Форум историка-любителя

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Антропология Грузин


Антропология Грузин

Сообщений 1 страница 30 из 123

1

Что думаете насчет физического облика грузин?
В интернете гуляет много мифов насчет картвелов, которые не особо подтверждаются в антропологических исследованиях. Например, что сваны наиболее светлые среди грузин, что в антропологических исследованиях не подтверждается.

0

2

Пигментация глаз в Грузии.

Процент светлых глаз в разных регионах Грузии, цифры взяты из работ антропологов Абдушелишвили и Джавахишвили.

Светлые глаза- это чисто голубые, синие или серые.
Зелёные к светлым не относятся, это смешанные.

(Абдушелишвили М.Г. Антропология древнего и современного населения Грузии. 1964)

https://sun9-40.userapi.com/impg/F0iEPb26oSvvMa8vbOQhHkJEqJXJ1UgF_bmtDg/cV70aFVnsLo.jpg?size=1200x822&quality=95&sign=b73f151623d117f63ff0df9d31fc9049&type=album

0

3

Пигментация волос в Грузии.

На картинке показан средний балл цвета волос в разных регионах Грузии, чем НИЖЕ значение, тем рассматриваемый регион более светловолосый.
Цифры взяты из работы антрополога Абдушелишвили М.Г. Антропология древнего и современного населения Грузии. 1964

Стоит отметить, что распространенный в интернете стереотип, что в Грузии наиболее депигментированные (светлые) - это горцы, в антропологических работах особо не подтверждается. Как видно, основная концентрация депигментированных в Грузии - это прибрежная часть и равнина Запада страны. Особенно Мегрелия.
«В Мингрелии находим наибольший процент светловолосых, наименьший- с тёмным цветом глаз и наименьший процент тёмного типа по цвету волос и глаз. По описательным признакам население Мингрелии ближе других провинций стоит к Гурии.»
(Антропологические исследования А. Джавахишвили 1912)

"В Мингрелии нет особого типа; здесь одинаково попадаются и брюнетки и блондинки.».
(Н.Ф. Дубровин, история войны и владычества русских на Кавказе. Том 1, Книга 2, Закавказье II.)
По исследованиям второго грузинского антрополога Абдушелишвили, мегрелы тоже наиболее светлые в плане волос, в сравнении с другими регионами Грузии. Ниже будет проведена карта Грузии по регионам с цифрами, это средний балл цвета волос(по исследованиям Абдушелишвили и Джавахишвили). Чем ниже средний балл, тем рассматриваемый регион более светлый.

Описание климата Мегрели (Арканджело Ламберти итальянский миссионер, «Описание Колхиды», Неаполь, 1654)
«Воздух в Мингрелии очень влажный, что происходит от ее положения, потому, что с одной ее стороны идут Кавказские горы, с которых текут многие реки, с другой — леса, покрывающее ее, мешают движению воздуха; соседство моря дующие с него ветры приносят постоянно сюда туман и дождь. Роса здесь также очень сильна»
«Холод здесь также весьма сильный, хотя он чувствителен только в конце сентября. Беспрестанно идет большой снег, иногда даже до апреля.
Страна обширна; со стороны моря она болотиста, а в средине материка очень гориста.»
Стоит сказать, что регионы Колхидской низменности довольно влажные, туманные и дождливые, с густыми лесами по сравнению с другими регионами Грузии (горными и востоком страны)

Отметим, что среди мегрелов доминирует не классический понтид, как указывают в интернете, по исследованиям Абдушелишвили Колхид. Абдушелишвили наиболее подробно изучал население Грузии.
Колхский тип: доминирует среди западногрузинских групп: мегрелов(Гальского, Чхороцкуйского, Цаленджихского, Зугдидского), гурийцев(Ланчхутского, Чохатаурского, Махарадзевского), аджарцев(Кобулетского, Батумского, Кедокого, частично Хуловского), имеретин (Маяковского, Ванского, Тержольского, Сачхерского, Чиатаурского, Зестафонского, Орджоникидзевского), рачинцев (Амбролаурского), лечхумцев (Цагерского), а также абхазов (Гагрского и отчасти Гудаутского и Очамчирского районов) .
Этот тип характеризуется:
•средним поперечным диаметром головы
•узким или средним лицом
•высоким процентом светлых глаз(по меркам Кавказа)
•светлыми волосами(по меркам Кавказа)
•горизонтальным или приподнятым кончиком носа
•высоким переносьем и поперечным профилем спинки носа
•малой высотой носа
•толстыми губами
•выше среднего развитием волос на груди.
•средняя или большая длина тела

https://sun9-22.userapi.com/impg/inAiqUHgJ2pQa8q8OL1MsolM3MV7lUA_fmgeJA/HlQGf-0O3AA.jpg?size=1200x822&quality=95&sign=8b4e7440c8154469d9b92a3860faf297&type=album

Отредактировано Рати (2023-03-02 15:25:03)

0

4

Что думаете насчет физического облика грузин?
В интернете гуляет много мифов насчет картвелов, которые не особо подтверждаются в антропологических исследованиях. Например, что сваны наиболее светлые среди грузин, что в антропологических исследованиях не подтверждается.

Почти у всех сванов белоснежная кожа, это точно, а волосы по разному, я среди них блондинов не видел, видел шатенов и брюнетов, вот как например эти две женщины

Эти две сестры немного загорелые, оно объясняется тем, что выросли они в знойном кахетинском Сагареджо, видимо попали туда после известных оползней в Сванетии

0

5

Голубоглазые сваны мне тоже не попадались. Голубоглазых блондин много видел среди мингрел, абхазов, имеретин, гурийцев, аджарцев. Я уверен на все сто процентов, что светлые волосы и голубые глаза у аджарцев, гурийцев, имеретин, абхазов от мингрел. Они брали в жен мингрелок, также значительная часть мингрел, отпав от мингрельского этноса, приняла участие в формировании соседних народов. Всю свою красоту антропологическую и генетические таланты раздали им. Я не мингрел, если что.

Впрочем, кареглазых шатенов и брюнетов среди мингрел тоже хватает. Вот такой типаж встречается у мингрел много, это Мактина Джинджолия, официально типа абхазка

https://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t216969.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t535232.jpg

Рати, что означают цифры на Ваших картах?

