогда сплошь покрытый лесом, полно- стью соответствует своему названию. Кроме того, у подножья Арсианских гор, в области Тайк (Тао) находится район Арсиацпор (Арсианское ущелье). Главная средневековая крепость этой области Арцик (Арсис), расположенная на правобе- режье Чороха, к юго-востоку от современного Кискима, была построена на месте древнейшего поселения и своим названием тоже, вероятно, обязана расположе- нию на склоне лесистой горы. Основу арц//арс можно также встретить в Ерзерум- ском плоскогорье, в древних названиях заросших лесом горных хребтов, возвы- шенностей и разместившихся на утесах поселений: горная гряда Арцапкар (кар (քառ) – по-армянски камень) в Байазетской области Ерзрумского округа; древние городища в гористых местностях Арце, Арцити, Арцетон, Арцеваник, Арцати, на юго-восточном склоне Цветистой горы, к северо-востоку от г. Ерзерума и др. Древнее название самого округа и города – Ерзерум – Арцнрум (Арц(н)-рум), также восходит к основе арц//арс, как и название средневекового города-крепо- сти Артануджи – Арцес, упоминаемое Константином Багрянородным152. Следует также вспомнить крепость Бердацпор у истоков Куры, в древности входившую в область Арсиацпор: название Бердацпор состоит из нахского слова берд – скала, к которому присоединяется древнеармянское пор – ущелье, отсюда Скалистое ущелье153. Согласно древнегрузинской исторической традиции, юго-восточные рубежи земли Картлоса, выделенные ему его легендарным предком Таргомосом, дохо- дили до «Эрети и реки Бердуджи154». Река Бердуджи отождествляется с совре- менной рекой Дебедой, притоком реки Храми, впадающей в Куру в области Гар- дман. Этимология гидронима Бердуджи лингвисты связывают с нахским словом берд – скала, отсюда возникает значение крепость155. Ущелье реки Бердуджи раннесредневековым армянским авторам было известно под названием Цоба- пор (Ծոբափոր), где пор – ущелье на древнеармянском, т.е. ущелье цоб-ов (цов- ов). Здесь же находилась область Цоп с центром Цовк, в которой упоминается 151 Туманов К.М. О доисторическом языке Закавказья. Тифлис. 1913. С. 34–37. 152 Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. С. 44. 153 Следует, при этом, иметь в виду, что на территории исторической Армении на- считываются десятки мест с названием Берд, где были расположены древнеармянские укрепленные сооружения, которые возникли после урартского периода и, естественно, не имеют никакого отношения к рассматриваемой нами проблеме. 154 Мровели Леонти. С. 21. 155 Аджарян Гр. Коренной этимологический словарь армянского языка. Ереван, 1973. Т.1. С. 443. Цанары 163 ущелье Бердацпор (Բերդացփոր). Таким образом, прослеживается прямая связь между названиями Цоба (Цова, Цопа) в области Гардман и Цоб(ена) на левобере- жье Арагви, а также цова-тушинам и соответствующими этнотопонимическими образованиями в центральных районах Кавказа (см. выше). Эта связь настолько очевидна, что вряд ли нуждается в каких-либо дополнительных комментариях. Итак, данные топонимики и языка, а также информация, содержащаяся в пись- менных источниках и этногенетических преданиях, отчетливо говорят о том, что народ, в зависимости от района проживания носивший, по словам Н.Я. Марра, «название цанары в той или иной форме мн. числа, как-то: ť >anar, ť >an, ť >ora, ť>or, ť>ova, ť >opa156», оставил память о своем проживании в те или иные истори- ческие периоды на достаточно обширной территории. Столь поразительное со- впадение сведений разнохарактерных и независимых друг от друга источников дает серьезные основания доверять им. По сведениям Вардана Аревелци, переселившиеся на Кавказ «некоторые мужи халдейские» назвали область, в которой обосновались, по имени первоначально- го места проживания – Цанар. Именно эта информация, объясняемая на нахских языках, зашифрована в слове Цанар (из Цана), и эта информация, как и сведения письменных источников, полностью совпадает с этногенетическими преданиями как средневековых цанар, так и современных вайнахов. Во всех источниках – и письменных, и устных, указаны идентичные названия исходной точки миграции цанар, географических пунктов, через которые они проходили, и места, в которых поселились на Кавказе. Эти данные, в свою очередь, согласуются с данными то- понимики и этнонимики, находящими реальное подтверждение и объяснение в нахской этнотопонимике. Здесь следует обратить внимание на весьма интересный факт. По сообщению «Мокцевай Картлисай» (см. выше), из Халдеи прибыли хоны, а Вардан Аревелци, прибывший из Халдеи народ именует цанарами. Если нанести на карту террито- рию, на которой упоминаются цанары и хоны, можно обнаружить удивительное совпадение: в тех местах, где находим топонимы Цан, Цопа (Цова), Цанар, неиз- менно присутствует также и название Хон. Так, в Понтийских горах, в верховьях Чороха в V в. до н. э. размещаются хоны, и здесь же, в долине Чороха располо- жена область Цанк (Цаника). В Гардмане, в пределах области Цов(к), на право- бережье реки Куры, у слияния Куры и Храми находился древний укрепленный город Хунан (Хун-ан – Хуна-ракерт древнеармянских источников), упоминаемый в грузинских источниках в числе городов, которые застал Александр Македон- ский. О древности этого названия говорит и то, что строительство г. Хунан древ- негрузинская традиция приписывает легендарному Картлосу («Картлос построил крепость Хунан157»). Территория, простирающаяся от Дарьяльского ущелья на северо-западе до границ исторической Албании на юго-востоке, в III–IV вв. называлась Хон (Масаха-хон), а с V в. – Цанария. В Цанарии известны гора и местность Хон, а 156 Марр Н.Я. К истории передвижения яфетических народов… С. 398. 157 Мровели Леонти. С. 56. 164 Глава III. Кавказские хоны и цанары также гидроним Хон-Аргун (Чанты-Аргун), здесь же до сих пор существуют нах- ские родоплеменные группы с названиями хоной, цова. В связи с этим, представляется вполне вероятным, что цанар – это не название одного конкретного нахского племени, а общее, собирательное наименование нах- ских племен, произведенное от цIа (цIова) – божество огня. Группа племен, по- клонявшихся единому божеству и известных по его имени, в период раздробленно- сти или расселения могла быть известна и под другими именами – на это указывает то, что данный термин использовался в письменных источниках на протяжении всего I тыс. н. э., в основном в собирательном значении. В период возвышения того или иного племени его политическое влияние распространялось на другие, родственные, группы племен, и последние могли быть известны по имени доми- нировавшего племени, например, в III–IV вв., когда господствовали хоны, другие племена также называли их именем. Исходя из этого, я склонен думать, что хоны и цанары являются двумя разными наименованиями нахских племен.

