В работе, посвященной истории Субарту и Шубре, я указал причины экспансии Ассирии в направлении верхнего междуречья и прилегающих к нему районов, в том числе и озера Ван. Надо потому думать, что ответные действия урартов, а также аналогичная экспансия их царей уже в бассейн Аракса и в район Севанского озера, в какой то мере тоже имела религиозный оттенок. Если противостояние ассирийцев и урартов в некотором роде было противостоянием двух верховных богов обеих наций, Ашшура и Халди, то грабительские и захватнические войны царей Урарту против южнокавказских племен, получили маскировочную окраску священной войны во имя бога Халди против безбожных язычников, а на деле инертных солнцепоклонников. Победные реляции урартских царей, напичканные отсылкой к их верховному богу и прямыми к нему обращениями, достаточное тому подтверждение.

Надо также мыслить, что такая нетерпимость к иноверию, или неверию, и религиозный пыл не был изначально свойственен урартам, но передался им от ассирийцев. Последние, как известно, принадлежали к семитской расе, обыкновенно строгой и нетерпимой в вопросах веры. Стоит ли говорить, что семиты это первые святые фанатики человечества и основатели всех мировых культов монотеизма.

Предположительно, возобновившаяся в конце девятого века и всевозрастающая угроза со стороны Ассирии, и подтолкнула населявшие берега Ванского озера урартские племена к сплочению и созданию собственного независимого государства, Урартского царства, или царства Биайны, иначе Биаинили, по урартскому названию озера Ван. Ассирийцы, к слову, называли Ван морем Наири, и потому другое царство, лежавшее южнее Биаинили, было известно как царство Наири, которое населяли близкородственные племена, и с которым в прежние века Биаинили составляла единое целое. Первой, поэтому, удары Ассирии, обыкновенно исходившие из юга, в это время принимала на себя Наири. Вообще же, все три названия, и Наири и Биаинили и Урарту, обозначали в общем то одну страну, с единым этнокультурным пространством, и потому во многих смыслах являлись синонимами.

Так, ассирийский царь, третий Салманасар, в самом начале пятидесятых годов девятого века вторгся в Наири, и после жестоких стычек и облав в горах, сопровождавшихся разорением селений, привел в покорность Какию, царя Наири. И лишь следом ассирийское войско проникло в Биаинили, подвергнув и ее селения жестокому разорению. В анналах Салманасара упомянут и первый известный урартский царь, Арама. Он, надо думать, в отличии от Какии, сумел сохранить независимость, потому что уже год или два спустя, Салманасар снова напал на Биайну, в этот раз с запада, со стороны лежавшей в долине Чорохи и накануне покоренной Дайаэны. В этот раз Араму не стал укрываться в крепости, и сперва сразился с захватчиками, а потерпев поражение, скрылся в горах, где его начали преследовать ассирийцы. Несмотря на все старания, изловить Араму Салманасару не удалось, и в гневе ассирийский царь подверг Биайну и ее народ жесточайшему разгрому.

Непокорность Арамы похоже оказала воздействие и на Какию, вышедшего из повиновения, поскольку на обратном пути, Салманасар повторно устроил разгром и в Наири.

Выдающаяся роль царя Арамы в истории Урарту проявилась не только в том, что он стоял у истоков образования централизованного урартского государства, но и в его готовности и способностях отстоять независимость этого государства. И десятилетие спустя Салманасар в своих анналах продолжал сетовать не непокорность урарта Арамы. И это на фоне того, что например Асия, царь соседней Дайаэны, признавал над собой верховную власть повелителя Ассирии. Ничего не свидетельствовало, значит, об ослаблении Ассирийской державы, но скорее об усилении самого Арамы. К середине сороковых годов, Салманасар уже не рисковал вторгаться вглубь Урарту.

Только во второй половине тридцатых годов девятого века, когда над урартами царствовал Сардури, Салманасар решился на новую войну с Биайной. Согласно анналам, Сардури собрал многочисленное войско и отважно сразился с полководцем ассирийского царя. В изложении Салманасара, урарты потерпели поражение, но по скудности изложения, а также по последующим событиям видно, что скорее урарты разбили ассирийцев.

Последний поход на Урарту Салманасара, или вернее его полководца, пришелся на начало двадцатых годов, и в точности повторял маршрут самого первого похода, с тем лишь отличием, что отдельного царства Наири тут уже не существовало, и его территория похоже давно входила в состав Биаинили. По такой причине, Сардури в собственной надписи, составленной ассирийской клинописью, в силу того, что урарты пока не разработали своей, величает себя царем Наири. И в этот раз ассирийскому войску не хватило сил потревожить центральный район Урарту, вокруг озера Ван, то есть собственно Биаинили, и дело ограничилось разорением периферии.

