Прокопий Кесарийский также сообщает о проживании мосхов//месхов в предгорьях Центрального Кавказа между сванами и иберами. [Прокопий Кесарийский, VIII, 2.]
По порядку. Первое. Понятия "предгорья Центрального Кавказа" и "проживание между сванами и иберами" стали равнозначны друг другу на этнографической карте Грузии не сразу. В интересующий нас период, было несколько иначе. Сегодня, народность рачвелов занимает пространство между сванами и иберами (Картли), и пространство это и есть предгорье Кавказского хребта. Именно на данное пространство претендует Гумба, как на место обитания мосхов, или скажем так, как часть зоны их обитания; и разумеется, с условием, что мосхи - вайнахи.
Это древний регион Таквери (Такуэри), или Рача, более позднего периода. Повторю, что сегодня о населении этого края, действительно можно сказать, что они живут между сванами и иберами. Но не так дело обстояло в древности, включая и в рассматриваемую нами эпоху. Дело в том, что в древности, местное население этнически почти не отличалось от сванов. Предки рачвел были сваноязычны, да что там, они и были сванами. Мне сложно сказать, когда здесь начался процесс перехода на грузинский картлийский язык. Это мог быть II век (Фарсман Квели), V век (Вахтанг Горгасали), VIII век (Мурван Кру), XI век (после Баграта). Но бесспорно, что это точно не было до нашей эры, а значит, в рассматриваемый сейчас период, понятие "между сванами и иберами" не равнялось понятию "предгорье Центрального Кавказа", потому что граница ареала расселения сванов проходила по Рачинскому хребту. Территория между этим хребтом и Хребтом Кавказа и является предгорьем Кавказа.
Восточнее Рачинского хребта, начиналась Иберия, и здесь, в Лиахвском бассейне, у нас также предгорье Центрального Кавказа. И никого кроме сванов и ибер, тут нет в рассматриваемое время. А вот зато южнее предгорья, то есть вне предгорья, у нас между сванами и иберами есть и колхи (мегрелы) и мосхи (месхи). Но это, повторю, уже за пределами Хребта Кавказ.
Второе. Теперь перейдем к Прокопию. Если бы Гумба согласился, что мосхов Прокопий помещает в Лихских горах, а правильнее будет сказать, что северные пределы ареала мосхов, распространялись на Лихский хребет, если, повторяю, Гумба согласился бы с этим утверждением, то на том бы мы сейчас и закончили. Но нет, Гумба вновь и вновь возвращается к своей любимой "линии, включающей в себя северные отроги Лихского хребта, Жинвали и Квел-Даба (современный Ахметский район Грузии), где, по представлению античных историков и географов, проходила северная граница Иберии (Картли)". Выше этой территории, у Гумба живут вайнахи, в пятой части четвертой главы представленные мосхами. При чем, мосхи были вайнахами непростыми, это были крутые вайнахи, чей ареал был шире традиционного (по Гумба) нахского ареала: "верховье реки Ингур - Эгрисский и Рачинский хребты - северные склоны Лихского хребта - Жинвали - Квел-Даба - междуречье Алазани и Иори".
Что-ж, взглянем, правда ли что в труде Прокопия (Книга VIII) содержится информация, согласно которой, мосхи обитали севернее выше начертанной линии, как о том утверждает Гумба. Про то, насколько верно, что сами мосхи являются этническими вайнахами, а не грузинами, я выскажусь в третьем пункте. А пока, скажу о месте обитания мосхов согласно Прокопию. Но предварительно, скопирую нужные мне отрывки, и затем уже буду исходить из содержимого в них.
Все, что лежит за этой береговой линией, является уже страной лазов и носит название Лазики. За этими местами внутри страны лежат области Скимния и Суания. Живущие здесь племена являются подчиненными лазам. В областях, граничащих с этой страной, главным образом вдоль самой Иберии, живут месхи, издревле являющиеся подданными иберов. Живут они в горах, но горы месхов не кремнисты, не страдают от бесплодия; напротив, они изобилуют всякими благами, а сверх того и сами месхи-искусные земледельцы и хорошие для этих мест виноградари. В этой стране поднимаются очень высокие горы, покрытые лесом и труднодоступные. Они тянутся до самых Кавказских гор, позади же них по направлению к востоку лежит Иберия, простирающаяся до пределов персо-армян. Через эти горы, уходящие высоко в небо, течет река Фазис, начинаясь с гор Кавказа и впадая в середину этого «полумесячного» залива Понта. (абзац 2)
Повернув назад и захватив проходы из Иберии в Колхиду, там где Фазис представляет возможность переправы, он [Мермерой] перешел его вброд, равно как и реку по имени Рион, которая тоже в этом месте была несудоходной; оказавшись, таким образом, на правом берегу Фазиса, он двинулся со своим войском на Археополь, который был первым и самым значительным городом у лазов. И вполне законно всякий может удивиться выносливости персов в военном деле и их инженерному искусству, так как они ведущую из Иберии в Колхиду дорогу, бывшую вследствие покрытых лесом обрывов и непроходимой чащи зарослей в ужасном состоянии, покрытую лесами столь густыми, что раньше, казалось, по ней нельзя пройти даже пешему налегке, сделали настолько ровной, что не только вся их конница прошла по ней без всякого труда, но они могли вести с собой в походе по этой дороге и слонов в любом количестве. У лазов возле самых границ Иберии были два укрепления, Сканда и Сарапанис. Расположенные в трудно проходимых местах на отвесных скалах, они были недоступны. (абзац 13)
И не только одну страну лазов подчинили себе персы, но и Скимнию и Суанию, и таким образом для римлян и для царя лазов все эти места от Мохерезиса вплоть до Иберии в силу этого стали недоступны. (абзац 16)
Итак, что мы видим, какие сведения о земле мосхов? Это горная страна, разделенная на области. Говоря о Лазике, автор сообщает, что "в областях, граничащих с этой страной, главным образом вдоль самой Иберии, живут месхи, издревле являющиеся подданными иберов". Значит "эта страна" это Лазика, и следовательно, раз области мосхов граничат с ней, то в ее состав они входить не могут.