0

2

В своем сочинении «Всеобщая история» Вардан Аревелци пишет: «…Некоторые мужи халдейские, вышедшие из своей страны, пришли в Гардман и сказали гардманскому князю: «Уступи нам частицу креста, данного тебе (императором) Ираклием, а мы примем христианскую веру и будем служить тебе», что исполнилось. Эмир багдадский, узнав об этом, стал грозить им; и, устрашенные, они удалились к подошве Кавказских гор. Споспешествуемые Христом, в которого они уверовали, завладели они всеми (окрестными) областями… И [эти халдеи] назвали свою область Цанар на том основании, что в ней они узнали первое свое местожительство» (выделено мной. – Г.Г.). [Всеобщая история Вардана Великого. М., 1861. С.]

Нисколько не удивлен тому, где Гумба обрывает цитату Вардана, ведь буквально в следующем же предложении, армянский летописец свидетельствует о цанарах, что "они говорили на иверийском [грузинском] языке". И как и ожидаемо от Гумба, он опускает данное свидетельство, даже не решаясь его истолковать, ведь это так сокрушительно бьет по его концепции о принадлежности цанар к вайнахам.
Точно таким же образом некоторые мужи халдейские, вышедшие из своего отечества, пришли в Гардман и сказали гардманскому князю — “Уступи нам часть Креста, данного тебе Ираклием, а мы примем христианскую веру и станем твоими слугами;” что и исполнилось. Эмир багдадский, узнав об этом, стал грозить им; и они, устрашенные, удалились к подошве Кавказских гор. При помощи Христа, в Которого они уверовали, завладели они всеми (окрестными) областями, так что один из них, по имени Давид, вступивший в свойство с царем дцорогетским, вступил даже на престол. Эти Халдеи назвали свою область Тцанарк на том основании, что в ней они узнали первое свое местожительство. И так как они говорили на иверийском языке, то гардманский князь пригласил для них, хорепископа. (Вардан Великий, "Всеобщая история")

0

3

В конкретном случае для нас важно то, что текст Вардана Аревелци перекликается со сведениями грузинских источников о прибытии из Халдии в Картли воинственных хонов.


Халдия у грузин и Халдия (Хагтик, Халдив) у армян, это совершенно разные страны. Последняя соответствует Халдии, Цанике и Саннике греко-римских источников. Грузины же называли эту страну Чанети, страна чанов, что в точности соответствует их самоназванию, поскольку их язык (мегрельский) однокоренной с языком грузинским (картлийский). И напротив, ни в греческом, ни в латыни, нет аналога звуку первой буквы этнонима "чан"/'тчан", почему греко-римские авторы и употребляли тут заменяющие буквы.

Что касается мровелианских халдеев, то несомненно, это и есть классическая Страна халдеев в Месопотамии. Так что нет, не перекликается; это абсолютно разные истории, настолько разные, насколько отличаются семиты-халдеи Месопотамии и причерноморская мегрельская Халдия.

