Главенствующая роль хонов в III–IV вв. признается и современными исследователями. Так, академик С.Т. Еремян отмечал, что термином хон в армянских источниках обозначались горские кавказские народы, часто совершавшие нашествия на Армению. [Еремян С.Т. Армения по «Ашхарацуйцу»... С. 111.]
А где Аттила этих кавказцев-хонов? Ни одной личности для истории эти фантастические кавказские хоны Гумба, не дали. И после этого, он наделяет их главенствующей ролью, оттесняя куда-то в тень гуннов, подаривших истории такого грандиозного, непобедимого завоевателя, как Аттила.
Кавказские горские народности, те из них, что подпали под власть Гуннского ханства, приняли на себя и "внешнее" имя гуннов, все так. Поэтому, говоря о гуннской активности на Кавказе, изложенной в армянских летописях, мы в этих "хонк" (хоны) должны видеть не одних лишь собственно тюрок-гуннов, но и присутствовавший в их войске местный, горско-кавказский этнический сегмент, в том числе и нахский. Хотя есть эпизоды, где кавказцы перечислены отдельно от гуннов.
К слову, считается, и это видимо справедливо, что в пришлом, степном сегменте гуннов, помимо тюрок, присутствовали и угорские народы, в первую очередь предки мадьяр. Но тем не менее, тюрки, а если быть точными, древний воинственный народ хунну, составляли основу гуннов, были движущей силой, дали свое имя этому объединению. И конечно нельзя вычленять из гуннов их кавказский сегмент, и рассматривая его отдельно, еще и приписывать на его счет активность на Кавказе гуннов в целом. Это в корне неверно.
Но именно этим и занимается Гумба. Вычленив нахский сегмент из гуннов, сделав его самостоятельным, что уже является неправильным началом, он, далее, прихватывает имя гуннов для вайнахов и начинает отдельную историю. Прихватывает же он их имя, не просто так. Он собирается паразитировать на их имени, записывать их достижения на вайнахов. Абсурдно, ведь если вайнахи отделяются от гуннов, они автоматически теряют "внешнее" имя гуннов (хонк), которое они носили, или могут носить, находясь под властью гуннского хана. Но отказ от этого имени, Гумба не устраивает, хотя у тех же армян, кавказские народности, например гелы, как я и сказал, иногда фигурируют наряду с гуннами, чем только подчеркивается их "внутренняя" обособленность от собственно гуннов.
Гумба пишет богато разукрашенную историю вайнахов, материал для которой приходится собирать у других народов, что я и называю паразитированием. При чем, спросил ли Гумба у самих чеченцев и ингушей, нужна ли им подобная профанация их истории, мне неизвестно. Но приписывая им чужое, он обесценивает их настоящую историю, ведь в этой, по гумбовски пересмотренной истории Чечни и Ингушетии, вымышленное смешается с подлинным, и "испачкает" его.
И если и правда существовала нахская народность Хоной, то теперь ее история попала под угрозу быть воспринятой как часть липовой концепции о нахских хонах. Так, всякий задастся вопрос - почему вайнахи, будучи независимы от гуннов, носили их имя. Но Гумба эту ситуацию осознает, поэтому, чтобы парировать вероятный выпад о паразитировании, идет на рискованный шаг. Гумба берется доказать, будто были два разных народа гуннов, одни - те пришлые степные гунны, а другие - вот эти кавказские горские. Осталось лишь доказать несколько вещей: независимость обоих этнонимов друг от друга; их случайное созвучие; наличие у вайнахов этнонима "хон".
Доказательная база, как водится в этой книге, неубедительная, состоящая из подлогов, вытягиваний за уши и сомнительных аргументов. И вот, мнимо доказав существование своих фальшивых, нахских гуннов, совершенно независимых от настоящих,исторических гуннов, Гумба спокойно принимается паразитировать. Весь "кавказский" отдел гуннской истории, то есть историю их активности на Кавказе, он переводит на счет вайнахов.