Форум историка-любителя

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Установлена личность первого царя Картли-Иберии - Фарнабаза


Установлена личность первого царя Картли-Иберии - Фарнабаза

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Великое открытие - Установлена личность первого царя Картли-Иберии - Фарнабаза

Современные историки, практически дословно повторяют сказанное в "Картлис Цховреба" - в части описания возникновения "первого" грузинского царства Картли-Иберии и его основателя - Фарнаоза.

"Картлис Цховреба" - утверждает, что в эпоху завоевательных походов Александра Великого (- 336 — -323) - некий Азон (Азо) был отправлен Александром, с большим войском в Грузию, там он убил правившего в Мцхета мамасахлиси Самару и его брата - отца Фарнаоза, и захватил власть в Грузии - став царём.

Мать спасла от гибели трёхлетнего Фарнаоза - и с верными людми бежала с ним в горы - до лучших времён, когда Фарнаоз возмужает и сможет вернуть наследие предков.

Через 24 года Фарнаоз, заручился помощью правителя Эгриси - вернул себе трон, убив Азона.
Далее Фарнаоз построил город Армази - где установил идола Армази - которого объявил верховным богом. Затем он создал государственный аппарат, по персидской системе - установив порядки принятые в империи Ахеменидов.

Фарнаоз правил 65 лет, затем умер, и был погребён у подножья идола Армази, летопись утверждает, что его могила стала объектом поклонения.

Опираясь на средневековые летописи, большинство учёных времена правления Фарнаваза датируют концом IV−III веком до н. э. Согласно Вахушти Багратиони Фарнаваз правил в (-302 — -237), согласно Кириллу Туманову — (-299 — -234), а по мнению Павле Ингороква периодом его царствования были (-284 — -219) годы.

Это официальная точка зрения - современной грузинской исторической науки - на сегодняшний день.

В далёком 1986 году, я будучи 11 лет, составлял для себя списки правителей древних государств, для составления родословных. Там, среди представителей одной из ветвей персидского императорского рода Ахеменидов - Фарнакидов - правивших в "наследственной" сатрапии Гелиоспонтской Фригии (Азиатское побережье Мраморного моря в современной Турции) - мне на глаза попались, три сатрапа с именем Фарнабаз. Особенно меня заинтересовал - Фарнабаз III - современник Александра Великого - по всем параметрам подходящий на роль нашего царя Фарнаоза.

К сожалению, в те времена, в связи с очередным поворотом моей нелёгкой судьбы, мне не удалось развить данную тему. И теперь, по прошествии стольких лет, я заново поднял эту тему и хочу со всей ответственностью заявить, что - изучив, исторический фон и подробности жизни Фарнабаза III, я утверждаю, что он, и первый царь Иберии Фарнаоз - являются одним и тем-же лицом.

Ниже, я привожу доказательства индентичности личности царя Фарнаоза и Фарнабаза III.

Фарнабаз III (-362/358  — после июля -321), персидский, "Ахеменидский принц", государственный и военный деятель империи Ахеменидов. Участвовал в войне против армии Александра Македонского. Главнокомандующий всех персидских войск и флота в Малой Азии и Эгейском море (-333 — -332), в сражении у Геллеспонта (весна -321/320) где он командовал конницей у своего зятя Эвмена, они одержали победу над Кратером - одним из главных военачальников армии Александра, и Неоптолемом сатрапом Армении.

Происхождение. Ранние годы

Фарнабаз был сыном сатрапа Геллеспонтской Фригии Артабаза II из династии Фарнакидов. Женой Артабаза и возможной матерью Фарнабаза была гречанка с острова Родос, сестра знаменитых военачальников Ментора и Мемнона. Свадьба состоялась в 362 году до н. э. или чуть ранее. У Артабаза, согласно Диодору Сицилийскому, было одиннадцать сыновей и десять дочерей. Квинт Курций Руф упоминает девять сыновей Артабаза, которые сопровождали престарелого отца во время встречи с Александром Македонским. При этом нет никаких оснований считать, что все они родились от одной матери. Из всех детей Артабаза в источниках упомянуты братья Фарнабаза Ариобарзан, Аршама и Коф, сёстры — Апама, Артонида и Барсина. В 358 году до н. э. фригийский и другие персидские сатрапы подняли восстание против царя Артаксеркса III. Однако, когда сатрапы проиграли, Артабаз с семьёй в конце 353 или начале 352 года до н. э. был вынужден бежать. Он нашёл убежище в Македонии при дворе Филиппа II. Македония враждовала с империей Ахеменидов и Артабаз мог не опасаться выдачи персам.

В Македонии Фарнабаз познакомился со своим сверстником молодым царевичем Александром. Через некоторое время Ментор вновь поступил на службу к персам и участвовал в подавлении восстания в Египте. В 342 году до н. э. он был назначен главнокомандующим в приморских азиатских провинциях. Ему удалось добиться прощения для Артабаза, который смог вернуться в Азию. После смерти Ментора, кроме земельных владений, дядя Фарнабаза Мемнон унаследовал и должность главного военачальника всех персидских войск в Малой Азии.

После вторжения армии Александра Македонского в империю Ахеменидов

В 334 году до н. э. армия Александра Македонского вторглась в Малую Азию. После поражения персов при Гранике Дарий III назначил Мемнона главнокомандующим всех персидских войск. На этом посту ему удалось добиться некоторых успехов. Несмотря на то, что персидский военачальник и не смог удержать города в Малой Азии, он начал проводить наступательные действия в Эгейском море. Мемнон смог захватить Хиос и несколько мелких городов на Лесбосе, разбить митиленский флот и начать осаду Митилены. На этом фоне в Греции активизировались антимакедонские силы, готовые присоединиться к войскам Мемнона, как только тот покажется у европейского побережья. Афины и Спарта даже отправили к нему послов.