0

4

Самое раннее упоминание о цанарах принадлежит Птолемею, согласно которому, во II в. н. э. цанары проживали на землях, расположенных между Иберией (Картли) и Албанией. [Pt. V, 8, 17–25.]


Ложь. Во-первых, не цанары, а санареи, и не факт, что санареи это цанары.

Во-вторых, согласно Птолемею, санареи - ведь Гумба под цанарами у Птолемея, очевидно видит санареев - расположены "выше Албании". Иберию, в связи с санареями, географ не упоминает, и потому, нет повода думать, будто Птолемей считает местом их обитания территорию между Иберией и Албанией.

Тут главное, что "выше Албании" следует понимать как "севернее", при чем, это не мое предположение, но это утверждается в примечаниях по русскому переводу труда Птолемея (см. примечание № 30). Там же поясняется, что "ниже" надо понимать как "южнее".

Таким образом, в "Географии" Птолемея, санареи локализованы севернее Албании, то есть на территории современного Дагестана. При таком раскладе, санареев Птолемея тем более нельзя отождествлять со Страной цанар, или Санарией более поздних, арабских и византийских источников, зафиксированной ими восточнее Дагестана.

0

5

Затем, начиная с V в. и на протяжении всей второй половины I тыс. н. э., цанар на указанной территории фиксируют греко-латинские, армянские, грузинские, арабские и др. раннесредневековые источники.


Неправда. Первая, она же эпизодическая, фиксация относится к VII веку (Ашхарацуйц). Следующее упоминание уже в VIII веке (арабские источники), и лишь с этого момента, Санария занимает прочное место в различных летописях последней четверти тысячелетия.

0

6

По данным «Ашхарацуйца», как уже было отмечено, Цанария охватывала территорию всего Дарьяльского ущелья. На юге во владения цанаров входили Цилканские (Циканские) ворота и лежавшие вокруг них земли, а на севере – области, расположенные на подступах к Дарьяльским воротам с севера. Цанары держали под контролем не только Дарьяльское ущелье, но также и перевальные пути, проходившие по верховьям рек Ассы, Чанты и Шаро Аргун, по ущельям Хилдихарой, Майста, Мелхиста, Панкиси и др. и связывавшие Южный и Северный Кавказ.


Непонятно, на что опирается Гумба, когда включает в состав Санарии верховье Ассы, а также Чанты, Шаро-Аргун, Хилдехарой, Майсту и Мелхисту.

0

7

По вопросу этнической принадлежности цанар в научной литературе существуют разные точки зрения. Было высказано предположение о возможной генетической связи цанар с грузинской народностью – сванами. [Какабадзе С.Н. О племени цанар... С. 111–112; Лордкипанидзе О.Д. Наследие древней Грузии. Тбилиси, 1989. С. 391.] Однако это мнение выглядит неубедительно потому, что опирается лишь на созвучии терминов сван// сан и цан (цан(ар), без учета историко-географических реалий. [Сторонники грузинского (сванского) происхождения цанар опираются в основном на лингвистическую аргументацию Н.Я. Марра, который использовал цанарский материал лишь как дополнительное средство для обоснования своей «яфетической теории». Применяя свой «метод палеонтологического анализа», когда на основании нескольких элементов сопоставляются слова самых различных языков, причем слова, почти не схожие по звучанию и различающиеся по значению, Н.Я. Марр генетически связывал цанар (цанов) с тюркоязычными карачаевцами и балкарами, со сванами, абхазами и ираноязычными савроматами (Марр Н.Я. Из поездок в Сванию (лето 1911 и 1912 гг.) // «Христианский Восток». Т. I. Вып. I. СПб., 1913. С. 305). Нужно ли говорить о том, что Н.Я. Марра и его последователей в вопросе об этническом происхождении цанаров ждала неудача? Но вместе с тем, благодаря своему гениальному лингвистическому чутью Н.Я. Марру удалось провести ценнейшие наблюдения и сделать о цанарах выводы, имеющие большое значение для современной науки.]


Вот значит как. Стоило Гумба найти у Марразматика неугодную себе и неудобную для себя концепцию, то хвалебно-восторженная тональность Гумба по отношению к этому "основоположнику научного кавказоведения", как он называла Марра во второй части первой главы, сменилась скепсисом и даже критикой. И только под конец, как бы предупреждая мою мысль, Гумба оставляет задел на будущее, что мол, Марразматик все же гениален. Это видимо на те случаи, когда Гумба станет приводить другие, более приемлемые для него марристские теории. Сванское происхождение цанар, как понимаем, в число таковых не входит.

0

8

Факт проживания сванов в районах Дарьяльского ущелья не только в I тыс. н. э., но также до и после этого периода не подтверждается никакими материалами. По свидетельству многих письменных источников (античных, арабских, армянских, грузинских), сваны однозначно локализуются в западной части Южного Кавказа, в верховьях Риона и Ингури. При этом античные, армянские и грузинские источники, одновременно упоминая как сванов, так и цанар, локализуют их в совершенно разных частях Кавказа.