0

6

Dato написал(а):

Голубоглазые сваны мне тоже не попадались. Голубоглазых блондин много видел среди мингрел, абхазов, имеретин, гурийцев, аджарцев. Я уверен на все сто процентов, что светлые волосы и голубые глаза у аджарцев, гурийцев, имеретин, абхазов от мингрел. Они брали в жен мингрелок, также значительная часть мингрел, отпав от мингрельского этноса, приняла участие в формировании соседних народов. Всю свою красоту антропологическую и генетические таланты раздали им. Я не мингрел, если что.

Впрочем, кареглазых шатенов и брюнетов среди мингрел тоже хватает. Вот такой типаж встречается у мингрел много, это Мактина Джинджолия, официально типа абхазка

Рати, что означают цифры на Ваших картах?

Верно. По антропологическим исследованиям сваны одни из самых темноволосых и темноглазых в Грузии. Да и в целом в Грузии горцы не самые светлые.

Самые светлые мегрелы, имеретинцы, гурийцев, восточные абхазы(там 90% ассимилированные мегрелы), северные Аджария(Кобулети)

Самые светловолосые вы правы - это мегрелы
Самые светлоглазые запад Имеретии, где много бывших мегрелов.

Мой карты:
1 картам % светлых глаз в разных регионах, без учёта смешанных и тёмных
Светлые - это голубые, синие и серые
Смешанные - это зелёные и сочетание любого светлого с Карим оттенком
Тёмные - это карие и чёрные

2 карта средний балл цвета волос. Чем ниже балл тем регион светлее. Самые низкие быллы в основном в Мегрелии

0

7

Рати, ясно.

Ибрагим Озер, более известный как Джимилли Ибо. Певец из горного Лазистана, деревни Джимиль (выше Ризе). Он скончался в позапрошлом году из-за осложнений от коронавируса. Профиль классический мингрельский. Глаза правда зеленого цвета.

https://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t26112.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t232970.jpg

0

8

Я из Мегрелии. Но черты лица у меня грубее

0

9

Я из Мегрелии. Но черты лица у меня грубее

В каком смысле грубее?

Как Вы думаете, как правильно по русски - Мегрелия или Мингрелия?

Недавно у меня случился спор с одним лазом на ютубе. Он Мингрелию называл Маргалоной, на свой лад (Лазистан по лазски Лазона), а я ему доказывал, что сами мингрелы так не называют свой край.

Еще одна "абхазка" с мингрельскими фамилией и фенотипом, Мадина Кварацхелия -

Чтобы понять, как выглядят исконные абхазы, надо взглянуть на адыгов и поискать их типажи среди абхазов. Их типажи у них найдутся, может треть, или меньше. У остальных мингрельская внешность. Я не представляю среди адыгов девушку с такой внешностью.

0

10

Dato написал(а):

В каком смысле грубее?

Как Вы думаете, как правильно по русски - Мегрелия или Мингрелия?

Недавно у меня случился спор с одним лазом на ютубе. Он Мингрелию называл Маргалоной, на свой лад (Лазистан по лазски Лазона), а я ему доказывал, что сами мингрелы так не называют свой край.

Еще одна "абхазка" с мингрельскими фамилией и фенотипом, Мадина Кварацхелия -

Чтобы понять, как выглядят исконные абхазы, надо взглянуть на адыгов и поискать их типажи среди абхазов. Их типажи у них найдутся, может треть, или меньше. У остальных мингрельская внешность. Я не представляю среди адыгов девушку с такой внешностью.

Грубее в смысле - надбровья сильнее выражены, лоб более скошенный, посадка глаз другая. Атмосфера лица другая.

Я предпочитаю "Мегрелия"

Мы себя называем "Маргаль" - мегрел, "Самегрело" - Мегрелия

Коренное население и Абхазии в основном мегрелы и сваны были, генетика гаплогруппы и аутосомы - это подтверждаюи. Поэтому у них чаще похожие на нас, но замечал у них чаще более астенические версии мегрелов. В Мегрелии чаще встречаются более крупные. Да в Абхазии светлые чаще встречаются на востоке, где исконные земли мегрельского княжества.

0

11

Рати, как понять астенические версии?

Раньше я тоже говорил "мегрел", потом поменял свое мнение. Теперь чаще говорю "мингрел", хотя и от первого варианта не отказался.

Насколько верна следующая мысль. На этой фотографии два известных свана. Но! У того, что справа от нас, у него распространенный для Сванетии тип лица - широкий, круглый, плоский, с небольшим носом, карими глазами.

А слева от нас тип, скорее характерный для Гурии и Имеретии - узкое лицо, нос с горбинкой, выступающий профиль, глаза изумрудного цвета.

https://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t411763.jpg

0

12

Dato написал(а):

Рати, как понять астенические версии?

Раньше я тоже говорил "мегрел", потом поменял свое мнение. Теперь чаще говорю "мингрел", хотя и от первого варианта не отказался.

Насколько верна следующая мысль. На этой фотографии два известных свана. Но! У того, что справа от нас, у него распространенный для Сванетии тип лица - широкий, круглый, плоский, с небольшим носом, карими глазами.

А слева от нас тип, скорее характерный для Гурии и Имеретии - узкое лицо, нос с горбинкой, выступающий профиль, глаза изумрудного цвета.

Астеник значит тонкококостный. Склонный к стройному сложению, не крепко сложенный.

Ну в принципе да. Правый более типичный сван : широкое лицо, большая черепная коробка, более тёмная пигментация. Прям сван из Верхней Сванетии.
Левый да больше на мегрела похож. Колхидской антропологический тип, Причерноморской вариант, как раз чаще встречается среди населения Мегрелии и Гурии. Лицо узкое или среднее, черепная коробка тоже средняя, более высокий рост и пигментация более светлая, черты лица более резкие.

0

13

Кстати
У меня, как тот спорт возник с одним сваном.

Он считал, что лучшими воинами в Грузии были горцы типа сваны, хевсуры, пшавы, туши и другие. Типо в горах тяжело и прочее.
Но я никогда не видел, что бы сванов выделяли или других горцев, как лучших или что бы они в войне что то зарешали.

Я считаю, что наиболее боеспособными силами были равнинные жители Кахети, Картли, Имеретия, Мегрелия. У них не было такой безопасной территории как у горцев, след-но тяжелее оборонять. След-но они часто воевали с более многочисленными и хорошо вооружёнными противниками в открытом бою. Естественно люди, которые чаще воюют в более тяжёлых условиях и с более грозным противником будут более боеспособными и стойкими, чем те кто живут в безопасности в горах и воюют с другими горцами в виде разборок ОПГ банд.

