Форум историка-любителя

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » «Нахи», Г.Дж.Гумба. Пятая часть Четвертой главы (мушки-мосхи)


«Нахи», Г.Дж.Гумба. Пятая часть Четвертой главы (мушки-мосхи)

Сообщений 31 страница 48 из 48

31

Раннеантичная историческая традиция, согласно которой мосхи населяли горные и предгорные зоны Центрального Кавказа, прослеживается и в позднеантичных источниках. К примеру, на т.н. Певтингеровой карте мосхи размещены в предгорьях Центрального Кавказа. [Itineraria Romana, Romische Reisewege an der Hand der tabula Peutingeriana. Stuttgart,1916.]


Вот эта карта - Tabula Peutingeriana. Пусть каждый посмотрит и сам определит, где там мосхи и где предгорья Центрального Кавказа. Я например, ничего подобного там не нашел. Обнаружить удалось лишь колхов.

0

32

Прокопий Кесарийский также сообщает о проживании мосхов//месхов в предгорьях Центрального Кавказа между сванами и иберами. [Прокопий Кесарийский, VIII, 2.]


По порядку. Первое. Понятия "предгорья Центрального Кавказа" и "проживание между сванами и иберами" стали равнозначны друг другу на этнографической карте Грузии не сразу. В интересующий нас период, было несколько иначе. Сегодня, народность рачвелов занимает пространство между сванами и иберами (Картли), и пространство это и есть предгорье Кавказского хребта. Именно на данное пространство претендует Гумба, как на место обитания мосхов, или скажем так, как часть зоны их обитания; и разумеется, с условием, что мосхи - вайнахи.

Это древний регион Таквери (Такуэри), или Рача, более позднего периода. Повторю, что сегодня о населении этого края, действительно можно сказать, что они живут между сванами и иберами. Но не так дело обстояло в древности, включая и в рассматриваемую нами эпоху. Дело в том, что в древности, местное население этнически почти не отличалось от сванов. Предки рачвел были сваноязычны, да что там, они и были сванами. Мне сложно сказать, когда здесь начался процесс перехода на грузинский картлийский язык. Это мог быть II век (Фарсман Квели), V век (Вахтанг Горгасали), VIII век (Мурван Кру), XI век (после Баграта). Но бесспорно, что это точно не было до нашей эры, а значит, в рассматриваемый сейчас период, понятие "между сванами и иберами" не равнялось понятию "предгорье Центрального Кавказа", потому что граница ареала расселения сванов проходила по Рачинскому хребту. Территория между этим хребтом и Хребтом Кавказа и является предгорьем Кавказа.

Восточнее Рачинского хребта, начиналась Иберия, и здесь, в Лиахвском бассейне, у нас также предгорье Центрального Кавказа. И никого кроме сванов и ибер, тут нет в рассматриваемое время. А вот зато южнее предгорья, то есть вне предгорья, у нас между сванами и иберами есть и колхи (мегрелы) и мосхи (месхи). Но это, повторю, уже за пределами Хребта Кавказ.

Второе. Теперь перейдем к Прокопию. Если бы Гумба согласился, что мосхов Прокопий помещает в Лихских горах, а правильнее будет сказать, что северные пределы ареала мосхов, распространялись на Лихский хребет, если, повторяю, Гумба согласился бы с этим утверждением, то на том бы мы сейчас и закончили. Но нет, Гумба вновь и вновь возвращается к своей любимой "линии, включающей в себя северные отроги Лихского хребта, Жинвали и Квел-Даба (современный Ахметский район Грузии), где, по представлению античных историков и географов, проходила северная граница Иберии (Картли)". Выше этой территории, у Гумба живут вайнахи, в пятой части четвертой главы представленные мосхами. При чем, мосхи были вайнахами непростыми, это были крутые вайнахи, чей ареал был шире традиционного (по Гумба) нахского ареала: "верховье реки Ингур - Эгрисский и Рачинский хребты - северные склоны Лихского хребта - Жинвали - Квел-Даба - междуречье Алазани и Иори".

Что-ж, взглянем, правда ли что в труде Прокопия (Книга VIII) содержится информация, согласно которой, мосхи обитали севернее выше начертанной линии, как о том утверждает Гумба. Про то, насколько верно, что сами мосхи являются этническими вайнахами, а не грузинами, я выскажусь в третьем пункте. А пока, скажу о месте обитания мосхов согласно Прокопию. Но предварительно, скопирую нужные мне отрывки, и затем уже буду исходить из содержимого в них.