Во время осады Митилены в 333 году до н. э. Мемнон умер от болезни. Перед смертью он, до дальнейших указов Дария III, назначил своим преемником Фарнабаза. Фарнабаз и Автофрадат, сатрап Лидии и Ионии - смогли захватить Митилену.

После взятия Митилены Фарнабаз отправился в область Карии и Ликии. Ему удалось вернуть под контроль персов часть Галикарнаса и Милет, с которого была взыскана большая дань. Однако Дарий III не дал Фарнабазу развить успех. Он приказал отправить наёмников в собственную армию, так как считал, что исход войны зависит не от локальных успехов в Малой Азии, а от сражений основных войск. Одновременно Фарнабазу были переданы все полномочия Мемнона, то есть руководство над армией в Малой Азии и флотом в Эгейском море.

Затем Фарнабаз вернулся на флот в Эгейском море, которым руководил Автофрадат. Персы при участии Фарнабаза покорили Тенедос, который расположен рядом с Геллеспонтом. Тем самым Фарнабаз III отрезал войска Александра от Македонии. Также на сторону персов перешли Сигей и Андрос.

Планы и успехи персидской эскадры в Эгейском море были нивелированы поражением основных войск Дария III в битве при Иссе 333 года до н. э. Греческие полисы, которые ждали удобной возможности восстать против Македонии, были вынуждены повременить со своими планами. Лишь спартанский царь Агис III успел получить на организацию антимакедонского восстания 10 трирем и 30 талантов. После получения известий о победе Александра Фарнабаз спешно отправился к Хиосу со своими силами. Он прибыл туда как раз вовремя, так что ещё успел предупредить антиперсидское восстание. Ещё одним следствием поражения персов при Иссе стал захват Александром Дамаска, где в плен к македонянам попали жена и сын Фарнабаза.

В следующем 332 году до н. э. флот персов в Эгейском море распался. Финикийские и кипрские корабли уплыли к себе на родину, а затем сдались армии Александра. Македонский флот в составе 160 трирем под командованием Гегелоха и Амфотера освободил Тенедос, а затем отправился к Хиосу. Жители города восстали против персов и открыли ворота. Возможно, событию предшествовала ссора между Фарнабазом и персидским ставленником Аполлонидом, чем и воспользовались промакедонские силы. Весь гарнизон из трёх тысяч наёмников попал в плен. Сам Фарнабаз тоже попал в плен, однако, ему удалось бежать, когда македонский флот находился на стоянке у острова Кос.

Отец Фарнабаза Артабаз в престарелом возрасте после битвы при Гавгамелах в 331 году до н. э. вместе с сыновьями был помилован Александром. Среди попавших в плен античные источники Фарнабаза не упоминают. Арриан упоминает эпизод о прибытии Артабаза к Александру с тремя сыновьями, среди которых Фарнабаза не было.

Последнее упоминание Фарнабаза связано с битвой у Геллеспонта 321 года до н. э. Он руководил конницей наёмников, которая сражалась на стороне его зятя Эвмена против Кратера и Неоптолема сатрапа Армении. Стороны обладали сопоставимыми силами. Неоптолем убеждал Кратера, который был популярным военачальником времён Александра, что дело до сражения не дойдёт, так как македоняне при одном его виде покинут Эвмена. Эвмен, в свою очередь, поставил на фланге напротив того, которым руководил Кратер, Фарнабаза и его наёмников, для которых имя военачальника Александра не вызывало соответствующего пиетета. В ходе сражения Кратер и Неоптолем погибли.

Более о Фарнабазе III - ничего не известно, хотя его зять Эвмен ешё 6 лет участвовал в войнах за наследие Александра - имя Фарнабаза исчезает со страниц истории.

Дальнейшая судьба Фарнабаза

После смерти Александра в -323, начался распад его империи, полководцы и соратники Александра начали междуусобную войну - которая продолжалась более 40 лет. Регентом империи стал Пердикка, который в -322/321 назначил зятя Фарнабаза - Эвмена стратегом-автократором империи в Малой Азии (современная Турция). Фарнабаз был начальником конницы у Эвмена.
Через несколько дней после битвы у Геллеспонта (июль -321) - регент империи Пердикка - был убит. При новом перераспределении власти в Македонской империи регентом стал давний враг Эвмена Антипатр. Эвмена и его сторонников заочно осудили на смертную казнь.

Фарнабазу - больше не было места, ни в персидской, ни в греческой империи - везде сидели его враги.

Факты указывающие на тождество Фарнаваза и Фарнабаза III :

1. В упоминании о строительстве города и идола Армази - мы видим - основание религиозного центра посвящённому Ахура-Мазде - богу покровителю рода Ахеменидов. В наскальных надписях Ахеменидов регулярно упоминается имя Ахура-Мазды (др.-перс. ahuramazdā; пехл. ʾwhrmzd'; груз. არმაზი; арм.  Արամազդ, Aramazd; др.-греч. Ὠρομάσδης — Орма́зд) как высшего покровителя царя и всего его царства, в котором царь воплощает Его волю. Фарнабаз - был Ахеменидом по происхождению, по сути Армази - был бог покровитель его рода.

2. В упоминании об установлении персидской административной системы - мы видим, что Фарнабаз - установил государственную систему принятую в империи Ахеменидов, и придворе его отца - сатрапа Гелиоспонтской Фригии.

3. В упоминании о жестоком полководце Александра - Азо, убитым Фарнаозом - мы видим в образе Неоптолема, полководце Александра и сатрапа Армении - убитом Фарнабазом.

4. В упоминании об поклонении могиле Фарнабаза - мы видим попытку "обожествления" царя после его смерти. У Ахеменидов, обожествление царей не получило развития, но сформировалось представление о том, что царь является представителем и ставленником верховного божества, в империи Ахеменидов - бога Ахура-Мазды.

5. Близкие родственники Фарнабаза по отцу - его двоюродный и троюродный дяди - основали правящие династии в Армении и Понтийском царстве. Ихние царства непосредственно граничили с Грузией.