Мосхи живут "главным образом вдоль самой Иберии и издревле являются подданными ибер". "Издревле" для автора VI века означает, что для нас это еще древнее. Значит, с незапамятных времен, "области мосхов" входят в состав Иберии. Но в силу того, что многие авторы не смешивают понятия "ибер" и "мосх", можно думать, что мосхи-месхи оставались самобытным народом Картвельской семьи, сопротивлявшимся полному растворению в составе собственно картвел-ибер. В этом у них было много общего с эрами.
При том при всем, "живут месхи в горах", и раз горы эти тянутся "вдоль самой Иберии", то несомненно, что эти горы представляют из себя всю горную систему Аджаро-Месхетинского хребта и хребта Сурами-Лихи. Согласно грузинской историографии, при царе Вахтанге почти вся Эгриси входила в состав Картли, и была разделена на эриставства, то есть царские наместничества. До нас дошли имена наместников-эриставов в Эгриси, в частности, в Маргви и Таквери эриставом был Бакур. Это вторая половина V века.
По-видимому, после смерти царя, Картли потеряла свое влияние в Эгриси, потому что по Прокопию, жившему уже в следующем веке, Лазика отдельная страна, и ее граница с Иберией проходит по указанному горному хребту, от Аджары до Лихи. Ведь "дороге, ведущей из Иберии в Колхиду" сопутствуют "обрывы, покрытые лесом". Что это, если не путь через Лихские горы.
Тут же "возле самых границ Иберии, у лазов были два укрепления, Сканда и Сарапанис". То есть, и у Прокопия - Сканда и Шорапаны находятся в пределах Эгриси. Это область Аргвети (она же Маргви), горный пограничный край, оканчивающийся на северо-западных склонах Лихи, после чего, на склонах юго-восточных, начинается Иберия, и начинается она с областей мосхов.
Иберии по другую сторону Лихи нет, иначе Сканда и Сарапанис были бы укреплениями ибер. Но они укрепления лазов. И раз Иберии нет за Лихскими горами, значит нет там и мосхов, ведь мосхи "подданные ибер", тогда как "внутри страны [Лазики] лежат области Суания и Скимния, чьи племена являются подчиненными лазам". Суания и Скимния, это Сванетия и Лечхуми ("скимн" - "чхум"), при чем Лечхуми включает в себя и Таквери (она же Рача).
Суания и Скимния представляют из себя гумбовские "предгорья Кавказа", и мосхов тут нет. Чтобы мосхи тут были, нам надо одно из двух. Или чтобы мосхи были "подчинены лазам", или чтобы хоть Сканда и Сарапанис были укреплениями ибер. Но эти укрепления, согласно Прокопию, лазские, а мосхи, согласно ему же, подданные Иберии. Мосхи не могут быть там, куда не распространяется влияние Иберии, а на Суанию и Скимнию, здесь и сейчас, оно не распространяется.
Так что нет, не было мосхов в горах Кавказского хребта по Прокопию Кесарийскому.
Третье. В связи со свидетельством византийского автора о виноградарстве у мосхов - "горы месхов не кремнисты, не страдают от бесплодия; напротив, они изобилуют всякими благами, а сверх того и сами месхи-искусные земледельцы и хорошие для этих мест виноградари" (VIII 2) - мне представляется необходимым привести ценную информацию от участника форума - Шалва - о ранней и беспрерывной традиции виноделия в Грузии, опубликованную им в другой теме. Я приведу его слова здесь, чтобы мы убедились, что, при сопоставлении данной информации со свидетельством Прокопия, мы получим основательный аргумент для защиты концепции о грузинстве мосхов.
След деятельности человека (во многих сферах) который можно наблюдать на территории Грузии с древних времен, интересен еще тем, что он не обрывается, а представлен как непрерывная цепь в течение многих веков или вовсе до сегодняшнего дня. В этом плане, очень интересна тема - Вино, виноделие, - данная культура требует многолетнего ухода и знаний, в том числе знаний по виноделию. Достаточно оторвать одно поколение от виноделия и ухода за виноградом и не только сорта винограда можно потерять, но и само знание виноделия. Так что факт, замены населения массовыми миграциями на территории Грузии не было, так же немаловажно что виноделие развито с древних времен на всей территории Грузии, которая охватывает Колхиду и Иберию (запад и восток), сохранились традиции изготовления сосудов для вина, в грузинском языке встречается самое большое количество слов, связанных с лозой и с вином. Есть мнение, что само слово ВИНО (Г1вино - по грузински) распространилось из Грузии. Так что даже по винограду/виноделие видно, что если те древние виноделы были адыго-абхазо-нахами, тогда пришлые грузины не смогли бы освоить и продолжать такую сложную культуру и еще, тогда те адыго-абхазо-нахы смогли бы унести на севере знания и развить уже там культуру виноделия, но такого не наблюдаем.