Все, что лежит за этой береговой линией, является уже страной лазов и носит название Лазики. За этими местами внутри страны лежат области Скимния и Суания. Живущие здесь племена являются подчиненными лазам. В областях, граничащих с этой страной, главным образом вдоль самой Иберии, живут месхи, издревле являющиеся подданными иберов. Живут они в горах, но горы месхов не кремнисты, не страдают от бесплодия; напротив, они изобилуют всякими благами, а сверх того и сами месхи-искусные земледельцы и хорошие для этих мест виноградари. В этой стране поднимаются очень высокие горы, покрытые лесом и труднодоступные. Они тянутся до самых Кавказских гор, позади же них по направлению к востоку лежит Иберия, простирающаяся до пределов персо-армян. Через эти горы, уходящие высоко в небо, течет река Фазис, начинаясь с гор Кавказа и впадая в середину этого «полумесячного» залива Понта. (абзац 2)

Повернув назад и захватив проходы из Иберии в Колхиду, там где Фазис представляет возможность переправы, он [Мермерой] перешел его вброд, равно как и реку по имени Рион, которая тоже в этом месте была несудоходной; оказавшись, таким образом, на правом берегу Фазиса, он двинулся со своим войском на Археополь, который был первым и самым значительным городом у лазов. И вполне законно всякий может удивиться выносливости персов в военном деле и их инженерному искусству, так как они ведущую из Иберии в Колхиду дорогу, бывшую вследствие покрытых лесом обрывов и непроходимой чащи зарослей в ужасном состоянии, покрытую лесами столь густыми, что раньше, казалось, по ней нельзя пройти даже пешему налегке, сделали настолько ровной, что не только вся их конница прошла по ней без всякого труда, но они могли вести с собой в походе по этой дороге и слонов в любом количестве. У лазов возле самых границ Иберии были два укрепления, Сканда и Сарапанис. Расположенные в трудно проходимых местах на отвесных скалах, они были недоступны. (абзац 13)

И не только одну страну лазов подчинили себе персы, но и Скимнию и Суанию, и таким образом для римлян и для царя лазов все эти места от Мохерезиса вплоть до Иберии в силу этого стали недоступны. (абзац 16)

Итак, что мы видим, какие сведения о земле мосхов? Это горная страна, разделенная на области. Говоря о Лазике, автор сообщает, что "в областях, граничащих с этой страной, главным образом вдоль самой Иберии, живут месхи, издревле являющиеся подданными иберов". Значит "эта страна" это Лазика, и следовательно, раз области мосхов граничат с ней, то в ее состав они входить не могут.

Мосхи живут "главным образом вдоль самой Иберии и издревле являются подданными ибер". "Издревле" для автора VI века означает, что для нас это еще древнее. Значит, с незапамятных времен, "области мосхов" входят в состав Иберии. Но в силу того, что многие авторы не смешивают понятия "ибер" и "мосх", можно думать, что мосхи-месхи оставались самобытным народом Картвельской семьи, сопротивлявшимся полному растворению в составе собственно картвел-ибер. В этом у них было много общего с эрами.

При том при всем, "живут месхи в горах", и раз горы эти тянутся "вдоль самой Иберии", то несомненно, что эти горы представляют из себя всю горную систему Аджаро-Месхетинского хребта и хребта Сурами-Лихи. Согласно грузинской историографии, при царе Вахтанге почти вся Эгриси входила в состав Картли, и была разделена на эриставства, то есть царские наместничества. До нас дошли имена наместников-эриставов в Эгриси, в частности, в Маргви и Таквери эриставом был Бакур. Это вторая половина V века.

По-видимому, после смерти царя, Картли потеряла свое влияние в Эгриси, потому что по Прокопию, жившему уже в следующем веке, Лазика отдельная страна, и ее граница с Иберией проходит по указанному горному хребту, от Аджары до Лихи. Ведь "дороге, ведущей из Иберии в Колхиду" сопутствуют "обрывы, покрытые лесом". Что это, если не путь через Лихские горы.

Тут же "возле самых границ Иберии, у лазов были два укрепления, Сканда и Сарапанис". То есть, и у Прокопия - Сканда и Шорапаны находятся в пределах Эгриси. Это область Аргвети (она же Маргви), горный пограничный край, оканчивающийся на северо-западных склонах Лихи, после чего, на склонах юго-восточных, начинается Иберия, и начинается она с областей мосхов.

Иберии по другую сторону Лихи нет, иначе Сканда и Сарапанис были бы укреплениями ибер. Но они укрепления лазов. И раз Иберии нет за Лихскими горами, значит нет там и мосхов, ведь мосхи "подданные ибер", тогда как "внутри страны [Лазики] лежат области Суания и Скимния, чьи племена являются подчиненными лазам". Суания и Скимния, это Сванетия и Лечхуми ("скимн" - "чхум"), при чем Лечхуми включает в себя и Таквери (она же Рача).