6. Имена первых царей Иберии упоминаемые зарубежными античными источниками - мы видим в роду Ахеменидов: Фарнабаз, Митридат (Мирдат), Михран (Мириан), Артаксеркс (Артак).

7. В арамейском тексте Армазской билингвы - упоминается имя царя Фарнабаза - как предка царя Фарсмана.

8. Бывшие персидские сатрапы и полководцы Александра - захватывали или укрепляли свои царства - в Ахеменидской и Греческой империи - Фарнабазу не оставалось места среди них, по сути ему остовалась одна Грузия - как возможная цель для захвата. Тем более, что все соседние страны занимали его родственники: в Армении - Оронтиды, в Понтийском царстве - Митридатиды, а в Каппадокии, Пафлагонии, и припонтийских территориях правил его зять Эвмен.

9. Имя Фарнабаз, в обозримом периоде времени - является довольно редким, и среди представителей знати - встречается только в роду Фарнакидов - предков Фарнабаза III.

Семья и родственники Фарнабаза III:

Отец:
Артáбаз II (-391/87  — > -328), Ахеменидский наследственный сатрап Геллеспонтской Фригии (-362 — -353), Македонский сатрап Бактрии и Согдианы (-329 — -328), его предки по отцу - происходили из персидского императорского рода Ахеменидов. Внук царя Артаксеркса II по матери

Мать:
Неизвестная Родосская (~-380  — > -333), знатная гречанка с острова Родос, сестра Ментора и Мемнона Родосских. Жена (с -363/362) Артабаза II.

Сестра:
Барсина (-362/358  — -309), дочь Артабаза II. Жена: 1) (с -342) Ментора Родосского (~-385 — -340) (её дядя по матери). 2) (с-340/338) Мемнона Родосского (~-382 — -333) (её дядя по матери). 3) (-333 — -327 незаконная) Александра Великого (-356 — -323). Дети: 1 ) От Ментора - дочь, жена Неарха. 2) От Мемнона - сын. 3) От Александра - сын Геракл убит вместе с матерью в -309.

Сестра:
Артакама (-361/355  — > -324), дочь Артабаза II. Жена (с -324) первого царя эллинистического Египта Птолемея I (~-360 — -283/282).

Сестра:
Артонида (-360/352  — > -315), дочь Артабаза II. Жена (с -324) Эвмена из Кардии (-361/360 — -315), полководца, начальника царской канцелярии и личного секретаря Александра Великого, сатрапа Каппадокии, Пафлагонии, и  припонтийских территорий (Район от Синопа до Трабзона в Турции)

Племянник: (сын сестры)
Геракл (-327— -309) — сын Александра Великого от Барсины. Претендент на трон Македонии (-309). Последний представитель Аргеадов - царского рода Македонии. 

Муж племянницы (дочери сестры):
Неарх (~-358 — -300)  Сатрап  Ликии и Памфилии (-334 — -329 и -323 — -300), Наварх (командующий флотом) Александра Великого (-326 — -323), друг детства Александра. В -324 Неарх женился на дочери Барсины и Ментора.

Двоюродный дядя по отцу:
Оронт I (Арванд) (~-404 — -344) Сатрап Армении (Софены и Митанни) (-371 — -360), сатрап Мизии (с -360), армянские историки называют его Ервандом - этническим армянином из династии Ервандидов, в действительности он был знатным персом - потомком Ахеменидов.

Троюродный дядя по отцу:
Ариобарзан II Ктист (~-395 — -337) — персидский сатрап Понта и царь полунезависимого Понтийского царства (~-363 — -337), родоначальник династии которая 300 лет правила Понтийским Царством.

0

2

Приветствую, blacksea! Спасибо, очень интересно, и версия оригинальная. Кто автор этого эссе?

Если теория верна, то Фарнаваз получается не картвелом по происхождению, как убеждала нас всегда Картлис Цховреба, определившая его к роду Картлосиани.

Я придерживаюсь версии, что Фарнаваз из Картлис Цховебы тождественен Парнабазу из сочинения Диона Кассия. Тут по крайней мере он точно указан как царь Кавказской Иберии, в то время как в истории сына Артабаза иберы никак не фигурируют. Просто у Диона Парнабаз жил в I веке до нашей эры и не выступал первым иберийским царем (он получается вторым после Артока), что непривычно осознавать знатокам грузинской истории, привыкшим к традиции Картлис Цховребы.

С чем точно трудно согласиться, это с отождествлением Армази с Ахура-Маздой. Армази однозначно идол, в виде столба, тогда как в зороастризме не практиковалось идолопоклонство, символом Ахура-Мазды был огонь.

0

3

Dato написал(а):

Приветствую, blacksea! Спасибо, очень интересно, и версия оригинальная. Кто автор этого эссе?

Если теория верна, то Фарнаваз получается не картвелом по происхождению, как убеждала нас всегда Картлис Цховреба, определившая его к роду Картлосиани.

Я придерживаюсь версии, что Фарнаваз из Картлис Цховебы тождественен Парнабазу из сочинения Диона Кассия. Тут по крайней мере он точно указан как царь Кавказской Иберии, в то время как в истории сына Артабаза иберы никак не фигурируют. Просто у Диона Парнабаз жил в I веке до нашей эры и не выступал первым иберийским царем (он получается вторым после Артока), что непривычно осознавать знатокам грузинской истории, привыкшим к традиции Картлис Цховребы.

С чем точно трудно согласиться, это с отождествлением Армази с Ахура-Маздой. Армази однозначно идол, в виде столба, тогда как в зороастризме не практиковалось идолопоклонство, символом Ахура-Мазды был огонь.

Автор этого эссе я.

Уважаемый Dato.
Главная беда нашей истории, что она - армянская, а не грузинская.
Древнейшие летописи Иберии-Картли - не сохранились.
И позднейшим грузинским летописцам - пришлось брать сведения из армянских летописей.

