Глава IV ОБЩАЯ ЭТНОЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ НА КАВКАЗЕ И В ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ ВО II – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫС. ДО Н.Э. К настоящему времени накоплен достаточно большой объем материалов (архе- ологических, топонимических, антропологических, лингвистических, письмен- ных и др.), свидетельствующих о том, что племена исконнокавказской языковой семьи в древности были расселены не только на Кавказе, но и на прилегающих к нему обширных территориях. Согласно этим материалам на рубеже VI–V тыся- челетия до н. э., после распада пракавказской языковой семьи на восточнокавказ- скую и западнокавказскую группы, на территории Кавказа сформировались две большие культурные области – западнокавказская (восточно-причерноморская) и восточнокавказская (западно-каспийская). В процессе освоения новых земель кавказские племена распространились далеко за пределы Кавказа в разных на- правлениях, в том числе и на юг, где они стали осваивать северные районы Перед- ней Азии. Сегодня уже можно считать научно доказанным генетическое родство абхазо-адыгских языков с хаттским, а нахско-дагестанских – с хуррито-урартски- ми1 : об этом свидетельствует не только высокий уровень лексического сходства этих языков, но и их структурно-типологическое тождество. 1. Хуррито-урартско-нахско-дагестанские племена Племена восточной группы хуррито-урартско-нахско-дагестанские – рассели- лись по всей территории Восточного Кавказа, а также в центральных и восточ- ных областях Южного Кавказа, Северо-Западного Ирана, Восточной Анатолии и Северной Месопотамии2 . Предполагается, что именно восточно-кавказские 1 Среди исследователей, превративших гипотезу о генетическом родстве абхазо-адыг- ских и нахско-дагестанских языков с древнейшими языками Передней Азии – хаттским и хуррито-урартским, в бесспорный научный факт, в особом ряду стоят А.С. Чикобава, И. М. Дьяконов, И.М. Дунаевская, С.А. Старостин, Вяч.Вс. Иванов, Е. Форрер, В. Бе- недикт, М. Салвини, Г. Вильхельм, Г. Штайнер, И. Браун, И.Г. Климов, Ш.Д. Инал-ипа, Ю.Д. Дешериев, В.Г. Ардзинба, М.Л. Хачикян, К.З. Чокаев. 2 Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1967; Его же: Предыстория ар- мянского народа. Ереван, 1968. С. 21; Г.А. Меликишвили. К истории древней Грузии. С. 165–167; Джапаридзе О.М. К истории грузинских племен на ранней стадии медно- бронзовой культуры. Тбилиси, 1961. С. 58; Его же: К этнической истории грузинских племен по данным археологии. Тбилиси, 1976 (на груз. яз., резюме на русском яз.) С. 291 (карта), 331–340; Его же: К раннему этногенезу кавказских племен // Историко-филологи- ческие разыскания. Ч 1. Тбилиси, 1980. С. 7–30; Его же: На заре этнокультурной истории Хуррито-урартско-нахско-дагестанские племена 171 племена (нахско-дагестанские и хуррито-урартские) являются создателями куро- аракской археологической культуры3 . Куро-аракская культура возникла в конце IV тыс. до н. э. и просуществовала до конца III тыс. до н. э., а ее ареал включает Северо-Восточный Кавказ, центральные и восточные области Южного Кавказа, Северо-Западный Иран и Восточную Анатолию. На севере границы распростра- нения куро-аракской культуры переходят Кавказский хребет и охватывают Даге- стан, Чечню, отдельные районы Ингушетии и Осетии. На северо-западе рубежи ее достигают Кутаиси и верховьев Риони, а на юге и юго-западе доходят до оз. Урмия, откуда простираются на юг до Хамадана и Керманшаха и бассейна Вана и далее до Малатья и Эрзерума4 . Элементы куро-аракской культуры прослежива- ются вплоть до Восточного Средиземноморья. В конце III – начале II тыс. до н. э. в ареале куро-аракской культуры выделяются несколько родственных культур, составляющих единый блок: триалетская, кармир-бердская, севано-узерликская и кизил-ванская (их основной элемент – расписная керамика5 ). Ареал куро-аракской культуры в основном совпадает с предполагаемой тер- риторией расселения племен восточнокавказской группы исконнокавказской языковой семьи – нахско-дагестанско-хуррито-урартской. Новейшими исследо- ваниями выявлено, что во II тыс. до н. э. хурритский этнический элемент был распространен почти по всей территории Передней Азии: от Загроса до Среди- земноморья – в Сирии, Палестине, Финикии, Северной Ассирии, Гасуре (Нуз), Халабе и Алалхе, а также в Марии, Шартер-Базари, Киликии, Арапхи и т.д. В ХVIII–ХIII вв. до н. э. хурриты (матиены) создают в Верхней Месопотамии мо- Кавказа. Тбилиси, 1989. С. 80; Мунчаев Р.М. Куро-аракская культура // Археология: Эпо- ха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994. С. 8–58; Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М., 1972. С. 35–36; Воронов Ю.