Суания и Скимния представляют из себя гумбовские "предгорья Кавказа", и мосхов тут нет. Чтобы мосхи тут были, нам надо одно из двух. Или чтобы мосхи были "подчинены лазам", или чтобы хоть Сканда и Сарапанис были укреплениями ибер. Но эти укрепления, согласно Прокопию, лазские, а мосхи, согласно ему же, подданные Иберии. Мосхи не могут быть там, куда не распространяется влияние Иберии, а на Суанию и Скимнию, здесь и сейчас, оно не распространяется.

Так что нет, не было мосхов в горах Кавказского хребта по Прокопию Кесарийскому.

Третье. В связи со свидетельством византийского автора о виноградарстве у мосхов - "горы месхов не кремнисты, не страдают от бесплодия; напротив, они изобилуют всякими благами, а сверх того и сами месхи-искусные земледельцы и хорошие для этих мест виноградари" (VIII 2) - мне представляется необходимым привести ценную информацию от участника форума - Шалва - о ранней и беспрерывной традиции виноделия в Грузии, опубликованную им в другой теме. Я приведу его слова здесь, чтобы мы убедились, что, при сопоставлении данной информации со свидетельством Прокопия, мы получим основательный аргумент для защиты концепции о грузинстве мосхов.

След деятельности человека (во многих сферах) который можно наблюдать на территории Грузии с древних времен, интересен еще тем, что он не обрывается, а представлен как непрерывная цепь в течение многих веков или вовсе до сегодняшнего дня. В этом плане, очень интересна тема - Вино, виноделие, - данная культура требует многолетнего ухода и знаний, в том числе знаний по виноделию. Достаточно оторвать одно поколение от виноделия и ухода за виноградом и не только сорта винограда можно потерять, но и само знание виноделия. Так что факт, замены населения массовыми миграциями на территории Грузии не было, так же немаловажно что виноделие развито с древних времен на всей территории Грузии, которая охватывает Колхиду и Иберию (запад и восток), сохранились традиции изготовления сосудов для вина, в грузинском языке встречается самое большое количество слов, связанных с лозой и с вином. Есть мнение, что само слово ВИНО (Г1вино - по грузински) распространилось из Грузии. Так что даже по винограду/виноделие видно, что если те древние виноделы были адыго-абхазо-нахами, тогда пришлые грузины не смогли бы освоить и продолжать такую сложную культуру и еще, тогда те адыго-абхазо-нахы смогли бы унести на севере знания и развить уже там культуру виноделия, но такого не наблюдаем.

0

33

Аутентичность сведений древних авторов о локализации мосхов сегодня признается многими учеными. В ряду античных авторов, традиционно локализующих мосхов в предгорьях западной части Центрального Кавказа, особняком стоит Помпоний Мела. Он размещает мосхов юго-восточнее Центрального Кавказа, рядом с албанами: «…У Каспийского залива живут каспии и амазонки, называемые савроматидами, у Гирканского – албаны, мосхи, гирканы». [Помпоний Мела, III, 38–39.] Свидетельство Помпония Мелы является весьма важным и тем, что оно восходит к ионийским географам (Гекатей, Геродот и др.), данными которых римский ученый пользовался в своей работе. Согласно сообщениям Помпония Мелы, мосхи располагались между албанами и гирканами. Известно, что термином Гиркания античные авторы, опять-таки следуя ранней традиции, часто называли Иберию. Кавказская Албания граничила с Иберией (Картли) по реке Кура и впадающей в нее реке Иори. Отсюда следует, что мосхов Мелы, размещенных им между гирканами (иберами) и албанами, нужно локализовать северо-западнее Албании и северо-восточнее Иберии, в горных районах современной Восточной Грузии, т.е. в местах проживания нахских тушин, известных дагестанцам как мосохи//мосхи. В этих же местах, по соседству с албанами и иберами, размещают мосохов//мосхов (мазака, масаха-хон), отождествляемых с нахскими цова-тушинами, также Плиний и Агатангелос (см. выше).


Просто провальные ошибки у Гумба. Каким образом, если согласится с приведенным отрывком, гирканы это иберы, раз "гирканы живут у Гирканского залива". Залив какого моря нашел Гумба для ибер, чтобы они там жили, да еще и по соседству с албанами? Ладно бы еще Черного, но албаны-то жили у Каспийского моря, также называемого в древности Гирканским/Гургенским/Джурджанским.

Жили там и каспии с гирканами, что общеизвестно. По имени обоих народов, это море и носило два имени. Каспии занимали юго-западное побережье, а гирканы - юго-восточное. Зато ареал расселения ибер никогда не доходил до Каспийского-Гирканского моря, даже отдаленно. Это первая ошибка.