Я приведу - два примера:

Леонтий Мровели. Жизнь грузинских царей

Глава первая

Повесть о восьми братьях

Сперва упомянем о том, что у армян, картвелов, ранов, моваканцев, эров, леков, мегрелов
и кавкасианов, у всех этих сородичей, был один отец по имени Таргамос. ...  поселился между ... горами - Араратом и Масисом .  .... И не вмещала их земля Арарата и Масиса.

Среди сыновей Таргамоса выдвинулись восемь человек, богатыри могучие и славные, чьи
имена суть следующие: первого звали Хаос, второго - Картлос, третьего - Бардос, четвертого -
Мовакан, пятого - Лек, шестого - Эрос, седьмого - Кавкас, восьмого - Эгрос.

Все восемь были богатырями, но Хаос был богатырем, превосходящим всех братьев, потому что ему подобного не было ни до Потопа, ни после...

Так как страна Арарата и Масиса более не вмещала всё племя, то разделил Таргамос страну
и племя свое между теми восьмью богатырями: половину племени и лучшую половину страны
своей он дал Хаосу...

Хаос поселился на земле отца своего, Таргамоса, завладел также страной, лежавшей к
северу, как об этом я уже писал: именно - от горы Орети на юге до моря Гурганского на востоке
и до моря Понтийского на западе. Над всеми этими семью героями управителем и господином
стал Хаос. Все они семеро были покорны Хаосу ...

После этого, по истечении немногих лет, призвал к себе Хаос тех семерых богатырей, собрал
их и сказал им ...

Собрал Хаос всех их и расположился у подножия Масиса. ...

Хаос стоял в тылу своих богатырей, подкрепляя их и ободряя их своим ужасающим голосом,
который был подобен раскатам грома. ...

Тогда Хаос объявил себя царем над своими братьями, а также и над другими племенами, обитавшими около границ его царства. А все семь братьев отправились каждый в свой удел, пребывая в подчинении у Хаоса. До сего места мы писали повесть о всех восьми братьях.



Леонтий Мровели. Обращение Грузии святой Нино

Мать святой Нино патриарх определил прислужницей у нищих и немощных женщин,
а святая Нино служила в течение двух лет у ниафоры - армянки из Двина и расспрашивала ее
досконально о страстях христовых, о распятии, погребении и воскресении. И обо всем другом допытывалась она последовательно, ибо не было другой в Иерусалиме равной ей (ниафоре) по совершенству в познаниях законов веры как старой, так и новой.

Начала она повествование и сказала ей: «Вижу, дочь моя, силу твою. ...
Да будет подобной жизнь твоя, ведомая духом святым!  А теперь поведаю тебе обо всем. ...

Услышав все это от ниафоры Сары, святая Нино вознесла благодарение богу, благословила
ниафору и спросила снова: «Где находится та северная страна, прибывшие из которой иудеи
взяли в собой доставшиеся им по жребию одежды господа нашего Христа?».

В ответ ниафора Сара сказала ей, что «есть на востоке город, который называется Мцхета,
страна Картли и Сомхити - горная область язычников, но в настоящее время стала она достоянием
ужи ков».

В те дни из Эфеса пришла некая женщина поклониться святому воскресению, и спросила
эту женщину ниафора Сара ...

Услышав об этом, святая Нино сказала ниафоре: «Пошли меня и я приду к царице Елене
и предстану пред ней со словом о Христе». Ниафора сообщила патриарху о желании Нино.

Отправилась святая Нино вместе с этой женщиной, пришедшей из Эфеса, и когда они
прибыли в царство римское, в дом женщины, спутницей которой она стала, то нашли там, в
девичьем монастыре, некую царицу, потомка царей, по имени Рипсиме, и воспитательницу ее
Гаяне, которые, возымев желание причаститься к Христу, ждали крещения из Иерусалима.

Тогда та женщина передала святую Нино святой Рипсиме, поведав ей о деяниях ее. Увидев
ее, христолюбица Рипсиме с радостью обняла святую Нино и приняла ее в свой дом.

Во время пребывания с ней святой Нино Рипсиме приняла желаемое ею крещение, а вместе
с ней приняли крещение воспитательница ее Гаяне и другие домочадцы, всего пятьдесят душ.
И большинство из них приняло крещение при рукоположении святой Нино. Тогда ушли все они в
монастырь свой, и пробыла с ними святая Нино два года.

В те дни разослал кесарь людей искать женщину благородную и прекрасную, дабы найти для
себя достойную жену.

Когда ищущие достигли девичьего монастыря, то увидели Рипсиме и, узрев лик ее, расспросили
об ее происхождении, ибо не было никого подобной Рипсиме по красоте. Изобразили они лик ее
на доске и послали ее кесарю. 

Понравилась она кесарю, преисполнился он радости и распорядился справить свадьбу, для
чего тотчас же разослал посланцев и распорядителей во все свои владения, призывая всех с
дарами и ликованием прибыть на свадьбу.

Увидев Рипсиме, Трдат преисполнился желания, возрадовался великой радостью и решил
взять ее в жены. Но не покорилась Рипсиме, и тогда она была предана мучению, а вместе с
ней и воспитательница её Гаяне и многие другие из них. Их мученичество и чудеса описаны в «Обращении армян»

Вы понимаете что - это не грузинская история.
Это - история Армении.

0

4

Согласно Корнелию Кекелидзе, в Грузии изначально считалось, что христианство было введено в их страну просветителем армян святым Григорием.

Это мнение начало изменяться после раскола армянской и грузинской церквей в начале VII века. Уже с середины IX столетия на фоне большой конфессиональной розни между этими народами в Грузии стали отрицать любые следы религиозно-культурной связи с армянами в предыдущие эпохи.

Считая неприемлемым иметь общего с армянами миссионера, грузинские церковники начали искать самостоятельного просветителя, какового нашли в лице Нино, о которой кратко сообщали византийские авторы.