Просто горцы более конфликтные и чаще люди воспринимают это за большую воинственность.

0

14

Астеник значит тонкококостный. Склонный к стройному сложению, не крепко сложенный.

Да, в Абхазии абхазы и мингрелы в основном все такие, худощавые и мелкокостные.

Кстати
У меня, как тот спорт возник с одним сваном.
Он считал, что лучшими воинами в Грузии были горцы типа сваны, хевсуры, пшавы, туши и другие. Типо в горах тяжело и прочее.
Но я никогда не видел, что бы сванов выделяли или других горцев, как лучших или что бы они в войне что то зарешали.
Я считаю, что наиболее боеспособными силами были равнинные жители Кахети, Картли, Имеретия, Мегрелия. У них не было такой безопасной территории как у горцев, след-но тяжелее оборонять. След-но они часто воевали с более многочисленными и хорошо вооружёнными противниками в открытом бою. Естественно люди, которые чаще воюют в более тяжёлых условиях и с более грозным противником будут более боеспособными и стойкими, чем те кто живут в безопасности в горах и воюют с другими горцами в виде разборок ОПГ банд.
Просто горцы более конфликтные и чаще люди воспринимают это за большую воинственность.

Сваны вообще расисты :)

Я согласен с Вами про горцев. Горец силен индивидуально, один на один против равнинного жителя, или малой группой против группы небольшой. Горец силен физически и психологически. Но в целом в военном деле горцы обычно обречены на поражение. По следующим причинам: малочисленность; неорганизованность, во всяком случае их дисциплина слабее дисциплины регулярного, натренированного войска; наконец, технологическая отсталость.

Какой-то русский на ютубе недавно писал, что Сванетия усеяна башнями, возведенными дабы защищаться от иноземных вторжений. Я поправил его, что вражеских вторжений Сванетия почти не видела, если не считать эпизодического прибытие туда сасанидского войска в незапамятные времена, да вот покорения сванов Россией. 90% своей истории Сванетия жила практически в изоляции, типа Швейцарии.

Иногда бывало они сами делали набеги, как например вражда с рачинскими князьями (15 в.), или нападение на Кутаиси (14 в.), но к ним особо никто не совался. А башни эти они возводили друг против друга, это и есть военная история сванов - кровная месть и стычки между кланами. Чтобы сваны собирали войско для участия в войнах Грузии, и чтобы это войско отличалось, я про такое не читал.

На счет наиболее боеспособных сил на равнине. Мне кажется тут зависело от пассионарного подъема у той или иной народности. Мегрелы стали усиливаться начиная от Цотне Дадиани, или может его предка Вардана, поднявшего восстание против Тамар, но мне больше нравится идея, что началось мегрельская пассионарность именно при Цотне, который, в годы безцарствия после смерти Русудан, фактически стал независимым правителем Западной Грузии. Подъем мегрелов непрерывно длился четыреста лет, достигнув своего пика при Леване. После него произошел стремительный обвал.

У кахетинцев, если считать Кахетию сугубо отдельным образованием, насчитываю два таких подъема - в 11 веке и в 16 веке. Картли несколько раз в разные века, в первый раз во 2 веке, при Фарсмане, а в последний раз при Ираклии, в 18 веке. У Имеретии в 16 веке были сильные цари, в 18 веке был выдающийся Соломон.

0

15

Не соглашусь с вами.
По мне индивидуально сильны как раз жители равнины и психологически, и физически. Да и в плане армии. Они воевали с сильными империями на равнине. Именно они были костяком и опорой армии во всех победах. Сильны не из за их численности, а из за индивидуальных качеств из за жизни в условиях войны с сильными империями.

Горцы по мне больше - это внезапные набеги и избегание боестолкновение с противником. Скорость и внезапность. Скоростные, внезапные части для быстрых ударов. И более безопасные территории.
Как Леки. Внезапно нападали, избегали мест с армией противника и быстро уходили.
Да и не забываем шутки про горцев) Толпой герои, а если один, то очень спокоен)

В противостоянии 1 на 1 горца с равнинным(например кахом, имером или картлийцем) я поставил бы на равнинного. Им тяжелее и противники сильнее. След-но и люди сильнее.

По мне самые сильными в плане войны среди грузин были
На западе вне конкуренции: имеретинцы
На востоке вне конкуренции: кахетинцы и картлийцы.

Они военная опора страны.

0

16

Рати, а как же месхи? Достаточно сильный, в военном отношении, грузинский народ в период 12-16 веков.

Еще, раз уж об этом зашла речь, у меня к Вам такой вопрос. Вот время Диди Туркобы, вот почти вся территория Багратионов попала под турецкое иго, за исключением Абхазии, оставшейся царю Георгию, отцу будущего Давида Строителя. В этой Абхазии, как я понимаю, были собственно абхазы, а также сваны и мегрелы, и возможно уже сформировались имеретины. Георгий правит в ней, одновременно, его юный сын живет в Картли, на территории нынешней так называемой Южной Осетии.

И создает и закаляет там свою небольшую армию, которую готовит для борьбы с турками. Что-то наподобие будет с юным Петром, который формировал армию, пока его брат и сестра - Софья и Иван - по очереди правили в Москве, а потом царем стал он. Так и тут, как бы двоевластие - в Абхазии скромно правит отец Давида, практически уступивший власть сыну, но сам Давид как бы партизанит в Картли против турок, и со временем вся власть перейдет к нему. Насколько я верно обрисовываю картину?

Так вот, что мне интересно. На кого опирался Давид в этот начальный период борьбы с турками и теми крупными грузинскими феодалами, что отказывались признавать власть Багратионов? Какой народ составлял основу войска в начальный период - люди из Картли, или все же абхазское войско? Если последнее, то большинство там составляли мегрелы и имеретины? Месхи, как я понимаю, начали подниматься несколько позже, уже после Давида, или нет? Или ото всех понемногу?

0

17

Dato написал(а):

Рати, а как же месхи? Достаточно сильный, в военном отношении, грузинский народ в период 12-16 веков.

Еще, раз уж об этом зашла речь, у меня к Вам такой вопрос. Вот время Диди Туркобы, вот почти вся территория Багратионов попала под турецкое иго, за исключением Абхазии, оставшейся царю Георгию, отцу будущего Давида Строителя. В этой Абхазии, как я понимаю, были собственно абхазы, а также сваны и мегрелы, и возможно уже сформировались имеретины. Георгий правит в ней, одновременно, его юный сын живет в Картли, на территории нынешней так называемой Южной Осетии.