И вторая. Возможно кто когда и путал гиркан с иберами, и очевидно делал это из-за схожести в парфянских и персидских надписях терминов ГРГН/ГРКН (Горган-Гиркания) и ВРКН/ВРГН (Вркан/Виржан/Иверия), обозначавших две абсолютно разные страны - "Волчью [горг] страну" на востоке Ирана, и Грузию.

Но Помпоний Мела точно не относился к числу тех, кто путал их, ведь в труде первого римского географа, кроме гиркан, присутствуют и иберы. И в рассматриваемой главе, это наши иберы, кавказские, не испанские. Значит, у него, гирканы и иберы являются отдельными народами.

Гумба привел отрывки из III главы "Положения Земли" Помпония Мелы. А теперь взглянем на отрывок из II главы, о "Кратком описании Азии".

За Каспийским заливом лежат области хомаров, массагетов, кадузиев, гирканов, иберов. За областью амазонок и гипербореев находятся территории киммерийцев, зигов, гениохов, горгиппов, мосхов, керкетов, торетов, аримфеев.

Здесь мосхи не возле Каспия, но и вместе с тем непонятно, как здесь пристроить мосхов к предгорьям Кавказа. Зато их место возле Каспия, по соседству с гирканами, занимают иберы. Но это II глава, а если верить Гумба, мосхи окажутся здесь у моря уже в следующей, III главе. Короче говоря, что-то я не уверен в словах Гумба о "важности свидетельства Помпония Мелы" в данном конкретном эпизоде. Похоже что у римского географа полная каша по локализации племен Кавказа.

0

34

Согласно наблюдению П.К. Услара, если ранее дагестанцы употребляли слово мосох для обозначения всего нахского населения горной части современной Восточной Грузии, то в конце ХIХ в. мосхами назывались уже только нахские цова-тушины. [Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе... С. 85; См. также: Айтберов Т.М. Нахоязычный район Мосок… С. 57.]


Скажу честно, не нравится мне эта книга Услара, как впрочем и остальные его труды. Что Услар, что Туманов, что ряд других историков дореволюционного периода, принадлежат к когорте любителей поиграть в слова, что в уродливой сумме впоследствии вылилось в марризм. Можно сказать, что шизофрения несчастного Марра, нашла себе отдушину в дурацких игрословствованиях усларов и тумановых. Ну что это такое у Услара, например это его выведение из Арфаксада – Касда, из Касда – Калда, и наконец из Калда – Картли, что за чепуха! И главное, что это не оценено должным образом - негативно, и теперь получило вторую жизнь в трудах современных историков, а-ля Гумба.

Но я сделаю вот как. Значит, Услар у нас якобы написал, что «нахское население горной части современной Восточной Грузии, ранее дагестанцами обозначалось словом мосох», так? И «в конце XIX века мосхами назывались уже только цова-тушины», да? Ладно. Учитывая, что других вайнахов, кроме цова-тушин, в Горной Грузии исторически нет (панкисцы не в счет, они туда переселились в том же XIX веке), следует думать, что под «всем нахским населением горной Грузии» фигурирует все население горной части Грузии. Иными словами, арагвинцы и остальные, они в прошлом были вайнахами, и у дагестанцев носили собирательное обозначение мосох/мосок, а после их перехода на грузинский язык, термин мосох-мосок сузился до рамок тех из местных вайнахов, кто на грузинский не перешел, и это как раз цова-тушины. Это хочет нам сказать Гумба, и это будто бы имел ввиду Услар. Ладно-ладно.

Услар у нас ведь из обруссевших немцев. Тогда я на этого немца другим немцем ударю, Адольфом Дирром, лингвистом и видным специалистом по кавказским, в первую очередь дагестанским, языкам. Хотя почему ударю, если Дирр сам не единожды ссылается на Услара, правда отсеивая чепуху, что нам и нужно. Нам ведь надо выяснить, как дагестанцы называли грузинских горцев. Его небольшая работа «Современные названия кавказских племен» (1909 г.) как нельзя подходит для этого дела. Оттуда я и перепишу сноски.