Святая Нина. Википедия

0

5

blacksea написал(а):

Согласно Корнелию Кекелидзе, в Грузии изначально считалось, что христианство было введено в их страну просветителем армян святым Григорием.
Это мнение начало изменяться после раскола армянской и грузинской церквей в начале VII века. Уже с середины IX столетия на фоне большой конфессиональной розни между этими народами в Грузии стали отрицать любые следы религиозно-культурной связи с армянами в предыдущие эпохи.
Считая неприемлемым иметь общего с армянами миссионера, грузинские церковники начали искать самостоятельного просветителя, какового нашли в лице Нино, о которой кратко сообщали византийские авторы.
Святая Нина. Википедия

В данном случае Вы хотите сказать, что согласны с Кекелидзе, или наоборот, что он наглядный пример того, как грузины раньше заблуждались на счет влияния армян на Грузию?

Вы понимаете что - это не грузинская история.
Это - история Армении.

Почему Вам кажется неправдоподобной версия, что Нина сначала была в одной миссии с Гаяной и Рипсимой, чтобы проповедовать в Армении, а когда их стали преследовать, и ее спутниц схватили и казнили, самой ей удалось бежать на север, в Грузию, где она решила начать отдельную и самостоятельную миссию?

0

6

Dato написал(а):

В данном случае Вы хотите сказать, что согласны с Кекелидзе, или наоборот, что он наглядный пример того, как грузины раньше заблуждались на счет влияния армян на Грузию?

Почему Вам кажется неправдоподобной версия, что Нина сначала была в одной миссии с Гаяной и Рипсимой, чтобы проповедовать в Армении, а когда их стали преследовать, и ее спутниц схватили и казнили, самой ей удалось бежать на север, в Грузию, где она решила начать отдельную и самостоятельную миссию?

Бакур Ибер (груз. ბაკურ იბერი) (род. около 340 - погиб в бою 6 сентября 394) - римский полководец и государственный деятель. Представитель царской семьи Иберии (современная Грузия ), упоминается несколькими греко-римскими авторами 4 и 5 веков.
Аммиан Марцеллин, Тиранний Руфин и Зосим сообщают, что Бакур был «царем иберийцев», но Геласий Кесарийский не называет его царем, а просто потомком царей Иберии.

Бакур был tribunus sagittariorum в битве при Адрианополе с готами в 378 году, а затем служил dux Palaestinae и come domesticorum до 394 года, когда он стал magister militum и командовал « варварским » контингентом при императоре Феодосии I (годы правления 379–395) в кампании против римского узурпатора Евгения, и встретил свою смерть, согласно Зосиме, в битве при Фригиде . Согласно Сократу Константинопольскому, Бакур также сражался в более ранней кампании Феодосия против Магнуса Максима.

Все античные источники, однозначно восхваляют военное мастерство и отвагу Бакура. Руфин, которого Бакур несколько раз посещал на Елеонской горе и служил ему источником по истории христианизации Иберии, описывает полководца как благочестивого христианина, а ритор Либаний , с которым Бакур вел переписку, восхваляет его и как солдата, и как культурного человека. В древнейших грузинских надписях Бир-эль-Кутта упоминается Бакур."

"Magíster mílitum (магистр армии, магистр оружия, военный магистр) — высшая военная должность в эпоху Поздней Римской империи, введённая в результате военных реформ Константина Великого. Магистры армии в государственной табели о рангах имели высший чин, и, как и префекты претория, титуловались «сиятельными мужами» (лат. viri illustres).

Так как в руках магистров армии было командование вооружёнными силами, они являлись весьма весомыми фигурами в государстве. Например, магистры пехоты Сильван и Ветранион во время правления Констанция II объявили себя императорами, опираясь на свои войска, а Стилихон и Рицимер обладали огромной властью, не претендуя на формальный титул."

Мы видим, что Бакур Ибер - который родился около 340 г. (сын или внук Мириана 3) - не просто примерный христианин, но ведёт переписку или лично общается со - "Столпами Веры" и иерархами церкви. Он царь или принц христианской Иберии - попавшей под удар персов - вынужденный для защиты Отечества - пойти на службу империи.

Раскопки на черноморском побережье Колхиды - доказывают, что уже с 7 века до н.э. - Колхида служила местом ссылки или изгнания для высокопоставленных деятелей - древней Греции и Рима.

Многие первые подвижники христианства уже с 1-го века - присутствуют на Колхидской земле.

Конечно невозможно поверить в сказки Мровели - взятые из армянской агиографии:

"И пошла святая Нино и достигла Орбанту, на границе Армении, и там перезимовала ...

Святая Нино была немного сведуща в армянском языке, ибо она раньше училась ему у ниафоры. Нашла она среди пастухов говорящего по-армянски и спросила его: «Из каких вы краев?»

и когда они прибыли в царство римское, ... то нашли там, в девичьем монастыре, некую царицу, потомка царей, по имени Рипсиме, и воспитательницу ее Гаяне ... и других домочадцев, всего пятьдесят душ." 

"Армянская царица и 37 армянских дев"- их просто приписали к подвигам Нино - благочестивые армянские летописцы = монахи.
В трудах ранних христианских писателей 4 - 5 в.в. где сохранилась "арамейская" версия жития Нино - нет никаких армянских дев.

0

7

blacksea написал(а):

"Армянская царица и 37 армянских дев"- их просто приписали к подвигам Нино - благочестивые армянские летописцы = монахи.

Не понимаю, где и как они приписали их к подвигам Нино?

blacksea написал(а):

В трудах ранних христианских писателей 4 - 5 в.в. где сохранилась "арамейская" версия жития Нино - нет никаких армянских дев.

Разве в тех версиях дается предыстория Нино? Насколько я знаю, там говорится лишь о некой пленнице-христианке в Иверии. Подробностей того, как она попала в Иверию и стала пленницей, не раскрывается.