А в предыдущих главах, Гумба утверждал, что в верховьях Риона и Ингура искони обитали вайнахи. Что до сванов, то Гумба до сих пор мнимо даже не знал такого народа. Когда же это, интересно, сваны успели занять нахские земли в верховьях обозначенных рек, что теперь у Гумба тут живут сваны?

0

9

Птолемею, например, известны суаны и санареи, а в «Ашхарацуйце» достаточно четко определены места расселения и сванов, и цанар. Кроме того, с лингвистической точки зрения, весьма сомнительно отождествление терминов сван (соан, суан) и цан(ар), поскольку в слове цанар первичен звук ş (ծ, цI), не передаваемый в греко-латинском и русском языке, а в слове сван – звук с (s). Греко-латинские авторы не могли передать звук ş (ծ, цI) и поэтому использовали s (с), но армянские и грузинские авторы, разумеется, могли это сделать, поэтому они четко разделяют и не смешивают санов (сванов) и цанар.


Согласен. Только одна поправочка. В термине "сван" (соан/суан) также первичным звуком является не "с". Там на самом деле "ш". Самоназвание этого народа - мушван. Мегрелы называют их шон, и в такой форме это было передано грекам и римлянам, в чьих языках не хватало, ко всем прочим, и звука "ш".

Но повторю, что согласен с Гумба, и версию о сванском происхождении цанар следует отвергать. Разница между нами, в данном случае, лишь в том, что Гумба отвергает ее не из-за отсутствия, или наличия аргументов "за" или "против", но потому что Гумба с самого начала, как сел за написание своего труда, решил, что переведет, перечислит историю цанар на счет своей остросюжетной эпопеи о древней истории вайнахов. Это означало, что он в любом случае отверг бы каждую из версий о происхождении цанар, оставив лишь одну - нахскую.

0

10

Этноним цанар сохранился в названии округа Эрцо, расположенного в долине реки Иори, между Тианети и Гомбори, означающем буквально страна t’anarов; [Марр Н.Я. К истории передвижения яфетических народов… С. 397.] также цанар сохранился в названии района Цобени (ծոբենոր «Ашхарацуйца», груз. ) с одноименным центром на левом берегу р. Арагви, к востоку от озера Базалети и северо-западе от Эрцо.

У грузин имеется несколько версий по этимологии Эрцо. Перечислять их не стану, это и «эрцева», и «эри ицо», и т.д. Главное, что среди них нет версии о цанарах.

0

11

В настоящее время термин цобени применяется для обозначения нахоязычных цова-тушин (бацбийцев), но в древности он использовался как название достаточно большой территории, лежавшей между ущельями Лехури-Ксани и Арагви-Иори. [См.: Джавахишвили И.А. История грузинского народа... Т. I. С. 75; Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии... С. 124.]

Ничего подобного и близко нет в трудах Джавахишвили и Меликишвили, да и не могло быть. Откуда такое можно взять, что термином "Цобени" обозначалась указанная территории?

Единственно что, Меликишвили и правда отметил, что термином "цобени теперь называют цова-тушинцев".

Что касается термина "цова", то не думаю что он связан с топонимом "Цобени", как и версию о связи с грузинским глаголом "цова" тоже считаю неприемлемой (тут случайное созвучие). Зато по тушинским преданием известно имя предводителя ингушских переселенцев, пришедших в Тушетию, это Цоэ, или Цоа. С уверенностью можно говорить, что от его имени и пошло название Цовского обществ.

0

12

Также основа ца/цо, присутствует и в названии цова//цоба//цопа «той половины тушинского народа, которая сохранила свою родную чеченскую речь рядом с грузинской». [Марр Н.Я. К истории передвижения яфетических народов… С. 397-398.] Сами же бацбийцы (цова-тушины) называют Кахетию Цовата – Цова(та), и до сих пор считают ее своей прародиной. [Шавхелишвили И.А. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено- ингушским народами... С. 35.]

Как бацбийцы могут считать своей прародиной Кахетию, когда, согласно тушинским преданиям, бацбийцы пришли в Тушетию из Ингушетии, отделившись от галгайцев?