И создает и закаляет там свою небольшую армию, которую готовит для борьбы с турками. Что-то наподобие будет с юным Петром, который формировал армию, пока его брат и сестра - Софья и Иван - по очереди правили в Москве, а потом царем стал он. Так и тут, как бы двоевластие - в Абхазии скромно правит отец Давида, практически уступивший власть сыну, но сам Давид как бы партизанит в Картли против турок, и со временем вся власть перейдет к нему. Насколько я верно обрисовываю картину?

Так вот, что мне интересно. На кого опирался Давид в этот начальный период борьбы с турками и теми крупными грузинскими феодалами, что отказывались признавать власть Багратионов? Какой народ составлял основу войска в начальный период - люди из Картли, или все же абхазское войско? Если последнее, то большинство там составляли мегрелы и имеретины? Месхи, как я понимаю, начали подниматься несколько позже, уже после Давида, или нет? Или ото всех понемногу?

Да, вы правы. Про месхов забыл. Как никак их в авангард ставили.

Под Абхазией подразумевается в моём представлении -территории Абхазии, Мегрелии, Имеретии и Гурии и горы. Под абхазами я подразумеваю мегрело и сваноязычное население, они там автохтоны. Сегодняшних апсуа не считаю, что тогда там жили.

Во время битвы при Парцхиси там основное ядро были западные грузины равнина и союзные силы из Кахетии.

Мне кажется Давид прежде всего опирался на войска запада. Он активизировался вроде в момент полноправного восшествия на трон, когда ему 16 было, когда к нему перешёл запад, след-но увеличение людских ресурсов. Дальше реформирование армии.

Ядром армии были вроде МОНАСПА. Они создавались специально, что бы не зависели ни от кого кроме Давида, след-но по идее создавались из людей его вотчины. Да и основными силами была Тяжёлая Кавалерия.
Пехота тоже создавалась из грузин с равнины, часто с крестьян.
Горцы были в основном лучниками и людьми с дротики.

Из феодалов самые серьёзные проблемы ему оказывали вроде Багваши, Верхняя Имеретия(восточная) не особо хотела подчиняться. Запад вроде был более покладистый для него.

0

18

Под Абхазией подразумевается в моём представлении -территории Абхазии, Мегрелии, Имеретии и Гурии и горы. Под абхазами я подразумеваю мегрело и сваноязычное население, они там автохтоны. Сегодняшних апсуа не считаю, что тогда там жили.

Откуда же тогда возник этноним апхази, так подозрительно схожий с именем абазгов? Была себе страна Эгриси, с чего она вдруг превратилась в какую-то Апхазети? Нет, я эту теорию про недавно пришлых апсуа и грузинских абхазов никогда не мог усвоить и понять.

Мне кажется Давид прежде всего опирался на войска запада.

Ясно, значит мегрелы. В принципе, правдоподобно, тогда духовным лидером мегрелов являлся первейший и ближайший соратник Давида - владыка Георгий Чкондидели - его воспитатель и советник. Потому неудивительно, что первоначальной опорой царя выступали мегрельские люди.

Он активизировался вроде в момент полноправного восшествия на трон, когда ему 16 было, когда к нему перешёл запад, след-но увеличение людских ресурсов. Дальше реформирование армии.

Я предполагаю, что взойдя на трон в 16 лет (1089 г.), он не сразу стал полноправным правителем и делил власть с отцом. Отец пребывал в Абхазии, управлял ею и платил дань Малик-шаху. Давид жил в Картли, контролируя горные ущелья ее левобережной половины. В Картлийский низменности хозяйничали турки, а горными ущельями правобережной половины Картли, иначе говоря, Триалети, владел Липарит Багваши, вассал Сельджуков. Другим вассалом Сельджуков очевидно был кахетинский царь Квирике.

Так длилось три года, потом подряд произошли важные события - в 1092 году умер Малик-шах, его держава посыпалась, а с 1096 года начался натиск крестоносцев на исламский мир. Где-то между 1097-1099 годами у нас новые события - турки без боя потеряли низменную часть Картли по вышеназванным причинам (распад их империи и крестовые походы), а Давид разделался с Квирике и Липаритом. Так что земли, непосредственно находившиеся под его управлением расширились до всей Средней Картли и Кахетии. Добавим сюда и месхетинский ареал в Тори, Аджаре и Самцхе, нетронутый турками по причине своей труднодоступности и при Диди Туркобе живший полу-независимо. Теперь и это, полагаю добровольно, перешло под контроль Давида.

Вот я и думаю, что к началу 12 века непосредственные владения Давида превысили территории, формально и непосредственно оставленные за Георгием, и может быть лишь в первые годы нового столетия отец окончательно уступил трон и двоевластие прекратилось. Напомню, что настоящая борьба с турками ожидала Давида еще впереди, имею ввиду Эрцухи (1104 г.). Накануне этой кампании, как и во все последующие кампании, он полноправно распоряжался Абхазией, так что это не противоречит мысли, что основу его войска составляли люди Абхазии.

Из феодалов самые серьёзные проблемы ему оказывали вроде Багваши, Верхняя Имеретия(восточная) не особо хотела подчиняться. Запад вроде был более покладистый для него.

Похоже, владение Багваши представляло собой два анклава в виде горных областей Аргвети и Триалети.

0

19

Ну само слово Апхазети от Апха - это мегрелизм
Как и слово Апсил - тоже мегрелизм

Как и вся древняя топонимика в Абхазии мегрельская и сванская

И генетически:
Аутосомо они типичные западные грузины близкие к сванам и мегрелам.
Гаплогруппы - у них 4 из 5 субкладов тоже близкие к западной грузинским и только 1 адыгская.

Как и нет НИ ОДНОГО задокументированного следа присутствия языка апсуа до 16 века.
Как там мог жить народ на территории и иметь царство или княжество и не оставить абсолютно никаких слов своего языка. Пользуясь нашим алфавитом они могли писать свои слово в книгах, на стенах Хромов или хоть где нибудь. Но это нет нет АБСОЛЮТНО НИГДЕ.

До 16 века та территория абсолютно грузинская. Нет никаких следов, что бы там большая часть населения или хотя бы половина была не картвельской.

0

20

Была и Эгриси, и Лазика
Эгриси чуть севернее, Лазика чуть южнее.
Это же названия они могут переходить от одних к другим и видоизменяться.
Например теже Лазы, современные из Турции не имеют к изначальным лазам никакого отношения. Настоящие Лазы это территория Гурии. А тем кто сегодня тогда были Чанами.