Я-то не против отвергнуть грузинскую версию от Мровели, подвергшуюся армянской редакции, и взять грекоязычные версии от группы античных авторов. Только в таком случае, у нас в любом случае не будет предыстории Нино. Там предыстория, которая нам не нравится, а тут никакой предыстории.

И еще. Допустим мы говорим, что зависеть от армянской интерпретации нашей истории плохо, и что же мы предложим взамен - пойти в зависимость от греческих интерпретаций?

0

8

Dato написал(а):

Не понимаю, где и как они приписали их к подвигам Нино?

Разве в тех версиях дается предыстория Нино? Насколько я знаю, там говорится лишь о некой пленнице-христианке в Иверии. Подробностей того, как она попала в Иверию и стала пленницей, не раскрывается.

Я-то не против отвергнуть грузинскую версию от Мровели, подвергшуюся армянской редакции, и взять грекоязычные версии от группы античных авторов. Только в таком случае, у нас в любом случае не будет предыстории Нино. Там предыстория, которая нам не нравится, а тут никакой предыстории.

И еще. Допустим мы говорим, что зависеть от армянской интерпретации нашей истории плохо, и что же мы предложим взамен - пойти в зависимость от греческих интерпретаций?

Армяне нашли в источниках - упоминание о "древнейшей христианской миссии на Кавказе" (Святая Нино) - и для утверждения своего "первенства в христианстве" - прибавили к нему рассказ о "царице Рипсимэ" и 37 армянских девах.

По ихней версии:

Нино - родилась около 280 г.

Нино и "37 армянских дев" прибыли в Армению - 301 г.
Мученичество -  "37 армянских дев"  - 301 г.
Армения - принимает христианство - 301 г.

Нино - приходит в Иберию - 302 г.
Нино - приходит в г. Мцхета  - 302 г.
Нино - "удочерила" семья царского садовника - 302 г.

Нино - 35 лет лечит царскую семью - 302 - 337 г.г.

Иберия - принимает христианство - 337 г.

Всё это - вымысел армянских историков - монахов.

У - Вас Уважаемый Dato - антинаучный подход к изучению истории.

"Пусть будет - хоть какая-то предистория Нино, чем вообще - никакой"

или

"Отказавшись - от "армянской версии" - "мы будем зависеть от греческой версии"

Для начала - "армянская история Иберии" - должна быть критически пересмотрена.
Как - предвзятая, тенденциозная, имеющая "армянский уклон" и лженаучная.

В отличии от армянских источников - греко-римские античные источники - заслуживают доверия.

Грузинские историки - начиная от Мровели и кончая Ингоркава иже с ними - попытались оживить -
"Армянский скелет" грузинской истории - и присобачили к нему - вымышленные годы правления царей.

Это просто стыд и срам.

Фарнаоз родился в -326 г, правил в -299 - -234, его сын -
Саурмаг - правил в -234 - -159, а зять последнего -
Мириан - правил в  -159 - -109.

Отец, сын, и зять этого сына - правили 190 лет.
И - это подтверждают: Вахушти, Ингоркава и Туманян (К.Туманов).

А - простые читатели - верят этим сказкам.

Реконструкция Реальной Истории - главная задача историка.

Посмотрите на разные списки царей:

Список царей Иберии

Список царей по Мокцевай Картлисай:

Азо, сын царя Ариан-Картли
Фарнаваз
Саурмаг
Мирван
Фарнаджоб
Арсок
Арик
Братман
Миреан
Арсук
Рок
Кардзам и Братман
Фарсман и Каоз
Арсок и Амазаер
Амазасп и Дерук
Фарсман Доблестный и Фарсман Барс
Рок и Мирдат
Гадам
Фарсман
Амазасп
Рев Праведный
Ваче
Бакур
Мирдат
Аспагур
Лев
Миреан, сын Льва

Список царей по Картлис Цховреба

Азон, сын Иаредоса, наместник Александра Македонского
Фарнаваз, племянник Самары,мцхетинского домовладыки
Саурмаг, сын Фарнаваза
Мирван, приемный сын Саурмага, Фарнавазид/Небротид
Фарнаджом, сын Мирвана
Аршак, Зять дома Фарнавазидов, Аршакид
Артаг, сын Аршака
Бартом, сын Артага
Мирван, сын Фарнаджома, Фарнавазид/Небротид
Аршак, сын Мирвана
Адерк, сын Картама (приемного сына Бартома) Куджид/Аршакид
Бартам и Картам, сыновья Адерка
Фарсман и Каос, сыновья Бартама и Картама
Азорк и Армазел, сыновья Фарсмана и Каоса
Амазасп и Дерок, сыновья Азорка и Армазела
Фарсман Квели и Мирдат, сыновья Амазаспа и Дерока
Адам, сын Фарсмана Квели
Фарсман, сын Адама
Амазасп, сын Фарсмана
Рев Праведный, племянник Амазаспа, Аршакид
Ваче, сын Рева
Бакур, сын Ваче
Мирдат, сын Бакура
Аспагура, сын Мирдата
Мириан, зять Аспагур, сын сасанидского шаха - Хосро, Хосроид
Бакар, сын Мириана
Миртад, сын Бакара
Вараз—Бакар, сын Миртада
Трдат, тесть Вараз—Бакара, Хосроид
Фарсман, сын Вараз—Бакара
Мирдат, сын Фарсмана
Арчил, сын Мирдата
Мирдат, сын Арчила
Вахтанг, сын Мирдата
Дачи, сын Вахтанга
Бакур, сын Дачи
Фарсман, сын Бакура
Фарсман, племянник Фарсмана, Хосроид
Бакур, сын Фарсмана

Список царей Иберии - Вахушти Багратиони, Павле Ингороква, Кирилл Туманов (Туманян) :