Я приведу данные грузинского этнографа Рафаила Эристова (XIX в.):
Цова, или Цовское общество, есть племя Кистинское, самобытное, Галгайского происхождения, не утратившее еще природного коренного своего языка. Оно в древние времена обитало в ущелье Глигвы, образованном речкою сего же имели, близь снежного хребта, на северном его скате. Кисты эти, за несколько пред сим столетий, поссорясь с другими родственными своими племенами, разделились на части и удалились в Хевию, Мтиулетию, Чартили, Хандо и другие боковые Арагвские и Терекские ущелья; но, вскоре в этих местах почувствовав сильные притеснения от Арагвского Эристави и узнав, что около вершин Алазани, в соседстве малочисленных в то время Гомецарцев, на полуденном скате главного хребта, находится много пустопорожних мест, — перешли сюда с согласия самих Тушин.
Соединение Цовцев с Тушинами весьма было полезно для последних. Цовцы, кроме того, что значительно усилили собою Тушин, вскоре сделались еще первейшими защитниками страны, избранной ими для своего поселения. Многократно пролитая их предками и ими кровь для защиты Тушетии; общее их участие с Гомецарцами, при прежних несчастных обстоятельствах, в уплате даней Лезгинам, Кистам и плата сабалахо (за паству скота) Аварскому Омар-Хану, от коей они избавлены одною только силою русского оружия, — доказывают что Гомецарцы не ошиблись в принятии Цовцев в свои места. Однако я помню чрезвычайно любопытные и касающиеся прихода Цовцев в Тушетию, слова одного Гомецарского старшины, от которого, по поводу спора Гомецарцев с Цовцами, за землю, занимаемую последними, потребовали документы на принадлежность им этой земли. Он отвечал: «какие могут быть у нас документы? Несколько столетий тому назад, мы приняли Цовцев, как иностранных пришельцев, дали им для жительства, по своему хотению, не большую горную долину, называемую Индурт и, также по своему хотению, позволяли все это время пасти принадлежащие им стада на земле, нами прежде их занятой; но теперь не желаем, чтобы Цовцы имели хотя малейшее влияние на эту землю».
Кроме этих племен, в округе состоят деревни и селения Тионетского и Эрцойского ущелий, Алванского или Алонского поля, пожалованного Тушинам, за оказанные ими услуги, царем Леоном, и селения, отчисленные сюда из Телавского уезда, во время образования округа.
Трудно основываться, не имея исторических фактов и данных, на одних преданиях и рассказах Тушин, Пшавцев и Хевсур, о происхождении их, а догадочные сведения слишком шатки для истории. Происхождение Цовского общества или, лучше сказать, переселение оного на ущелья Глигвы в Тушетию, не подлежит сомнению.
Кистинский язык, которым они говорят, служит верным тому доказательством; об остальных же может каждый выводить свои заключения из всего, что я уже сказал выше; может каждый рассуждать так, или иначе, хотя догадочно. И в таком случае почему не предположить, что на горах этих, были основаны грузинскими царями военные поселения для защиты Кахетии, Тионетского ущелья и нынешнего Душетского участка, от нападений со стороны неприязненных нам горцев ? Почему не думать, что племена эти — суть остатки грузинских войск? А нужно сказать, что в военном отношении, для защиты края, нельзя избрать места, лучше занимаемого Тушинами, Пшавцами и Хевсурами. Они с этих пунктов, охраняя границы наши, в тоже время, держат в страхе соседних горцев и управляют ими.

(Р. Эристов, "О Тушино-Пшаво-Хевсурском округе")

Эристов тут весомее А. Шавхелившили (если он правда писал такое), поскольку Шавхелишвили написал свою работу век спустя. Но если Гумба сторонник принципа "что позднее то предпочтительнее", то могу дать цитату из Волковой. Шавхелишвили написал работу в 60-е годы, а Волкова свою экспедицию, где и собрала свидетельства цовцев, совершила в 70-е годы.

Вот речь одного из цовцев, записанная Волковой: "Мы, цовцы, – грузины, но по происхождению кистины, и язык наш родствен кистинскому. На сегодня мы, цовцы, являемся частью тушин, но пришедшими с другой, западной стороны, из страны Галгай. Когда шах Аббас хотел обратить всех горцев в мусульманство, тогда галгайцы подались в горные районы Грузии".

0

13

В «Мокцевай Картлисай» территория Дарьяльского ущелья (современный Казбегский район Грузии) и верховье Арагви называются ущельем цанар, хеви цанаретиса. [Обращение Грузии. С. 22.]


Ничего подобного. Словосочетание такое грузинская историография знает конечно, да только оно не присутствует в "Обращении Грузии".

0

14

Уже сам факт того, что осетины и грузины называли указанные районы этнонимом цан (цанар) свидетельствует о том, что цаны (цанары) не относились ни к ираноязычным, ни к грузиноязычным племенам.


Странный вывод.

0

15

Этноним цова-тушин также происходит от имени божества Ца//ЦIу. До сих пор тушины «разделяются на туш-бацой (тех, кто поклонялся божеству Туш) и цу-бацой (тех, кто поклонялся божеству ЦIув). Туш-бацои ныне полностью огрузинились. Цу-бацой (цова-тушины) и поныне сохраняют свою изначальную (нахскую) этническую принадлежность».


Похоже, это либо дешериевская выдумка, или гумбовское искажение Дешериева. Близко познакомившиеся в XIX веке с тушинами исследователи, не сообщают нам подобных фактов. Якобы существовало разделение тушин на туш-бацой и цу-бацой, первые из которых огрузинились (значит изначально грузинами не были), а другие сохранили нахскую идентичность. Из этого вывод, что тушины изначально были этносом нахским. Повторю, это выдумки, и я сейчас спокойно это докажу.