Греки всех их называли Лазами
Грузины Эграми

0

21

Ну само слово Апхазети от Апха - это мегрелизм
Как и слово Апсил - тоже мегрелизм

Почему эти мегрелизмы так схожи с самоназваниями абазин и абхазов - абаза и апсуа?

А так, ингуши и чеченцы тоже постоянно напоминают нам про гипотезу о нахском происхождении термина Картли, где "карт" будто бы означает "двор" с языка вайнахов.

Как и вся древняя топонимика в Абхазии мегрельская и сванская

Потому что этническая граница между сванским и мингрельским ареалами с одной стороны, и с другой стороны абхазским ареалом, пролегала далеко на западе современной Абхазии. Это ведь не превращает исторических абхазов в картвел. Просто этническая граница в 17 веке сдвинулась значительно восточнее, в следствии чего, мингрельские земли стали абхазскими, множество мингрел влилось в состав абхазов. Все же, они сохранили свои фамилии, а также привычные им топонимы, лишь исказив их (фамилии и топонимы) со временем.

И генетически:
Аутосомо они типичные западные грузины близкие к сванам и мегрелам.
Гаплогруппы - у них 4 из 5 субкладов тоже близкие к западной грузинским и только 1 адыгская.

Как быть с махаджирами, их гаплогруппы тоже близки к сванским и мингрельским? Потому что, как я смею судить, в махаджирство ушли преимущественно исконные абхазы, а остались в Абхазии в большей степени обабхазившиеся потомственные мингрелы. Следовательно, махаджирские гаплогруппы не должны иметь такое близкое родство с картвелами.

Как и нет НИ ОДНОГО задокументированного следа присутствия языка апсуа до 16 века.

Но это не означает, что данного языка не существовало до 16 века. Любой лингвист докажет, что язык этот очень давно разошелся с адыгским языком, а значит и существует он достаточно давно, пусть и на ограниченной территории и только в устной форме (до 19 века).

Как там мог жить народ на территории и иметь царство или княжество и не оставить абсолютно никаких слов своего языка. Пользуясь нашим алфавитом они могли писать свои слово в книгах, на стенах Хромов или хоть где нибудь. Но это нет нет АБСОЛЮТНО НИГДЕ.

По справедливости, тоже самое можно сказать о сванах и мингрелах - слов, написанных их языком, тоже нигде не найти.

Принято считать, что языком Абхазского царства был грузинский. Действительно, если рассмотреть лапидарные надписи на храмах восточных краев царства, оставленных царями династии Леонидов, то они безусловно выполнены на грузинском, написанные алфавитом асомтаврули. Но обращал ли кто-нибудь внимание, что на территории собственно Абхазии (от Джикети до Аргвети) на период правления Леонидов грузинских надписей нет. В принципе никаких надписей там нет.

Мы ровным счетом ничего не знаем об языке самого Абхазского царства. Восточные края (Картли, Самцхе, Джавахети), присоединенные к нему позже, никогда Абхазией и не считались, лишь подчинялись, и то, непрочно, ее царям. Там уже не первый век как сложилась письменная традиция, продолжавшая существовать не взирая ни на какие перипетии.

Что же нам рассказать об языке, или языках, тогдашней Абхазии? Я полагаю, говорили там на разных языках - убыхском, абхазском, сванском, мингрельском, грузинском. А вот на каком писали, мы с уверенностью сказать не можем, документами или надписями не располагаем. Могли на грузинском, могли и по гречески, а может и вовсе не писали. Между прочим, Абхазия при Леонидах не была такой уж экономически и культурно развитой страной, в какую ее пытаются иногда раздуть.

До 16 века та территория абсолютно грузинская. Нет никаких следов, что бы там большая часть населения или хотя бы половина была не картвельской.

О какой территории речь, до каких пределов? Если до Анакопии, то согласен, если и дальше, то нет, ибо там уже абхазы и дальше джики.

Была и Эгриси, и Лазика
Эгриси чуть севернее, Лазика чуть южнее.
Это же названия они могут переходить от одних к другим и видоизменяться.
Например теже Лазы, современные из Турции не имеют к изначальным лазам никакого отношения. Настоящие Лазы это территория Гурии. А тем кто сегодня тогда были Чанами.
Греки всех их называли Лазами
Грузины Эграми

Это все понятно и с этим не спорю. Проблема в другом - почему однажды Эгриси вдруг превратилась в Апхазети?

0

22

Эти мегрелизмы сами могли стать их самоназваниями.

Вайнахи могут много чего напоминать в пустоту. На территории Абхазии всё пропитано картвелизмами. Письменность, рукописи на стенах церквей и прочее. И территория была населена картвельскими племенами.

Вы сначала покажите мне этих мифических мухаджиров. Как я знаю это мухаджиры в основном черкесы, которых апсуа выдают за своих.
У современных апсуа гаплогруппы 4 из 5 чисто картвельские субклады. Адыгский только 1 из 5 , да и то меньше.
По аутосомам они неотличимы от сванов и мегрелов и очень далеко от адыгов. Даже Гудаутские.

То что он отделился от адыгского давно, не значит, что он на территории Абхазии давно. Следов пребывания его в Абхазии до 16 века нет. А 16 век это когда многие путешественники и авторы отмечали, что в Абхазии вторгались северные племена и они сильно отчались от местных, более дикие, кочевники которые в городах не живут и язычники. Сильно описание напоминает адыгов и апсуа.
Да и как народ по их мнению, якобы составлявший основу абхазского княжества и царства НЕ ОСТАВИЛ НИ ОДНОГО СЛЕДА СВОЕГО ЯЗЫКА, А ОСТАВИЛ ОДНИ КАРТВЕЛИЗМЫ. Который строил храмы, писал документы и многие другие вещи.

Всём указывает ранее абхазское княжество и позже до 16 веке было явно картвельским, как и костяк населения, как и армии были именно картвелы.

Если там и было пришлые этносы, то составляли явное незначительное меньшинство, ничего не решившей.

0

23

Эти мегрелизмы сами могли стать их самоназваниями.

Чтобы утверждать такое, надо предварительно указать какими были их самоназвания до перехода на эти мегрелизмы.

Вайнахи могут много чего напоминать в пустоту.

Я-то не спорю, просто сравниваю их "Карт" с Вашим "Апха".