Династия Фарнавазидов
Фарнаваз I — царь (299—234),
Саурмаг I — царь (234—159),
Мириан I — царь (159—109),
Фарнаджом — царь (109—90)
Династия Арташесидов (90—30 годы до н. э.)
Аршак I — царь (90—78),
Артак — царь (78—63),
Фарнаваз II — царь (63—30)
Династия Фарнавазидов (вторично)
Мириан II — царь (30—20),
Аршак II — царь (20—1)
Митридат I — царь (1—35),
Фарсман I — царь (35—60),
Митридат II — царь (60—75),
Картам — царь (75—106),
Митридат III — царь (106—116),
Фарсман II — царь (116—132),
Хсефарнуг — царь (?—?),
Гадам — царь (132—135),
Фарсман III — царь (135—185),
Амазасп I — царь (185—189),
Династия Арташесидов (вторично)
Рев I — царь (189—216),
Ваче — царь (216—234),
Бакур I Иберийский — царь (234—249),
Митридат IV Грузинский — царь (249—265),
Аспаруг I — царь (265—284)
Династия Хосровидов (284—523 годы)
Мириан III — царь (284—361),
Рев II — царь (345—361),
Саурмаг II — царь (361—378),
Бакур II Аспаруг — царь (363—380),
Бакур III — царь (380—398),
Фарсман IV — царь (398—409),
Мирдат IV — царь (409—411),
Арчил I — царь (411—435),
Мирдат V — царь (435—447),
Бакур IV — царь (442—464?),
Вахтанг I Горгасали — царь (464?—499?),
Гурген — царь (519—523)
523 — ликвидация персами царской власти в Грузии, назначение марзпанов

Выдержки из списка легендарных царей Армении по Мовсесу Хоренаци:

Список царей Древней Армении из династии Хайкидов

Парнак І          1532—1478 до н. э.

Парнаваз I     856—803 до н. э.
Парнак II          803—765 до н. э.

Парнаваз II     679—666 до н. э.

Грузинский Парнаваз І  - по моей версии Фарнабаз IIІ - принадлежал к роду Фарнакидов.

Фарнабаз IIІ - единственное реальное историческое лицо - на роль грузинского Парнаваза І.


Цари, чьи имена достоверно известны по античным источникам

Артокес (Артаксеркс) — ок. 65 до н. э.
Фарнаваз (II) — ок. 36 до н. э.
Митридат (I) — ок. 35
Фарсман (I), сын Митридата — ок. 35—58
Митридат (II), сын Фарсмана — ок. 75
Кардзам — ок. 95
Митридат (III) — ок. 115
Фарсман (II) Доблестный — ок. 128—145
Хсефарнуг, сын Фарсмана — ок. 160
Амазасп — ок. 260
Мириан/Мерибан (III) — ок. 320—361
Саурмаг/Сауромак (II) — ок. 368
Аспагур/Аспарук (II) — ок. 369
Фарсман (IV) — ок. 400
Бузмихр — ок. 422
Арчил/Арсил — ок. 430
Вахтанг Горгасали — ок. 482
Гурген — ок. 523
Дзаманарс — ок. 535

Это Реальная - История Грузии.

Отредактировано blacksea (2023-04-03 09:42:33)

0

9

blacksea написал(а):

Армяне нашли в источниках - упоминание о "древнейшей христианской миссии на Кавказе" (Святая Нино) - и для утверждения своего "первенства в христианстве" - прибавили к нему рассказ о "царице Рипсимэ" и 37 армянских девах.

Вы ошибаетесь, в Житие Григора про Гаяну и Рипсиму сказано, что они жили в Риме и являлись монахинями, и что Рипсима действительно принадлежала к царскому роду, только не армянскому, но местному римскому. Эти девы, согласно армянской же традиции, не армянки, они римлянки.

blacksea написал(а):

Всё это - вымысел армянских историков - монахов.

Дело в том, что опираясь на ту версию истории миссии Нины, какая дошла до нас со слов Бакура, мы не сможем опровергнуть мровелианскую версию, опирающуюся, как Вы считаете, на армянскую традицию. Потому что, как я уже сказал, у Бакура нет предыстории, нет предварительного рассказа о том, откуда и при каких обстоятельствах Нина попала в Иберию. Следовательно, мы не можем быть уверены, что Бакур не соглашался бы с Мровели на счет того, что Нина числилась среди тех монахинь из группы Гаяны и Рипсимы, руководимых Григором, и что она сперва миссионерствовала с ними в Армении.

blacksea написал(а):

У - Вас Уважаемый Dato - антинаучный подход к изучению истории.

Это так, я и не претендую, я НЕ профессиональный историк, только любитель истории, изучающий ее, стремящийся разобраться в ряде исторических вопросов.

blacksea написал(а):

Для начала - "армянская история Иберии" - должна быть критически пересмотрена.
Как - предвзятая, тенденциозная, имеющая "армянский уклон" и лженаучная.

Я-то не против, я тоже не догматик. Правда надо понимать, что это приведет к серьезному сопротивлению Церкви и около церковных кругов, после распада СССР установивших свою монополию на темы, касающиеся истории Грузии. В конце концов, Картлис Цховребу, а также не входящие в нее агиографические труды, писали церковники, и разумеется их сегодняшние преемники хотят продолжить и идеологическую преемственность от своих предшественников.

blacksea написал(а):

В отличии от армянских источников - греко-римские античные источники - заслуживают доверия.

Так-то оно так, только с одной их, греко-римских источников, помощью, нам никак не удастся изложить полное и стройное повествование античной истории Грузии, точнее, Колхиды, Иберии и Лазики. Сделать это можно исключительно опираясь на Картлис Цховребу, пусть и кажется ее содержание нам во многом сказочным.

Итого получаем два варианта. Один вариант (КЦ) - полная версия истории, но во многом неправдоподобная. Второй вариант - правдивая история античной Грузии от эллинов и римлян, но отрывочная, не полная.

