Форум историка-любителя

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Мифы, легенды и сказания грузин


Мифы, легенды и сказания грузин

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Вначале существовали только Мориге Гхмерти и его сестра. Она сделала его несчастным, поэтому он проклял ее. Сестра превратилась в демона. Для каждого хорошего, что создал Мориге Гмерти, Демон создал зло, чтобы испортить / противодействовать ему. Женщина тоже была порождением Демона, как и меньшие демоны (грузинский : დევი, деви), в то время как человек и меньшие боги были творениями Мориге Гхмерти. Меньшие боги устали в своей непрерывной борьбе с демонами и бежали в верхний мир Зескнели, оставив после себя людей. Однако людям не хватало силы противостоять демонам, поэтому меньшие боги (грузинский : ღვთის შვილნი,ghvtis shvilni) выследили демонов и загнали их в подполье, преисподняя Квескнели. Демоны оставили после себя женщин, которые, как и они, были частью злого творения.

Мориге Гхмерти - Верховный Бог в грузинской мифологии. Создателей всего и вся, в том числе и других божеств. После принятия христианства грузины его именем стали называть Всевышнего Гхмерти

Дэви - в грузинской мифологии чудовища(демоны). По легендам грузин, эти чудовища Дэви обитали в горах и грузины с ними постоянно воевали, пока полностью не истребили.

0

2

Вначале существовали только Мориге Гхмерти и его сестра. Она сделала его несчастным, поэтому он проклял ее. Сестра превратилась в демона. Для каждого хорошего, что создал Мориге Гмерти, Демон создал зло, чтобы испортить / противодействовать ему. Женщина тоже была порождением Демона, как и меньшие демоны (грузинский : დევი, деви), в то время как человек и меньшие боги были творениями Мориге Гхмерти. Меньшие боги устали в своей непрерывной борьбе с демонами и бежали в верхний мир Зескнели, оставив после себя людей. Однако людям не хватало силы противостоять демонам, поэтому меньшие боги (грузинский : ღვთის შვილნი,ghvtis shvilni) выследили демонов и загнали их в подполье, преисподняя Квескнели. Демоны оставили после себя женщин, которые, как и они, были частью злого творения.

А куда делся Мориге Гхмерти, он итак находился там, куда поднялись меньшие боги, в Зескнели? А его сестра, соответственно, в Квескнели?

Мориге Гхмерти - Верховный Бог в грузинской мифологии. Создателей всего и вся, в том числе и других божеств. После принятия христианства грузины его именем стали называть Всевышнего Гхмерти

Как и кому удалось добыть эти сведения из мифологии языческих картвел? Всю историю Грузии ее литература почти всецело пребывала в ведомстве Церкви, и сомнительно, чтобы та хранила бы подобные "поганые" предания. Интересно, повсюду в Грузии в народе это помнили, или лишь в каком-то конкретном регионе.

Дэви - в грузинской мифологии чудовища(демоны). По легендам грузин, эти чудовища Дэви обитали в горах и грузины с ними постоянно воевали, пока полностью не истребили.

Дэви связано с иранским див?

0

3

Dato написал(а):

А куда делся Мориге Гхмерти, он итак находился там, куда поднялись меньшие боги, в Зескнели? А его сестра, соответственно, в Квескнели?

Как и кому удалось добыть эти сведения из мифологии языческих картвел? Всю историю Грузии ее литература почти всецело пребывала в ведомстве Церкви, и сомнительно, чтобы та хранила бы подобные "поганые" предания. Интересно, повсюду в Грузии в народе это помнили, или лишь в каком-то конкретном регионе.

Дэви связано с иранским див?

МоригеГхмерти по преданиям грузин жил толи на 7, толи на 9 небе на своём золотом троне.

Лучше всего наша мифология сохранилась у грузин, которые жили в изоляции. Немного у тех кто в сельских местах, но если проследить то и у тех, и у тех прослеживаются общие похожие мотивы, а иногда общие истории, что говорит о неком единстве раньше. Например легенда об Амиране встречается в преданиях всех грузин и у классических, и у сванов, и у мегрелов. Мифы о Дэвах тоже у в ех есть.
Так же и название Бога у грузин - Гхмерти, у мегрелов - Гхоронт, у сванов - Гхерхет. Явно видео общие корни.

Само слово Дэви грузины явно заимствовали - это 100%.
У нас это злые великаны, которые нас доставали и поедали людей. Высокие, здоровые, сильные, иногда со множеством голов. Любят шакалить, нападая из под тишка. Но что странно в наших преданиях владеют металлургией и иногда обрабатывают земли и иногда побратываются с нашими. По преданиям наши с ними воевали и истребляли их, вырезая всех и тем самым продвигаясь в горы.

Что интересно. Читал, что Дэви раньше у грузин олицетворялось с солнечным сияние, светом, с солнцем. До нас же дошло значение Монстр и где-т упоминаются они и война с ними явно прослеживают христианские нотки. Возможно изначально Дэви было олицетворение с солнцем или солнцепоклоничеством. Но потом после принятия христианства, они со временем из за народных преданий превратились в монстров.
Есть версия, что эти Дэви были какие-то племенем.
Если Дэви олицетворяли с солнцем, возможно после принятия христианства, какое-то племя в горах осталось солнце поклонником, происходили стычки, христиане объявили им войну и начали их истреблять и навязывать своих идолов, по мифам создаётся впечатление, что грузины прям с мечом и огнём несут туда свои знамёна с богами и несогласных прям геноцидят этих монстров Дэви, а теперь потом в страхе просто бегут.
И по преданиям один из избранников Бога Копали, когда очистил от Дэви Зевсуретию, переходит в Тушению, где к его удивлению нет никаких Дэви, а живут какие-то пастухи.
Ощущение, что миф о временах принятия христианства и переход героя Копали, напоминает, что многие хевсуры уходили в Тушению.