На территории Абхазии всё пропитано картвелизмами.

Потому что две трети территории нынешней Абхазии исторически не являлось Абхазией. Ее восточная и центральная части представляли собой мегрельские области Цхоми и Бедию. Дальше на запад уже области абхазов и джигетов, не картвел.

Я вижу так: от Анаклии до Дранты - Бедия; от Дранты до Анакопии - Цхоми; от Анакопии до Бичвинты - Апхазети; от Бичвинты до Никопсии - Джикети.

Письменность, рукописи на стенах церквей и прочее. И территория была населена картвельскими племенами.

После Леонидов (9-10 вв.) - да. Я специально изучал этот вопрос и выяснил, что на пространстве от Лихи и дальше на запад, вплоть до самого 11 века не встречается никаких следов грузинского письма, грузинское письмо тут появляется только после воцарения Багратионов в Кутаиси.

Вы сначала покажите мне этих мифических мухаджиров. Как я знаю это мухаджиры в основном черкесы, которых апсуа выдают за своих.

Нет, Вы заблуждаетесь, абхазов в Сирии и Турции предостаточно. Могу перечислить, например Тайфун Ардзинба, Адыль Тванба, Алтай Агрба, Сулейман Цыба, Лейла Ачба. При надобности, могу предоставить другие имена. Они и в Аджарии есть, тамошние абхазы ведь тоже махаджиры, и там у них как раз чисто абхазские фамилии, никаких потомственных мингрел и черкесов.

У современных апсуа гаплогруппы 4 из 5 чисто картвельские субклады. Адыгский только 1 из 5 , да и то меньше.
По аутосомам они неотличимы от сванов и мегрелов и очень далеко от адыгов. Даже Гудаутские.

Так и должно быть, это объяснимо, и это не означает, что исконные апсуа были картвелами.

То что он отделился от адыгского давно, не значит, что он на территории Абхазии давно. Следов пребывания его в Абхазии до 16 века нет.

А где он был до 16 века? И есть ли там, где он был до 16 века, следы его пребывания?

А 16 век это когда многие путешественники и авторы отмечали, что в Абхазии вторгались северные племена и они сильно отчались от местных, более дикие, кочевники которые в городах не живут и язычники. Сильно описание напоминает адыгов и апсуа.

Вторгались в Абхазию, или в Мингрелию? В 16 веке, западная граница Мингрелии доходила до современного Нового Афона. Вторгаться могли горцы, обитавшие в верховьях рек Псоу, Бзыбь и Мзымта, и известные под общим именем медовеевцев. По языку они стояли ближе к абхазам и джигетам.

Да и как народ по их мнению, якобы составлявший основу абхазского княжества и царства НЕ ОСТАВИЛ НИ ОДНОГО СЛЕДА СВОЕГО ЯЗЫКА, А ОСТАВИЛ ОДНИ КАРТВЕЛИЗМЫ. Который строил храмы, писал документы и многие другие вещи.

Основу царства они не составляли, основа по видимому была мегрельской, но правящая династия Леонидов была из абхазов, и в их честь называлось само царство, о чем сказано в Картлис Цховреба - Когда же ослабели греки, отложился от них эристав абхазов, по имени Леон, сын брата эристава Леона, которому была дана Абхазия в наследство. Этот второй Леон был сыном дочери царя хазар и с помощью их силы отложился от греков, взял в руки правление в Абхазии и Эгриси до Лихи, назвался царем абхазов, так как Иоване уже не было в живых, а Джуаншер был слишком стар.

Надо еще учитывать, что между абхазами 9-15 веков и абхазами 16-19 веков стоит серьезное различие в культуре и менталитете. Первые - крепкие христиане, тянувшиеся к Византии и картвелам, и ничем не связанные с языческими адыгами. Вторые - отпавшие от христианства полу-мусульмане полу-язычники, поменявшие ориентацию на осман и черкесов, порвавшие с картвелами прежние многовековые связи. Но это не дает нам основания считать их разными этносами.

Всём указывает ранее абхазское княжество и позже до 16 веке было явно картвельским, как и костяк населения, как и армии были именно картвелы.

Каким именно картвельским - мегрельским?

Если там и было пришлые этносы, то составляли явное незначительное меньшинство, ничего не решившей.

Сначала да, но постепенно они усилились, а мингрелы ослабли, вдобавок, абхазов поддерживали турки и черкесы, а мингрелам еще приходилось отвлекаться на борьбу с имеретинами.

0

24

Dato написал(а):

Чтобы утверждать такое, надо предварительно указать какими были их самоназвания до перехода на эти мегрелизмы.

Я-то не спорю, просто сравниваю их "Карт" с Вашим "Апха".

Потому что две трети территории нынешней Абхазии исторически не являлось Абхазией. Ее восточная и центральная части представляли собой мегрельские области Цхоми и Бедию. Дальше на запад уже области абхазов и джигетов, не картвел.

Я вижу так: от Анаклии до Дранты - Бедия; от Дранты до Анакопии - Цхоми; от Анакопии до Бичвинты - Апхазети; от Бичвинты до Никопсии - Джикети.

После Леонидов (9-10 вв.) - да. Я специально изучал этот вопрос и выяснил, что на пространстве от Лихи и дальше на запад, вплоть до самого 11 века не встречается никаких следов грузинского письма, грузинское письмо тут появляется только после воцарения Багратионов в Кутаиси.

Нет, Вы заблуждаетесь, абхазов в Сирии и Турции предостаточно. Могу перечислить, например Тайфун Ардзинба, Адыль Тванба, Алтай Агрба, Сулейман Цыба, Лейла Ачба. При надобности, могу предоставить другие имена. Они и в Аджарии есть, тамошние абхазы ведь тоже махаджиры, и там у них как раз чисто абхазские фамилии, никаких потомственных мингрел и черкесов.

Так и должно быть, это объяснимо, и это не означает, что исконные апсуа были картвелами.

А где он был до 16 века? И есть ли там, где он был до 16 века, следы его пребывания?

Вторгались в Абхазию, или в Мингрелию? В 16 веке, западная граница Мингрелии доходила до современного Нового Афона. Вторгаться могли горцы, обитавшие в верховьях рек Псоу, Бзыбь и Мзымта, и известные под общим именем медовеевцев. По языку они стояли ближе к абхазам и джигетам.