Есть еще самый надежный источник, это археология, включая эпиграфику, она значительно помогла, но и она не восполнила все пробелы. Зато в Картлис Цховреба нет ни одного пробела.

blacksea написал(а):

Грузинские историки - начиная от Мровели и кончая Ингоркава иже с ними - попытались оживить -
"Армянский скелет" грузинской истории - и присобачили к нему - вымышленные годы правления царей.
Это просто стыд и срам.

Греческие источники тоже не всегда непогрешимы. Это ведь они объявили колхов выходцами из Египта, а кавказских ибер переселенцами из Испании. Нас подобные вещи устраивают?

blacksea написал(а):

И - это подтверждают: Вахушти, Ингоркава и Туманян (К.Туманов).
А - простые читатели - верят этим сказкам.
Реконструкция Реальной Истории - главная задача историка.

Желаю успехов Вам в Вашем деле ревизии сложившейся традиции грузинской истории.

Повествованию Вахушти можно доверять когда оно начинается наверно с 16 века, не раньше.

Ингоркава или Ингороква?

Кирилла Туманова однозначно не переношу.

blacksea написал(а):

Цари, чьи имена достоверно известны по античным источникам

Артокес (Артаксеркс) — ок. 65 до н. э.
Фарнаваз (II) — ок. 36 до н. э.
Митридат (I) — ок. 35
Фарсман (I), сын Митридата — ок. 35—58
Митридат (II), сын Фарсмана — ок. 75
Кардзам — ок. 95
Митридат (III) — ок. 115
Фарсман (II) Доблестный — ок. 128—145
Хсефарнуг, сын Фарсмана — ок. 160
Амазасп — ок. 260
Мириан/Мерибан (III) — ок. 320—361
Саурмаг/Сауромак (II) — ок. 368
Аспагур/Аспарук (II) — ок. 369
Фарсман (IV) — ок. 400
Бузмихр — ок. 422
Арчил/Арсил — ок. 430
Вахтанг Горгасали — ок. 482
Гурген — ок. 523
Дзаманарс — ок. 535

Это Реальная - История Грузии.

Мне данный список знаком, однако по нему есть один вопрос. В списке присутствует Вахтанг Горгасали, а в каком античном источнике он упомянут? Мне известно, что Вахтанг один раз упомянут в труде Газара Парпеци (5-6 вв), только ведь это армянский автор, а мы только что условились сторониться от сомнительной армянской историографии, значит и Вахтанг придется вычеркнуть из данного списка. Еще, кажется, придется и от Арчила отказаться в Вашем списке, так как и его из античных авторов, под именем Ардзюл, называет лишь армянин Корюн.

0

10

Вообще, что Картлис Цховребов напоминает армянскую версию событий соглашусь. Мне тоже жто в глаза бросалась.

Да и начало, что пришли откуда-то с юга предки современных кавказцев. Не знаю как у других, но у грущин нет ни одного предания, что мы откуда-то пришли или жили на территории Армении.

Да и 8 братьев тоже бред. Слишком разные языки и всё, что мы эти 8 племён имели корни.

То что наша Картлис Цховребов не уцелела и была переписана у армян соглашусь. Там видимо армяне этим пытались претендовать на весь регион.

0

11

Рати написал(а):

Вообще, что Картлис Цховребов напоминает армянскую версию событий соглашусь. Мне тоже жто в глаза бросалась.

Напоминает весьма и весьма отдаленно, напоминает лишь отсылкой к Фогарме. У Хоренаци ничего нет о Картлосе, у него Гайк пришел в Араратский край один, со своим семейством, никаких младших братьев, никакого Картлоса, как у Мровели. Происхождение грузин Хоренаци отводит к колонистам из Испании, плененных Навуходоносором и поселенных им на берегу Черного моря. Как видим, армянская версия происхождения грузин совершенно отличается от мровелианской.

Рати написал(а):

Да и начало, что пришли откуда-то с юга предки современных кавказцев. Не знаю как у других, но у грущин нет ни одного предания, что мы откуда-то пришли или жили на территории Армении.

Там ключевой момент, что не просто пришли, но когда пришли - тут никого не было, значит грузины в КЦ в любом случае выступают аборигенами Кавказа. В принципе, все без исключения племена первоначально кочевали, другое дело, что одни перестали кочевать рано, другие позже, кочевания одних зафиксированы, других - нет. Ясно, что и предки грузин когда-то откуда-то прибыли на Кавказ, заселив часть его территории, став одними из первых его колонизаторов, наряду с племенами адыго-абхазской и нахско-дагестанской семей.

Часть грузин обитало и в современной Армении, когда она еще не была Арменией и пока туда не достигла экспансия Урарту, что нам известно из урартских текстов. Этого конечно нет в КЦ, но в ней нет и обитания грузин в Армении. Там в Армении некоторое время пребывал лишь Картлос, но самих картвел еще не существовало, они сформировались уже в Грузии, когда в ней поселился Картлос, их прародитель.

Рати написал(а):

Да и 8 братьев тоже бред. Слишком разные языки и всё, что мы эти 8 племён имели корни.

Это да. Кстати, если посмотреть чисто научно, с точки зрения этнологии, то в восьми братьях таргамосианах мы практически видим лишь четыре этноса - армян, картвел, вайнахов и дагестанцев.

Рати написал(а):

То что наша Картлис Цховребов не уцелела и была переписана у армян соглашусь. Там видимо армяне этим пытались претендовать на весь регион.

В том-то и дело, что мровелианская география принципиально отличается от тех географических данных, что изложены в трудах Хоренаци и Ширакаци. Это несоответствие не дает нам повода думать, что Мровели позаимствовал у армянских авторов, или что самого Мровели позже переписали армяне.

К примеру, согласно армянским данным, Тайк, Гугарк, Джавахк, Кхарджк входили в состав Армении, тогда как Мровели все пространство от истока Чорохи до устья Дзегами, вместе с указанными регионами, однозначно относил к исконной Картли.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Установлена личность первого царя Картли-Иберии - Фарнабаза