...Тушины составляют 4 общества: Цовское, Гомецарское, Чаглинское и Пирикительское (Дамахкрай). Они отличаются частью языком, частью местом жительства, но во всех других отношениях совершенно сходствуют между собой. Цовские и Пирикительские тушины суть кистинского происхождения из общества Галгай. Язык их кистинский, или, что совершенно все равно, чеченский... ...Остальные два общества тушин - Гомецарское и Чаглинское, суть верные оригиналы предков нынешних грузин. Язык их древнегрузинский, но почти большая часть из них объясняется на кистинском языке...
Газета «Кавказ», N 7 , 10 , 14 , Тифлис, 1849 г.

Единственно, поправлю, вместо Чаглинское должно быть Чагма. Возвращаясь к Юнусу Дешериеву. Если он такое и правда написал, то вероятно имел ввиду бацбийцев, а не тушин в целом. Гумба же взял и переиначил, будто речь идет в целом о тушинах.

0

16

В Южной Осетии существуют топонимы Цеси и Цона (Джавский р-н). К этой же группе следует, видимо, отнести также местности Цона в верховьях р. Квирилы и Цопа в Марнеульском районе соврем. Западной Грузии.


Обе эти Цона, это дублирование одного и того же топонима, ведь Джавский район включает в себя верховье реки Квирила.

"Цопа в Марнеульском районе" похоже каким-то забавно-причудливым образом вышло у Гумба из тюркского топонима Карачоп, как называют местные тюрки Сагареджо.

0

17

Так, например, род Церо – выходцы из Дарьяльского и Санибского ущелий, а в чеченском предании, записанном в ХIХ в. П.А. Головинским, сообщается, что предки некоторых чеченских родов произошли от цова-тушин, ныне живущих в Тианетском округе Грузии. По преданию самих же цова-тушин (бацоев), их предки когда-то жили на юге от Грузии, но во время нашествия арабов были вытеснены в Кавказские горы. [Головинский П.А. Заметки о Чечне и чеченцах. ССТО, вып. 1. Владикавказ, 1878. С. 46.]


О происхождении и времени водворения чеченцев в горах нет положительных сведений. Предания самого народа очень сбивчивы; однако в них есть кое-какие указания. Так предания их говорят, что предки чеченцев произошли от бацоев, ныне живущих, между пшаво-хевсурами, в Тионетском округе. Предки же бацоев жили когда-то за Грузиею и до времени нашествия арабов, оттеснены были в кавказские горы. Из их три фамилии: Галгай, Ахо или Ако, и Шото, пробрались, и своими родичами, на места, занимаемые ныне горными чеченцами. Кто же эти бацои, и когда отделились от них три фамилии, образовавшие горных чеченцев, – предание не указывает. Изолированность каждого общества была, вероятно, причиной худости сохранившихся народных преданий, так как при таком положении потеря воспоминаний одних не могла возобновляться памятью других. ("Заметки о Чечне и чеченцах", "Из записок П.И. Головинского")

0

18

Наряду с преданиями ряда тейпов чеченцев и ингушей, повествующими об их выходе из Грузии, соответствующие сказания встречаются и у грузинского населения горной части современной Восточной Грузии (Дарьяльское ущелье, Хевсуретия, Шатили, Мигмахеви, Архота, Тианети и др.). [Очиаури Т.А. Опыт изучения этнической истории горцев Восточной Грузии… С. 25-26; См. также: Кобычев В.П. Расселение чеченцев и ингушей… С. 179.] Согласно этим сказаниям, на указанных землях ранее проживали кистинцы (грузинское наименование вайнахов), а затем они были заселены грузинами. [Очиаури Т.А. Опыт изучения этнической истории горцев Восточной Грузии… С. 26.]


Вот и выявилась правда, что Очиаури подразумевал не южные склоны Хребта, как однажды попытался представить Гумба, но северные, где и расположены "указанные земли", за исключением конечно Тианети, непонятно как сюда попавшей. Следовательно, не было никакой ассимиляции вайнахов грузинами; не являются местные грузины потомками якобы ассимилированных якобы вайнахов. Нет, их предки были грузинами, вытеснившими отсюда вайнахов - чеченцев и ингушей.