Н. Западно-кавказская этнокультурная общность… С. 134 3 В научной литературе рядом специалистов (О.М. Джапаридзе, Т.В. Гамкрелидзе, Г.А. Меликишвили) были также высказаны мнения о том, что в языковом отношении куро-аракская культура, возможно, была двух- или трехкомпонентной и включала в себя восточнокавказскую и картвельскую; восточнокавказскую, картвельскую и индоевропей- скую. 4 Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. С. 58; Кушнарева К.X., Чуби- нишвили Т.Н. Древние культуры Южного Кавказа. Л., 1970. С. 150–163; Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии... С. 163–165; Джапаридзе О.М. К истории грузинских племен... С. 65, 259 (карта), 335; Мунчаев Р.М. Куро-аракская культура... С. 34–56; Марко- вин В.И., Мунчаев Р.М. Северный Кавказ... С. 50–51; Мунчаев Р.М. Древнейшая культура Северо-Восточного Кавказа // МИА СССР, №100. М., 1961. С. 116; Пхакадзе Г.Г. Энеолит Квемо-Картли. Тбилиси, 1963. С. 216; Гаджиев М. С. К периодизации куро-араксской культуры на Северо-востоке Кавказа // X Крупновские чтения. М., 1980. С. 1–4. 5 Кушнарева К.Х. Южный Кавказ в IX–II тыс. до н. э.: Этапы культурного и соци- ально-экономического развития. СПб., 1993. С. 95–96, 163–170; О. Белли и В. Башалиев выделяют шесть родственных культур: триалетскую, тазакендскую, севано-узерликскую, кизил-ванкскую, нахчеванскую и ван-урмийскую (Belli O., Bashaliev V. Middle and Late Bronze Age Painted Pottery Culture in the Nakhichevan Region. Istanbul, 2001. P. 63). 172 Глава IV. Общая этноязыковая ситуация на Кавказе и в Передней Азии... гущественное царство Митанни (аккадцы называли его Ханигальбад, а египтяне – Нахарина). Б.Б. Пиотровский пишет, что «в III и II тысячелетиях [до н. э.],… в Передней Азии доминирующую роль играли хурритские племена, которые име- ли два крупных объединяющих их центра – Верхнюю Месопотамию (Митанни) и район Ванского озера (Урарту). Даже на территории Ассирии, где семитиза- ция произошла очень рано, субстратом является определенный хурритский эле- мент6 ». Таким образом, благодаря постоянным притокам фактического материала становится возможным, как отмечал А.П. Новосельцев, «предполагать наличие в древности достаточно широкого ареала распространения языков этой (восточно- кавказской – Г.Г.) группы, который позднее сильно сократился в результате асси- миляции армянами и картвелами местного аборигенного населения от озера Ван до Большого Кавказского хребта7 ». 2. Хаттско-абхазо-адыгские племена Племена западно-кавказской группы кавказской языковой семьи – хаттско- абхазо-адыгские, в IV–III тыс. до н. э. расселились по всему Центральному и Западному Кавказу, а также по Восточному и Южному Причерноморью и при- легающим к нему с юга районам Малой Азии, образуя единый этнокультурный регион8 . Еще в XIX в. П. Услар, а вслед за ним А. Глейе, А. Грен и др. обратили внимание на то, что достаточно большая часть топонимии юго-восточного При- черноморья находит объяснение в абхазо-адыгских языках. Дальнейшие исследо- вания древней и современной топонимии данного региона, западнокартвельских языков (мегрело-чанского и сванского), а также других историко-филологи- ческих источников привели исследователей (И.А. Джавахишвили, Н.Я. Марр, Е. Форрер, С.Н. Джанашиа, А. Ушаков, А.С. Чикобава, И.М. Дьяконов, Ш.Д. Инал- ипа, З.В. Анчабадзе, О.М. Джапаридзе и др.) к выводу, что некогда Западный Кав- каз, Восточное Причерноморье и прилегающих к ней областей Малой Азии на- селяли хаттско-абхазо-адыгские племена. Как пишет видный грузинский ученый О.М. Джапаридзе, «в V–II тысячелетии до н. э. на территории Западного Закав- казья бытовали абхазо-адыгские племена. …Многочисленные абхазо-адыгские племена в древнейшие времена обитали не только на своих нынешних террито- риях, но занимали всю Колхиду, часть Малой Азии и другие места9 ». Область расселения абхазо-адыгской группы племен на Западном Кавказе в IV–III тыс. до н. э. в основном совпадает с ареалом майкопской археологической культуры. При этом следует отметить, что, согласно новейшим археологическим данным, ареал майкопской культуры охватывает и области Восточного Причер- 6 Пиотровский Б.Б. Ванское царство... С. 58; См. также: Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа... С. 22 и далее. 7 Новосельцев А.П. и др. Пути развития феодализма... С. 35–36. 8 Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа... С. 21. 9 Джапаридзе О.