Причём слышал, что грузины там будто у каждого аула какой-то свой идол хранитель был и они когда захватывали аул, то он входил в зону влияния своего идола.

Ну это я так постарался миф представить в виде реальных событий.
Видимо мы заимствовали от иранцев Дэви и они у нас олицетворяли солнце, но после христмансива из за того, что какое-то плеся не хотели принимать крест и с ними начали войны, это племя солнцепоклонников=Дэви задолго после войны с ними из ща народных преданий, искажений и добавлений стали после олицетворять с монстрами, так как язычники были в Христа не верили, значит какими-то не такими были, нелюди.

Вобще у северных кавказцев тоже есть великаны, но с ними воевали Нарты. У нас тоже есть, но с ними воевали мы и истребили.

0

4

Рати, спасибо за информацию, а мегрельский очокочи похож на дэва?

0

5

Dato написал(а):

Рати, спасибо за информацию, а мегрельский очокочи похож на дэва?

Можно в принципе на "ТЫ" я вроде не старый)

0

6

Можно в принципе на "ТЫ" я вроде не старый)

Договорились :) а что там на счет очокочи? У меня по теме грузинской мифологии познания мизерные

0

7

Dato написал(а):

Договорились  а что там на счет очокочи? У меня по теме грузинской мифологии познания мизерные

Очокочи, что то типо злого получеловек полу козел, злой, убивает людей в лесу и имеют на груди бугор в виде топора. Но на Дэв не похож, эо другой парень. Кстати у других кавказцев тоже есть мифы. что есть существа у которых на груди топор врощенный.

0

8

Данные археологии, лингвистики и этнографии доказывают, что образ великого титана богоборца Прометея - просто-напросто плагиат.

Древние греки "украли" его у грузин, где он является сыном богини охоты Дали, и одним из центральных объектов поклонения в древнегрузинском пантеоне богов, известным как - Амирани.

Амира́ни (груз. ამირანი) — один из главных священных персонажей древнегрузинской религии, герой мифа и эпоса «Амираниани».

Амирани — один из древнейших персонажей грузинской мифологии. Его образ прослеживается во многих археологических памятниках Грузии, большинство из которых датируется III-им тыс. до н. э. (бронзовый пояс из Мцхеты, казбекский клад, Триалетский серебряный кубок). Сказания об Амирани зафиксированы во всех картвельских языках (грузинский, сванский, мегрельский, лазский) и их диалектах, что свидетельствует о формировании образа на очень ранней стадии этногенеза грузинского народа. Варианты сказания об Амирани записаны также у некоторых народов Кавказа, подвергнувшихся влиянию грузинской мифологии. В частности, этот образ распространён у абхазов и осетин.

Согласно сванской версии, Амирани рождён богиней охоты Дали от смертного безымянного охотника. В некоторых более поздних вариантах отцом Амирани называется кузнец или крестьянин. В мегрельской и абхазской версиях Амирани родился в результате непорочного зачатия, что, вероятно, восходит к эпохе матриархата. Преждевременно рождённый Амирани дозревал в желудке дикого быка (тёлки), впоследствии убитого охотником Сулкалмахом, который извлёк Амирани из чрева животного и отнёс божество в свой дом. Там он был взрощен и воспитан Дареджан (женой Сулкалмаха) вместе с её родными сыновьями, Бадри и Усепи, которые стали побратимами Амирани, а в дальнейшем и ближайшими сподвижниками во всех его подвигах.

На Амирани были священные для грузинской мифологии знаки — на его плечах изображены луна и солнца, а некоторые части тела были золотыми, что свидетельствовало о его божественном происхождении. Амирани — великан, глаза у него с сито — он похож на чёрную тучу, готовую разразиться ливнем. Он обладает неутомимостью волка, силой двенадцати пар быков и буйволов, стремительностью летящего вниз с горы бревна — он настолько могуч, что земля с трудом выдерживает его (хотя он уступает силой и ростом Амбри). Обычно силу Амирани объясняют магическим благословением крёстного отца (мотив крещения, по-видимому, вытеснил более древний мотив инициации); в древнейшей версии сказания Амирани получил в младенчестве силу от омовения в воде волшебного родника, принадлежавшего божеству Игри-батони.

Вместе с «побратимами» Бадри и Усепи Амирани борется во благо человечества с различной нечистью (дэвами, батонеби, каджи и вешапи).

Спасение Солнца
Однажды Амирани был проглочен вешапи, попытавшимся поглотить Солнце, но своим алмазным ножом разрезал брюхо вешапи и вышел наружу. При этом он вставил в разрез рёбер вешапи плетёнку, чтобы поглощённое драконом солнце могло сжечь её и освободиться из чрева.

Похищение небесного огня
Желая облегчить жизнь человечества и уподобить людей богам, Амирани похитил небесную деву Камари (олицетворение знаний, света и огня), заточенную в высокую башню посередине Чёрного моря, одолев в битве её отца — повелителя погоды и грозовых туч, властелина каджей. После чего, при помощи Камари, стал обучать людей металлургии, изготовлению жаренной пищи, секретам долголетия и многим другим запретным знаниям.

Наказание
За богоборчество и чрезмерное человеколюбие Амирани был прикован верховным богом Гмерти к столбу или к скале, вкопанной в куполообразную пещеру Кавказского хребта, где его печень постоянно клюёт орёл, а преданная Амирани собака лижет цепь, стараясь истончить её. Однако ежегодно в четверг страстной недели (в тушинском варианте — в ночь под Рождество) приставленные богом кузнецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера разверзается и можно увидеть Амирани.
Амирани. wikipedia

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Мифы, легенды и сказания грузин