0

19

Данные языка и свидетельства письменных источников (в данном случае «Всеобщей истории» Вардана Аревелци) согласуются с этногенетическими преданиями самих цанар, зафиксированными еще в IХ в. арабским историком Масуди. Описывая царство цанар, Масуди передает также и бытовавшие у них в то время предания. По этим преданиям, цанары считали себя выходцами с юга: «Они [цанары] христиане, но претендуют на происхождение от арабов…, поселились здесь с давних времен. В этой стране они господствуют над многими народами». [Масуди. Луга золота и рудники драгоценных камней // СМОМПК. Тифлис, 1908. Вып. 38. С. 45; Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента... С. 210–122.] По-видимому, Масуди записал один из вариантов бытовавших среди цанар преданий, согласно которому, предки цанар переселились на Кавказ из Шама (Сирии), Аравии, Мусры. Во времена, когда Масуди записывал это предание (IХ в.), Сирия и Аравия входили в состав Арабского халифата. Именно это обстоятельство, скорее всего, и явилось причиной трактовки арабским историком цанарских преданий о выходе из Аравии или Сирии как «претензии» цанар на арабское происхождение. Сказания цанар сходны с этногенетическими преданиями современных нахских народов – чеченцев, ингушей и бацбийцев (цова-тушин). В предыдущей главе в разделе «Фольклор» уже упоминались нахские предания, которые – с незначительными расхождениями – рассказывают о том, что предки чеченцев, ингушей и бацбийцев в глубокой древности переселились на Кавказ с юга. По пути они некоторое время проживали в Кыгызмане, затем у халибов на берегу Черного моря, затем переселились в западные районы Центрального Кавказа, а оттуда – на восток, к ущельям Армхи и Сунжи.


По поводу преданий цанар, услышанных Масуди, и сходных с ними более поздних преданий вайнахов, записанных тысячу лет спустя. Схожесть определенная имеется, спору нет, согласен. Но есть одна существенная деталь у Масуди о происхождении цанар, которую Гумба опустил. Между словами «на происхождением от арабов» и «поселились здесь с давних пор» у Гумба пробел, отмеченный многоточием. Обратившись к первоисточнику, мы увидим, что там такое, в этом пробеле, имеется, что Гумба захотел это опустить.

Вот что не захотел показывать нам Гумба: «а именно от Низара бин Маадда бин Мудара, а затем от ветви семьи Укайл». Также он игнорирует и следующее предложение, где говорится, что цанары «утверждают, что они отделились, от низар в давние времена и что они те, кого мы называли среди народов в стране Мариб». Мариб это Йемен.

Что здесь важно? Ювелирная точность. Масуди не просто передает нам предания цанар о своих корнях откуда-то с арабских краев, не-то Шама (Сирии), не-то Мисира (Египта), как это старается обставить Гумба. Масуди с ювелирной точностью выводит происхождение цанар от бедуинов Аравийского полуострова. А родословные бедуинов крайне точны. По крайней мере так было во времена Масуди, когда каждое племя безошибочно разбиралось в сложной, ветвистой генеалогии племен Аравии.

Так, например, к роду этого Низара сына Маадда сына Мудара, возводил свое происхождение сам пророк Мухаммед, представлявший племя курайшитов. Все это чистокровные аравитяне-бедуины, что в свою очередь означает, что если мы станем опираться на Масуди, как хочет Гумба, то нам придется признать цанар потомками арабов.

Списать это на тщеславное стремление неофитов приписать собственное происхождение к одной родословной с любимым пророком, с чем часто сталкивались историки XVIII-XIX веков, изучавшие кавказские народы, среди которых в данный период происходило возрождение ислама, не получится, по одной простой причине – «они христиане», сообщает о цанарах Масуди. Не являясь мусульманами, но напротив, являясь в свое время самыми непримиримыми врагами ислама, цанары не имели никакого интереса придумывать себе происхождение от ненавистных аравитян.

У нас, следовательно, два выхода. Или мы отказываемся от информации Масуди относительно происхождения цанар, как от ложной информации, и это значит, что Гумба придется свернуть свой аргумент о родстве этногенетических преданий цанар и вайнахов (а значит и тождестве самих цанар и вайнахов). Или мы принимаем информацию Масуди, ведь, раз мы честные люди (ведь честные?), принимать нам ее придется целиком, а не так, как захотелось Гумба – вырванными кусками. И если принимаем ее, то нам следует считать цанар по происхождению народом аравийским, семитским, и никак не нахским.

Есть правда еще и запасной, третий выход, для тех, кому очень надо при помощи арабских источников сделать из цанар и вайнахов родственные народы. В этом случае, надо будет просто признать, что поскольку семитами являются цанары, и эти цанары родня вайнахам, то и вайнахи, через это, должны, значит считаться народом семитского происхождения. Дальше уже можно гадать, откуда у них такой, не имеющий ничего общего с арабским, язык. Например, что это исковерканный аварский, или измененный до неузнаваемости, грузинский.

Но выбрав первое, а именно, отказ от версии Масуди, нам ничего другого не остается, как принять версию Вардана Аревелци, который сообщает о чанском происхождении цанар. А чаны, как ни крути, представляют Картвельскую семью, о чем сам Вардан и повествует, говоря, что «цанары говорили на иверском языке», то есть на языке картвел.

0

20

Вся эта информация приводит нас к области Цопа (Цупани, Цоб), описанной ассирийскими и урартскими источниками и размещающейся у слияния Арацани с Евфратом. Название этой области кавказоведы справедливо связывают с нахскими цова (цоба)-тушинами(бацбийцами). [Меликишвили Г.А. Наири – Урарту. Тбилиси, 1954. С. 89.]