Грузины самих себя называют картвели: ме – вар я – грузин, свою страну Сакартвело, свой язык картули ена. У армян они называются враци (производят это слово от Ивериа, Ибериа); в западной Европе употребляется названия Georgier, Georgiens и т.д. Оба слова (грузин- Georgier-) обыкновенно производятся от турко-татаро-персидскаго гурджи, гюрджи. Так называют грузин и некоторыя другия кавказския племена, как рутульцы, табассаранцы и т.д. У осетов: гурдзиаг, у сванов: корт, у мингрельцев: корто = Карталиния и восточные грузины, по-абхазски –а-кырт-уа грузин, грузины. Но есть еще другия названия: мутри у цахурцев, келизи у дидойцев, hоwас суко у капучинцев, цорау hекуа у тиндальцев, jуqуз hикуа у хваршинцев, кохиw у бацов (цовских тушин). Несколько этих названий можно анализировать подробнее: hоwас суко означает: человек из hоw(а); hоw(а) следовательно название Кахетии [Кахети (груз.) = земля кахов (?)], ближайшей к капучинцам грузинской земли. Бацское кохи-w производится от коха = Кахетия. Грузинский язык у бацов называется или куихе мотт (= кахетинский язык) или буjге мотт. Весьма возможно, что буjге родительный падеж (потеряннаго?) слова бог, боq (название земли?). Цорау hекуа означает: цорский человек, цора у тиндальцев названия Закатальского округа [у аварцев цор = земля по той стороне Главного хребта; цебе цор страна на левом берегу Куры, нака цор страна на правом берегу Куры (Услар, Авар. грамм.)]. Jуqус hикуа = человек из jуq, что, вероятно, означает Кахетия.

У грузин мы встречаем еще несколько названий земель (стран) и произведенных от них ethnica. Имеретинцы (имерели) жители Имеретии, гурийцы (гуриели) жители княжества Гурии, кахетинцы (кахури) жители Кахетии. Аджары (по-грузински ачара) живут в ущелье р. Ачарцкали. Другия племена грузинского народа, это – тушины (туш(ур)и), хевсуры (от груз. Хеви ущелье) и пшавы (пшавели), которые в грузинских летописях часто упоминаются под названием пховели (у мусульман они называются кара-калкан – черные щиты); у бацов хевсуры называются цхе-w (от цхева Хевсуретия), а пшавы же шоw, множеств. шоби. У лезгин (дагестанцев) туши называются мосок, мусек [Schwarz, Sintflut und Volkerwanderungen]. Дидойцы называют тушинов ак множ. Акиаби, хевсуров кевсури, пшавов цешавлwи; у капучинцев икас суко (человек из ик) = тушин, у хваршинцев тушин = икуас hекуа (человек из ик), у багулальцев и тиндальцев, однако, слово нис-, мис- обозначает Тушетию: нисун hекуа (багул.), нисуна hекуа (тинд.) = тушин. Другое слово, произведенное от хеви = ущелье, это – мохеви, как грузины называют своих соплеменников на верховьях Терека; мтиули (от мта = гора, следовательно горцы) называются люди из верховьях Арагвы у других грузин. Рачинцы – это жители Рачи (на верхнем Рионе). Енгилой – название перешедших в магометанство грузин; слово это объясняют из тат-тюркск. языка (новообращенный).

...Остается еще упомянуть об одном народе чеченскаго происхождения, отделившемся, неизвестно когда, от прочих чеченцев, принявшем христианство и входящем теперь в состав тушинскаго народа, но сохранившем свой язык, - это бацы (бацаw мн. бацби). (Относ. цовцев следует сказать, что это те же бацы). Шифнер в своем исследовании языка бацов, сохранил, к сожалению, принятое Гюндельштедтом наименования тушин для обозначения бацов и этим также посодействовал запутанности, царящей в этой области. Политически, географически и экономически бацы составляют одно целое с тушинами, но лингвистически они стоят отдельно…

…Нис- и мис, вероятно, то же, как и аварское мусек = тушинцы (ср. мосхи, мешех)…

Выводы по Дирру. Первое. Не существовало единого среди дагестанцев термина для собирательного обозначения населения Горной Грузии. Каждый дагестанский народ по разному обозначал ту или иную народность Горной Грузии.

Второе. Термин мосок/мусек употребляли исключительно лезгины (аварцы). Тут имеются ввиду лезгины поэтические, то есть аварцы (маварул), а не собственно лезгинский этнос (лезги).

Третье. Термин мосок/мусек употреблялся для обозначения всех тушин, а не только бацбийцев.

Четвертое. Внутри тушинской народности существовало четкое этническое разделение на собственно тушин, этнических картвел и на бацбийцев, этнических вайнахов, «отделившихся, неизвестно когда, от прочих чеченцев, принявших христианство и входящих теперь в состав тушинскаго народа, но сохранивших свой язык».

По всем четырем пунктам Гумба целиком противоречит Дирру. У Гумба, сперва все дагестанцы называли всех грузинских горцев мосоками, после чего стали называть так только бацбийцев. У Гумба, все тушины изначально были вайнахами, позже ассимилированными грузинами, кроме бацбийцев, ассимиляции не подвергшихся.