Основу царства они не составляли, основа по видимому была мегрельской, но правящая династия Леонидов была из абхазов, и в их честь называлось само царство, о чем сказано в Картлис Цховреба - Когда же ослабели греки, отложился от них эристав абхазов, по имени Леон, сын брата эристава Леона, которому была дана Абхазия в наследство. Этот второй Леон был сыном дочери царя хазар и с помощью их силы отложился от греков, взял в руки правление в Абхазии и Эгриси до Лихи, назвался царем абхазов, так как Иоване уже не было в живых, а Джуаншер был слишком стар.

Надо еще учитывать, что между абхазами 9-15 веков и абхазами 16-19 веков стоит серьезное различие в культуре и менталитете. Первые - крепкие христиане, тянувшиеся к Византии и картвелам, и ничем не связанные с языческими адыгами. Вторые - отпавшие от христианства полу-мусульмане полу-язычники, поменявшие ориентацию на осман и черкесов, порвавшие с картвелами прежние многовековые связи. Но это не дает нам основания считать их разными этносами.

Каким именно картвельским - мегрельским?

Сначала да, но постепенно они усилились, а мингрелы ослабли, вдобавок, абхазов поддерживали турки и черкесы, а мингрелам еще приходилось отвлекаться на борьбу с имеретинами.

1)А вы уверены, что эти мухаджиры вообще апсуа, а не черкесы которых за своих выдали? Или те же апсуа переселившиеся в Абхазию в 16 веке, жившие в Абхазии какое-то время, а потом выгнанные Россией. В таком случае - это не отменит, что они пришлое население. Агрба -это вообще вроде мегрел с языка апсуа.

2)Все следы существования Абхазского царства, где правящая верхушка была из Абхазии все оставшиеся следы грузинские. НЕТ НИЧЕГО, ЧТО ГОВОРИЛО БЫ ОБ АПСУА.
Древне Абхазские источники написанное на Абхазском языке с Абхазским алфавитом?
Где хоть одна Абхазская лапидарная надпись на Абхазском языке и покажите Абхазское культурное наследство?
АБХАЗСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО и лапидарный надпись исполненное на АБХАЗСКОМ ЯЗЫКЕ раньше 19 века, где они?(Я имею ввиду апсуа) Плюс что и на каком языке написано знаменитом Бедийском золотом чаше?

Древнее Грузинские надписи до 11 века на территории Грузии только обнаружена в Болниси, а остальные надписи датируется 11 веке и позднее, значит что получается?? Что до 11 века Грузины жили только в Болниси и больше нигде?? Так, на территории Абхазии хот 1000 лет тому назад жили Грузины(это минимум), где доказательства, что там жили апсуаа? Что апсуа там оставили?? Территория всей Колхиды древней переполнена дреней картвельской топонимикой и гидронимикой, а апсуйской нет.   

Допустим Апсуаа использовали Грузинского алфавита, ПОКАЖИТЕ МНЕ ОДНУ ИСТОРИЧЕСКУЮ НАДПИСЬ РАНЬШЕ 19 ВЕКА, ХОТЬ НА ГРУЗИНСКОМ АЛФАВИТЕ, НО НАПИСАННУЮ НА АПСУА БЫЗШВА

Если я не ошибаюсь, там, в храмах Абхазии, на стене, на Грузинском были написаны кто построил эти храмы.
Если на апсуйском языке говорили царский двор, хоть на Бедийском чаше било бы написано на Абхазском языке, тем более что у царя мать била дочь из Абхазской династии и сын говорит на том языке, на каком языке говорит его мать.

3)Апсуйский язык отделился от адыгского и жил где современные абазины.

4)Про генетику. Исконные апсуа пришлое племя. Исконные жители абхазии - картвельские племена. У адыгов гаплогруппы и аутосомы сильно от наших отличаются. На территории Абхазии явная доминация картвельских субкладов над адыгскими. А наши субклады по возрасту на Кавказе гораздо древнее чем адыгские.

5) Правящая династия Леонидов оставила исключительно картвельские следы. И тогдашняя территория Абхазского княжества(Севернее Сухуми) тоже  основном была заселена картвелами(мегрелами и сванами) и сама эта династия была в основном картвельской. Повторюсь, абсолютно все следы, оставленные ей, картвельские. Да и другие картвелы на западе особе ей не противились, так как видели, что свои.

Исторический источник пишет, что Леон назвался царем Абхазов и переносит столицу в Кутаиси. Что тогда видим? Что он ведёт народ к картвелизации. Что он хочет там? Кутаиси эпицентр грузинской культуры. Там грузины. Всё просто он сам картвел и его земли Абхазское княжество картвелы, вот и перенес свои земли в эпицентр картвелов.

Как я знаю у апсуа дже нет никаких мифов, преданий об ЛЕОНЕ. Вроде есть книга Сергея Зухба об апсуйской фольклоре перевод делал Теймураз Гванциладзе, есть книги Кудрявцева, весь их фольклор изучен. Леона вообще е знает апсуйский фольклор, не имеет понятия кто он. Их фольклор не знает ни Давида 4, ни Царицу Тамар. Хотя и Давид, и Тамара, и Лаша-Георгий часто были на территории Абхазии и делали там свои дела. А апсуйский фольклор не знает о них ничего. Как так если они основали абхазское царство и Леон был апсуа? Как то странно.
У других северных кавказцев в своем фольклоре есть и Давид, и Тамара, и Горгосал. Тогда почему ти апсуашки не знают ничего, хотя источники пишут, что они не один раз были там?Почеуму в их фольклоре полностью отсутствует Леон? Если они та жили и были основным населением, а Лоен начинал в их землях, то что то о нём они должны бли сохранить.
Ответ просто. Они там и не жили.

Их фольклор начинается с 17 века.

Поправка, когда я говорю грузин или картвел, я туда причислю и мегрелов. Я не отделяю мегрелов от грузин и не люблю когда отделяют

0

25

Dato написал(а):

Почему эти мегрелизмы так схожи с самоназваниями абазин и абхазов - абаза и апсуа?

А так, ингуши и чеченцы тоже постоянно напоминают нам про гипотезу о нахском происхождении термина Картли, где "карт" будто бы означает "двор" с языка вайнахов.

Потому что этническая граница между сванским и мингрельским ареалами с одной стороны, и с другой стороны абхазским ареалом, пролегала далеко на западе современной Абхазии. Это ведь не превращает исторических абхазов в картвел. Просто этническая граница в 17 веке сдвинулась значительно восточнее, в следствии чего, мингрельские земли стали абхазскими, множество мингрел влилось в состав абхазов. Все же, они сохранили свои фамилии, а также привычные им топонимы, лишь исказив их (фамилии и топонимы) со временем.