М. На заре этнокультурной истории Кавказа... С. 365; Его же. К исто- рии грузинских племен... С. 65, 259 (карта), 335. Хаттско-абхазско-адыгские племена 173 номорья10, а также выявляется генетическая связь майкопской культуры с культу- рами Малой Азии11. Граница между племенами майкопской и куро-аракской культур проходила на Северном Кавказе по территории соврем. Осетии и Ингушетии, на Южном Кавказе – восточнее Кутаиси, далее на юго-восток по Лихскому хребту, долине Чороха, верховье Евфрата… Разумеется, очерченная граница между майкопской и куро-аракской культур весьма условна, поскольку она менялась, постоянно происходили проникновения как в ту, так и в другую сторону. К тому же в по- следнее время выявлены новые материалы, которые свидетельствуют об общем происхождении майкопской и куро-аракской культур. Как заметил Е.И. Крупнов, «сходство памятников майкопской культуры с памятниками культуры куро-арак- ского энеолита (рельефный криволинейный орнамент на керамике, формы нако- нечников стрел и т.д.) и соединение этих культур в поселениях Чечено-Ингуше- тии позволяют видеть в майкопской культуре северо-западный вариант некогда единой археологической культуры всего Кавказского перешейка. Все увеличи- вающееся число данных о связях этих древних культур превращает этот вопрос в важную проблему древнейшего культурного кавказского единства и его отно- шения к какой-то большой и тоже единой этнической общности… Несомненно, кавказская языковая семья оформилась очень давно, еще в неолитическую эпоху, может быть, еще до выступления на историческую арену Старого Света семити- ческих, индоевропейских, угро-финских и тем более тюрко-язычных народов12». Поэтому говорить о существовании в древности четко обозначенных границ между двумя родственными группами племен кавказской языковой семьи, конеч- но, не приходится. По мере дальнейшего развития и роста численности племен происходило их естественное дробление, сопровождавшееся освоением новых земель и расши- рением области расселения. Это относится к племенам как западнокавказской, так и восточнокавказской группы. Так, во II и в начале I тыс. до н. э. нахско-да- гестано-хуррито-урартский этнический массив занимал уже всю территорию от 10 Цвинария И.И. Археологические открытия на поселении Апсар // Тезисы ХХХVIII научной сессии АбНИИ. Сухум, 1991. С. 42–43; Его же: Результаты раскопок Апсарско- го поселения в Новом Афоне // Тезисы XLVIII научной сессии АбИГИ. Сухум, 2004. С. 22–24. 11 Джапаридзе О.М. К истории грузинских племен... С. 308; Ардзинба В.Г. О некото- рых новых результатах в исследовании истории, языков и культуры Древней Анатолии // Маккуин Дж.Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М., 1983. С. 107–108; Ахундов Т. О связях Майкопской традиции с Южным Кавказом и Ближним Востоком. Археология, этнология, фольклористика Кавказа, Махачкала, 2007. С. 63; Инанишвили Г., Майсурадзе В., Гобеджишвили Г. Древняя бронза Кавказско-Переднеазиатского региона // Междуна- родная научная конференция «Археология, этнология и фольклористика Кавказа» Тбили- си, 25–27 июня 2009 г. Тб., 2010. С. 157–159. 12 Е.И. Крупнов Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность. (К проблеме происхождения коренных народов Кавказа) // Советская археология. М., 1964. №1. С. 35. 174 Глава IV. Общая этноязыковая ситуация на Кавказе и в Передней Азии... Центрального и Северо-Восточного Кавказа до холмистых равнин Северной Ме- сопотамии и Северо-Западного Ирана, а на западе – вплоть до Средиземноморья. В этот же период к западу от обозначенного ареала, на землях Северо-Западно- го Кавказа, западной части Южного Кавказа, Восточного Причерноморья, цен- тральной и северо-восточной части Малой Азии, бассейна реки Галис (hАлис) (Кызыл-Ирмак), проживали родственные племена, говорившие на диалектах язы- ков абхазо-адыго-хаттской группы кавказской языковой семьи. Данное утверж- дение обосновывают целый ряд исследователей (А.С. Чикобава, И.М. Дьяконов, И.М. Дунаевская, В.В. Иванов, Г.А. Климов, К.В. Ломтатидзе, О.М. Джапаридзе, Г.А. Меликишвили, Ш.Д. Инал-ипа, В.Г. Ардзинба, Т.В. Гамкрелидзе и др.) и под- держивается в широких научных кругах. 3. Индоевропейские племена Помимо упомянутых этнических массивов, принадлежавших к кавказской языковой семье, в древности в Малой Азии были представлены также племена, являвшиеся носителями индоевропейских языков. По мнению специалистов, по- явление первой группы этих племен, подразделявшейся на анатолийскую и индо- иранскую, относится к концу III – началу II тыс. до н. э., а второй группы – к ХII в. до н. э., когда после падения Хеттского царства из Балкан в восточную часть Малой Азии продвинулись фрако-фригийские и армянские племена. Таким об- разом, согласно имеющимся к настоящему времени данным, на Южном Кавказе и на прилегающих к нему территориях во II – начале I тыс. до н. э. засвидетель- ствованы племена, говорившие на языках исконнокавказской и индоевропейской языковых семей.