0

35

Все термины – нахаматеан, кавкасиани, малхи//махли, мосхи//масахи – употреблялись параллельно и одновременно,т.е. одно и то же политическое объединение имело несколько названий, данных ему соседями. В этом нет, конечно, ничего удивительного, особенно если учесть, что нахское объединение было расположено в центре Кавказа. Как видно, рассмотренные выше этнотопонимы при всем желании довольно сложно отнести к грузинским.


При каком желании, при чьем желании? Никто не стремится объявить их грузинскими. Мосхов (месхов) грузинами объявлять нет нужды, они грузины по определению; это героический грузинский народ.

По махлиям и малхиям, могу сказать, что большинству грузинских историков даже неведомы такие этнотопонимы, чтобы еще объявлять их грузинскими. Насчет нахаматеан и кавкасиан, по-моему всем, включая и грузин, прекрасно известно о них, и в научном сообществе историков существует консенсус относительно того, к какому этносу их следует причислять.

0

36

Следовательно, существующее в научной литературе мнение о том, что грузинские племена проживали на территории Южного Кавказа во II и в начале I тыс. до н. э., не может быть научно доказано и останется гипотезой до тех пор, пока не будут найдены и подкреплены серьезной научной аргументацией более достоверные данные. Впрочем, тот факт, что в древних источниках не упоминаются племена, которые с той или иной долей вероятности можно бы было сопоставить с древнегрузинскими, конечно, еще не означает, что в вышеуказанный период в описываемом регионе грузинский этнос вообще отсутствовал. Среди такого исключительно пестрого по этническому составу населения, вероятно, были и древнегрузинские племена, но их названия, будучи покрытыми именами более крупных этнополитических образований, могли не отразиться в древних источниках, поскольку в то время эти племена, скорее всего, никак не выделялись среди своих соседей и еще не играли в регионе сколько-нибудь значительной роли. Вопрос о том, какие из известных к настоящему времени древних племен являлись грузинскими, все еще остается открытым и требует, как уже выше отмечалось, более внимательного и обстоятельного изучения.


Поглядим что об этом думал Кирилл Туманов, этот авторитет в глазах Гумба (но точно не моих), из чьей работы он почерпнул так много материала для своей пятой части четвертой главы. Вот из той работы Туманова ("О доисторическом языке Закавказья"), я, в ответ на цитату Гумба, и приведу любопытный отрывок.

Нахчаматианы или нахчи были из тех мидийцев, которые, между прочим, проживали от Эрзерума до Нахичевана карсского. Они были соседями урартийцев и саспейров, но численность их была не так велика и влияние их на других племён не так значительно, чтобы они могли обратить на себя внимание историков.

Похоже, написанное Гумба о древних грузинах, взято у Туманова, только с заменой чеченцев грузинами.

0

37

Дато написал(а):

...hоwас суко у капучинцев... Несколько этих названий можно анализировать подробнее: hоwас суко означает: человек из hоw(а); hоw(а) следовательно название Кахетии [Кахети (груз.) = земля кахов (?)], ближайшей к капучинцам грузинской земли.

Мне кажется это капучинское "суко" ("человек") присутствует и в аварском "мосок" ("мо суко"?). Если это верно, тогда нет никакого повода проводить связь между мосоками и мосохами (мосх/месх). Это просто похожие слова, не больше. Тем более, что обозначают они разные народности - где туши и где месхи.

0

38

И опять в том же году персидский царь шах Аббас второй приказал переселить 1500 домов турок из магометанского племени в Кахетию, чтобы они жили там. В 1110 (1661) году обитающие в кавказских горах грузинские племена, коих называют Туш и Пшав, пришли ночью и предали мечу эти 1500 домов турок, начиная со старцев и кончая грудными младенцами. ("Книга историй", Аракел Даврижеци, Глава 56)

0

39

ЭПИЗОДЫ ИЗ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ

В. М. Антонов

Предводитель тушин — Шоте.

...Все изложенное мною выше я предпослал читателю в виде предисловия и краткого очерка некоторых действий лезгинского отряда в 1858 году, а теперь остановлюсь на рассказе о тушинах, ворвавшихся первыми в аул Тларата, под предводительством Шоте.

Не вдаваясь в исторические и этнографические указания, я изложу только то, что видел и к какому заключению пришел о происхождении тушин, быть может, крайне ошибочному и противоречащему всем историческим данным, но мое дело оговориться.