Как быть с махаджирами, их гаплогруппы тоже близки к сванским и мингрельским? Потому что, как я смею судить, в махаджирство ушли преимущественно исконные абхазы, а остались в Абхазии в большей степени обабхазившиеся потомственные мингрелы. Следовательно, махаджирские гаплогруппы не должны иметь такое близкое родство с картвелами.

Но это не означает, что данного языка не существовало до 16 века. Любой лингвист докажет, что язык этот очень давно разошелся с адыгским языком, а значит и существует он достаточно давно, пусть и на ограниченной территории и только в устной форме (до 19 века).

По справедливости, тоже самое можно сказать о сванах и мингрелах - слов, написанных их языком, тоже нигде не найти.

Принято считать, что языком Абхазского царства был грузинский. Действительно, если рассмотреть лапидарные надписи на храмах восточных краев царства, оставленных царями династии Леонидов, то они безусловно выполнены на грузинском, написанные алфавитом асомтаврули. Но обращал ли кто-нибудь внимание, что на территории собственно Абхазии (от Джикети до Аргвети) на период правления Леонидов грузинских надписей нет. В принципе никаких надписей там нет.

Мы ровным счетом ничего не знаем об языке самого Абхазского царства. Восточные края (Картли, Самцхе, Джавахети), присоединенные к нему позже, никогда Абхазией и не считались, лишь подчинялись, и то, непрочно, ее царям. Там уже не первый век как сложилась письменная традиция, продолжавшая существовать не взирая ни на какие перипетии.

Что же нам рассказать об языке, или языках, тогдашней Абхазии? Я полагаю, говорили там на разных языках - убыхском, абхазском, сванском, мингрельском, грузинском. А вот на каком писали, мы с уверенностью сказать не можем, документами или надписями не располагаем. Могли на грузинском, могли и по гречески, а может и вовсе не писали. Между прочим, Абхазия при Леонидах не была такой уж экономически и культурно развитой страной, в какую ее пытаются иногда раздуть.

О какой территории речь, до каких пределов? Если до Анакопии, то согласен, если и дальше, то нет, ибо там уже абхазы и дальше джики.

Это все понятно и с этим не спорю. Проблема в другом - почему однажды Эгриси вдруг превратилась в Апхазети?

Могу вас о помощи попросить?
Если не сложно могли бы мне грамотно на русский перевести? Мой уровень грузинского не позволяет. А неграмотно переводить не хочу. Так как хочу опубликовать у себя в группе.

«1156 წელს ბიზანტიის იმპერატორმა მანუელმა, ქართველი მოქირავნეების მეშვეობით, იტალიაში, ბრინდიზიუმთან ნორმანები დაამარცხა

ესაა შუა საუკუნეებში ქართველი მებრძოლების ყველაზე შორეული სამხედრო მოქმედება

ნორმანთა მეფე როჯერ მეორის სიკვდილის შემდეგ, 1154-წელს, როდესაც ტახტზე მისი ვაჟი უილიამ პირველი ავიდა, მანუელ პირველმა ჩათვალა, რომ ხელსაყრელი დრო დადგა, იტალიაზე ბიზანტიის გავლენის აღსადგენად და ბიზანტიელ მებრძოლებთან ერთად. გერმანელი, ალანი და იბერი მოქირავნეების თანხლებით გაემართა იტალიისაკენ. მთლიანობაში ეს სამხედრო კამპანია წარუმატებელი აღმოჩნდა, თუმცა თავდაპირველად იგი ბიზანტიელთათვის იმედისმომცემად წარიმართა.
საკუთრივ იბერებს კინამუსი სამხრეთ იტალიური ქალაქის - ბრინდიზიუმის ალყის აღწერისას იხსენიებს, 1156-წლის მოვლენებისას, იგი გადმოგვცემს: იოანიკე კრიტოპოლესი და ფერამესი, სპარსული მოდგმისა, იბერებთან და მასაგეტებთან (ალანებთან) ერთად წარგზავნილ იქნა შეტევისათვის, და როგორც კი მიუახლოვდნენ მტერს, რომელსაც ჰქონდა ბანაკი დაცემული ორმოცდახუთი სტადიონის მოშორებით, ეკვეთნენ მათ, როცა უკან იხევდნენ მახლობელი ადგილებიდან, დახოცეს მრავალი უკანამავალთაგან, დაატყვევეს ბევრი სატვირთო ცხენი და დაბრუნდნენ ბრინდიზიუმში მათი ალმების ხელში ჩაგდების შემდეგ. (Sources on the Alans - A Critical Compilation, Agusti Alemany , 2000, 220-221).
ამდენად, როგორც ბიზანტიელი ისტორიკოსის ცნობებით ირკვევა, ქართველებმა ნორმანების დამარცხება არამხოლოდ საქართველოში, სასირეთის ბრძოლაში შეძლეს, არამედ ბრინდიზიუმშიც, საკუთრივ ევროპის კონტინენტზეც, ამ შეტაკებაში ქართველებმა ალანებთან ერთად დამაჯერებელი გამარჯვება მოიპოვეს, ხელთ მტრის აღალი და მათი ალ&#»

0

26

Здравствуйте, Рати, конечно, я завтра постараюсь перевести, хотя мой уровень грузинского тоже ниже среднего, но перевод на русский думаю смогу сделать :)

0

27

Посмотрите личные сообщения

0

28

За кого из грузие его бы приняли?
https://sun9-76.userapi.com/impg/VsfS1yIM4FpNhZN3zcLcsIyv6FHDIrJgsbaUnQ/jScgwVRCVyQ.jpg?size=1280x1067&quality=95&sign=e831396ce58ed57157b5dfd778036fd0&type=album

0

29

За мегрела, хотя фамилия вроде не мегрельская.

0

30

Забавно становится, когда бываю на разных антропологических беседах и форумах, когда речь заходит о пигментации многие иностранцы считают наиболее светлыми чеченцев и черкесов. Но дело в том, что они чаще других занимаются ложной саморекламой, просто заваливают интернет фотографиями своих светлых.
А года речь заходит про грузин, то они всегда скидывают фотографии тбилисцев, которые наиболее смешанные и где куча ассимилированных и смешанных.

По антропологическим работам светлые чаще встречаются Колхидская низменность(мегрелы, и меры, гурийцы) и горцы Дагестана (аварцы)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Антропология Грузин