Предположение Г. А. Меликишвили (Наири-Урарту, стр. 89) о том, что страна Цупа обязана происхождением своего названия нахскому племени цова (бацбийцам), не может быть принято, так как, в противоположность абхазо-адыгским и грузинским племенам, племена нахско-дагестанские, уже и тогда совершенно отличные от них по языку (см. Е. А. Бокарев, Введение в сравнительно-историческое изучение дагестанских языков, Махачкала, 1901, стр. 18), ни разу не были засвидетельствованы на территории Армянского нагорья, и нет никаких причин предполагать их вторжение сюда на основании одного только отдаленного сходства единичного названия.
(«Предыстория армянского народа», И. М. Дьяконов)

0

21

Именно в этот регион (Цоп, Цоб, Цупани) как в исходный пункт миграции цанар приводят нас все перечисленные выше свидетельства. Если учесть, что страна Цопа (Цупани) в период падения Урартского царства оказалась под влиянием Вавилонского (Халдейского) царства, то становится понятным сообщение Вардана Аревелци о цанарах как о людях, вышедших из страны Халдии.

Но в армянской историографии Вавилон и халдеев не принято называть Халдией и халдиями. Халдия, или Хагтик у армян, это та самая причерноморская Халдия.

0

22

мегрельская Халдия с народом - чIани (на сев.кавказский языках - чI = грузинский - ჭ )

и сравним с - ЦIани, цIанары (тоже сев.кавказская транскрипция на кирилице. цI = წ )

когда не пользуются грузинскими буквами/звуками допускают ошибку и получается неполноценным изучение темы. тем более что у сев.кавказцев есть те же звуки/буквы в своих языках.

0

23

Shalva написал(а):

мегрельская Халдия с народом - чIани (на сев.кавказский языках - чI = грузинский - ჭ )
и сравним с - ЦIани, цIанары (тоже сев.кавказская транскрипция на кирилице. цI = წ )
когда не пользуются грузинскими буквами/звуками допускают ошибку и получается неполноценным изучение темы. тем более что у сев.кавказцев есть те же звуки/буквы в своих языках.

Можно еще отметить, что "ари" это одно из типично грузинских окончаний: одишари - одишец, сомхитари - сомхитец. Следовательно, цанари - цаниец, цанский человек.

0

24

Дато написал(а):

Непонятно, на что опирается Гумба, когда включает в состав Санарии верховье Ассы, а также Чанты, Шаро-Аргун, Хилдехарой, Майсту и Мелхисту.


ниначто не опирается, от себя добавляет, и создает "историю" на пустом месте, несмотря на то что у старых авторов дана локация цIанаров.

0

25

Как бацбийцы могут считать своей прародиной Кахетию, когда, согласно тушинским преданиям, бацбийцы пришли в Тушетию из Ингушетии, отделившись от галгайцев?

Есть данные ДНК исследовании, как помню у протестированных цова-тушин и ингушей общие предки 300-400 лет назад зафиксировали, соответственно можно понять что миграция из севера недавная.

0

26

Страбон. ГЕОГРАФИЯ. КНИГА XII

18. Над Тра­пезун­том и Фар­на­ки­ей рас­по­ло­же­ны тиба­ре­ны, хал­деи, сан­ны, кото­рые преж­де назы­ва­лись мак­ро­на­ми, и Малая Арме­ния; аппе­ты, рань­ше назы­вав­ши­е­ся кер­ки­та­ми, живут где-то побли­зо­сти от этих мест. Эти обла­сти пере­се­ка­ют весь­ма ска­ли­стая гора Скидис, соеди­ня­ю­ща­я­ся с Мосхски­ми гора­ми

****

19. Совре­мен­ные хал­деи в древ­но­сти назы­ва­лись хали­ба­ми. Как раз напро­тив их обла­сти нахо­дит­ся Фар­на­кия, кото­рая на море име­ет выго­ды от лов­ли пела­мид

****

20. Этих хали­бов, дума­ет­ся мне, Гомер упо­ми­на­ет в «Спис­ке кораб­лей» после пафла­гон­цев, назы­вая их гали­зо­на­ми:

Рать гали­зо­нов Годий и Эпи­строф вели из Али­бы,
Стран отда­лен­ных, откуда исход сереб­ра неоскуд­ный;
(Ил. II, 856)

или же, если текст изме­нен, из

…Хали­бы, стран отда­лен­ных,

0

27

Очень ценная цитата от Шалва -

"Говоря о грузинах как о многочисленном народе, Ухтанес пишет: «и называется страна их [грузин] Абхазк и названиям гаваров, окружающих ее, нет числа, а также другие гавары, прилегающие к городу Тплис [Тбилиси], называемые Цанарк, Джавахк и Трелк»"
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА В IX—XI вв.
А. Г. МКРТУМЯН
171стр,
П.С. "гавары" тоесть области, края, армянский историк (Xв) Ц1анарети включает в страну грузин.

0


Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » «Нахи», Г.Дж.Гумба. Вторая часть Третьей главы (цанары)