Тушины — это воинственное, мужественное и неустрашимое племя, входящее в состав Грузии. Три племени, наименованные с давнего времени по местностям, где они поселены, именно — тушины, пшавы и хевсуры, составляют одну народность по обычаям, языку и православной вере. Народ замечателен по своей храбрости, отваге и заклятой вражде к соседям своим — лезгинам. Не особенно давно, многие из тушино-пшаво-хевсурцев были идолопоклонниками, что наглядно доказывается хорошо сохранившимися у них капищами. Надобно полагать, что племя это до идолопоклонства исповедывало христианскую веру, а затем, поселившись в горах и не имея общения с другими народами, утратило прежнюю веру и обратилось в идолопоклонников. На такую мысль невольно наталкиваешься потому, во-первых, что костюм тушин, украшенный обязательно матерчатыми, разбросанными по всему платью, включая туда и круглую войлочную шапку, крестами, напоминает крестоносцев, когда они, в религиозном фанатизме, выжигали и вырезали на теле даже кресты; во-вторых, у тушин встречаются обычаи, отзывающиеся временами рыцарства, так, например: публичные, в роде турниров, поединки на саблях, оканчивающиеся нередко смертью, публичный суд, защита женщин, доходящая до рыцарства, за исключением случаев, когда тушины нападают на лезгинские аулы, клятвы на саблях никогда не нарушаемые, и наконец рыцарская честность. Если ко всему этому прибавить попадающиеся часто в домах тушин средневековые металлические сосуды, шашки с латинскими надписями на клинках, щиты, шлемы и кольчуги со всеми принадлежностями рыцарского костюма, то спрашивается: откуда зашли обычаи, сосуды, клинки и рыцарский костюм в горные трущобы, окруженные со всех сторон неприязненным магометанским племенем? Не составляют ли тушино-пшаво-хевсуры остаток полчищ-крестоносцев, поселившихся в кавказских горах на возвратном пути из Иерусалима?

Народ этот, будучи составною частью грузинского царства, стал принимать во времена грузинских царей православие, а при владычестве русских идолопоклонство искоренилось, в особенности же при экзархе Грузии Исидоре, в последствии митрополите с.-петербургском.

Множество сказок и анекдотов ходит в крае о беспредельной отваге этого племени, а в 40-х и 50-х годах героем рассказов являлся глава тушин, по имени Шоте — старик под 70 лет, бодрый как юноша и крепкий как сталь. Высокий, чуть не в три аршина ростом, сухой, немного сутуловатый, с большой вроде шишки бородавкой на сухом лице и выразительными огненными глазами, — он представлял из себя очень внушительную фигуру, ни перед чем и ни перед кем в бою не останавливающуюся. Вся Грузия, от младенца до старика, знала и чтила его, как замечательного героя, а для лезгин он служил страшилищем и пугалом. Хорошо известен он был и наместнику Кавказа, светлейшему князю Воронцову, и всегда им с почетом принимаем. У лезгин в каждой семье стращали детей во время их плача именем Шоте. Так, например, выдают за достоверное событие, что в дидойском ауле Хупро, в глухую ночь, в одной из сакель капризничал, заливаясь неугомонным плачем, 2-х летний ребенок. Мать, будучи не в состоянии унять ребенка, стала его стращать именем Шоте, но так как и это средство не помогало, то она, отворив окно, высунула в него ребенка головою вперед, сопровождая свое действие словами: «На, на, возьми его, Шоте», и младенец моментально затих. Успокоенная мать потянула ребенка в саклю и, о ужас — младенец оказался без головы. Эту немилосердную операцию совершил Шоте, в ожидании выхода из сакли кого-нибудь из взрослых, но подвернулся случай отрубить голову младенцу, и он не поцеремонился отрубить ее. В погоню за Шоте бросился отец и старший сын, нагнали его тихо шедшим к окраине аула и вдвоем набросились на убийцу, но кровавая стычка длилась недолго, она окончилась смертью обоих нападающих лезгин. Односельчане нашли убитых без кистей правых рук.

Упомяну еще об одном случае, хорошо рисующем Шоте как человека, не щадящего и своего собрата, если он оказывался нарушителем вкоренившихся в племени традиций: в одной из кровавых стычек с лезгинами небольшая партия тушин одержала верх, и бежавшие лезгины оставили на поле 17 трупов. Тогда же захвачено было тушинами стадо коров, к хвостам которых Шоте приказал привязать 17 лезгинских голов. Во время отрезания голов, один из тушин стал отрубать у мертвого лезгина правую руку и за эту операцию чуть не поплатился жизнью.

— Как ты смеешь резать руку! — закричал рассвирепевший Шоте, выхватывая из своих ножен саблю.

— Да ведь мы же убили их, — отвечал покорно 18-ти-летний тушин.

— Да, мы, но не ты, омерзительный мальчишка. Разве ты можешь указать, кого именно ты убил?

— Нет, не могу, они все убиты пулями.

— Ну, вот, то-то же щенок, а следовательно никто из нас не имеет права владеть руками убитых. Ты лично убей врага, понимаешь ли — лично, тогда и режь руку, а тут нельзя указать, кто кого убил. Быть может, убил его я, или кто другой, или же ты, но достоверно сказать, кто убил — нельзя. За такой поступок следовало бы отрубить тебе голову и привязать к 18-ой корове, но на этот раз я прощаю тебе, а если ты, щенок, что-нибудь подобное когда-нибудь сделаешь, то я лично зарежу тебя, как недостойного носить имя тушина. Заруби это себе на нос.

Рассказы о Шоте составили бы целый том бурной его жизни, переполненной отважными примерами, которым следовали все стекавшиеся под его знамя тушины. Появление Шоте перед неприятелем означало: «кровь, смерть и никому пощады». Он обратился в сказочного богатыря, перед мощною силою которого сокрушалось и уничтожалось все попадающееся на пути.

Нам приходилось гостить в его сакле, на стене которой, над дверями снаружи, красовались прибитыми 116 человеческих рук, лично им приобретенных в различных боях, набегах и засадах. Перед такой кровавой вывеской холодеет кровь и содрогается человек, но не горец, не обитатель диких кавказских трущоб, своеобычно смотрящий на мертвые руки, как на трофеи, переходящие от отца к сыну и сохраняющиеся им, как святыня, до тех пор, пока они истлеют...

0

40

Дато написал(а):

Предводитель тушин — Шоте.

Шете Гулухаидзе

в 3 ряду четвертый Шете

http://s4.uploads.ru/t/6M2Yd.jpg

+1

41

Shalva спасибо, как раз интересно было к какому гвари он принадлежал. Не хватает сегодня таких личностей.

0

42

Шете помогает Барятинскому поймать имама Шамиля (картина Кино Пиросмани)

http://sg.uploads.ru/t/BoxnA.jpg

+1

43

Oчень интересна история Шете и вообще тушин которые приняли участие в войне против Шамиля. Были причины, первое - желание отомстить дагестанцам за 18 век, потом с приходом русских на Кавказе стали выселять из горских провинции Грузии людей, велась пропаганда, не давали нормально жить, рушилась сложенные веками экономические отношения гор и навнины и т.д. а тушинцам, которые жили рядом с Дагестана, русские обещали при участии в войне, дать бесплатно пастбища Дагестана, дело в том, что тушинцы пользовались пастбищами Дагестана и платили за аренду деньги, но Шамиль каждый год повишал цену, тушинцы были недовольны.

0

44

Shalva написал(а):

Oчень интересна история Шете и вообще тушин которые приняли участие в войне против Шамиля. Были причины, первое - желание отомстить дагестанцам за 18 век, потом с приходом русских на Кавказе стали выселять из горских провинции Грузии людей, велась пропаганда, не давали нормально жить, рушилась сложенные веками экономические отношения гор и навнины и т.д. а тушинцам, которые жили рядом с Дагестана, русские обещали при участии в войне, дать бесплатно пастбища Дагестана, дело в том, что тушинцы пользовались пастбищами Дагестана и платили за аренду деньги, но Шамиль каждый год повишал цену, тушинцы были недовольны.

А из какого тушинского общества был Шете?

0

45

село Шете как помню Ч1онтио, это ущелье пирикита Алазани, рядом ущеле другого тушинского общества Тсова-тушинцев (бацби)

0

46

Шалва, такую вещь хотел спросить. Фамилия Разикашвили может иметь генеалогическую связь с ингушами? Просто я вижу у ингушей такие фамилии, как Зазиков и Газиков. Кажется они происходят от имен Зазик и Газик. Возможно, что далекий предок Разикашвили был ингуш Разик, поселившийся среди пшавов? Что сами пшавы говорят об этом?

0

47

Eсть несколько версии о корнях рода Разикашвили, особенно тогда стали интересоватся и приписивать себе некоторые горцы-грузины, когда популярным стал Важа)) это и понятно, для нас Важа полу-бог как минимум))) но из версии или легенд, не одна не говорит об ингушском происхождении Разикашвили. в конце концов он Важа-ПШАВЕЛА))

0

48

Shalva написал(а):

Eсть несколько версии о корнях рода Разикашвили, особенно тогда стали интересоватся и приписивать себе некоторые горцы-грузины, когда популярным стал Важа)) это и понятно, для нас Важа полу-бог как минимум))) но из версии или легенд, не одна не говорит об ингушском происхождении Разикашвили. в конце концов он Важа-ПШАВЕЛА))

Понятно) Если заметишь что я где-то ошибки делаю по истории грузинских горцев, то поправляй пожалуйста.

0


Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » «Нахи», Г.Дж.Гумба. Пятая часть Четвертой главы (мушки-мосхи)