Такие военные набеги ассирийцев на Урарту, не приносившие впрочем должного результата, продолжились и при преемниках третьего Салманасара и Сардури, их сыновьях, пятом Шамшиададе и Ишпуини, соответственно. Но после двадцатых годов, в Ассирии наступила пора кризиса, и войны с урартами, на которые уже не хватало энергии, прекратились. Напротив, силы урартов, расходуемые ими до сих пор на отражение ассирийских набегов, теперь освободились для начала собственной экспансии против своих соседей.

Ко времени правления Ишпуини относилось и создание урартами самобытной клинообразной письменности, какую стали употреблять их цари при составлении своих анналов, благодаря чему, история Урарту с этого времени становится более детализированной.

Итак, с десятых годов девятого века открылась пора военно политического могущества Урарту, выразившегося в активной внешней экспансии, натиске на окружающие царства и племена, и их поглощении. Делалось это под предлогом насаждения культов урартских богов, верховного Халди, обычно, и иногда, Тейшебы.

Первым агрессии царя Ишпуини подвергся южный берег озера Урмия. Такая дерзкая попытка распространения своего господства далеко на юг, не могла не вызывать раздражения в Ассирии, и в дальнейшем между ассирийцами и урартами не раз случались столкновения в том числе и за контроль над стратегически важным приурмийским районом.

Возможно активность Ишпуини в южном направлении была бы продолжена, если внимание его в это время не отвлекла неспокойная обстановка на северных границах царства. Из за отсутствия у предшественников Ишпуини собственных анналов, сложно выяснить, происходили ли стычки урартов с племенами Центрального Закавказья раньше, или прямое вооруженное столкновение югокавказцев и Биайны произошло именно при этом урартском царе. Если справедливо последнее, то вина за конфликт лежит на тех, кто первым начал нападать, а это явно не урарты, если опять таки верить той интерпретации, что предложена царями Биайны. Противоположная сторона писать не умела, и ее версия событий нам неизвестна. Как бы там ни было, но анналы Ишпуини сообщают о нападении на Биайну коалиции трех племен. Племена эти населяли долину Аракса, отделенную от Биайны хребтом Среднего Тавра. Их вооруженные отряды, вероятно задумав совершить разбойный набег на богатую соседнюю страну, перевалили пограничный хребет, и двинулись по направлению к ближайшим городам. Навстречу им урартский царь выслал пятнадцати тысячное войско. Тогда на подмогу северянам прибыло подкрепление. Дело в итоге закончилось тем, что югокавказцы были отброшены за пределы царства, и этим инцидентом завершилось правление Ишпуини.

При его сыне, Менуа, урартское государство поднялось на следующую ступень своего могущества. Страну охватил бум строительства. Менуа завершил неприступную цитадель столицы Биайны, города Тушпы, а также возвел новые укрепления на подступах к самому городу. Кроме того, при нем по всему побережью озера появились циклопические строения, и тем самым в центральном районе царства была создана своеобразная защитная линия. Следом началось основание опорных пунктов и баз уже на периферии Урартского царства. Помимо этого, возвел Менуа за время своего правления и множество дворцов и храмов. Особо следует отметить прокладку водоканалов, как оросительных, для земледельческих поселений, так и каналов с питьевой родниковой водой для городского населения Тушпы и других приозерных городов, так как вода самого озера соленая.

К началу восьмого века, под властью Менуа, после десятилетнего правления, находились, помимо собственно Биайны, а также Наири, Муцацира и Хубушкии, из чего и состояло коренное Урарту, еще и страна Манна, располагавшаяся в приурмийском районе. Освоена была долина реки Арацани, и обитавшие тут племена стали подданными урартского царя. Покорены некоторые страны, занимавшие верховье Тигра. В верховье Евфрата покорена страна Цупани, будущая античная Софена.

В последующие годы, принялся Менуа и за освоение севера, в первую очередь долины Аракса, куда в течении девяностых и восьмидесятых годов он совершил несколько походов против южнокавказских племен. В результате, у подножья горы Арарат, на месте захваченного туземного поселка, возникла урартская крепость Менуахинили.

Основание Менуахинили, первого опорного пункта иноземных захватчиков в Центральном Закавказье, стало переломным моментом в судьбе южнокавказских племен, так как с этого начался процесс постепенного освоения их земель урартами.

При Аргишти, сыне Менуа, кого ассирийцы, согласно их источникам, считали страшным как буря, обладателем мощной армии, возвышение Биайны продолжилось. Урарты завладели верхней половиной бассейна Евфрата и проникли в Сирию. Ассирия, по прежнему переживавшая пору бессилия, тем не менее не пожелала мириться с таким для себя неприятным обстоятельством, что ей перекрывают важные торговые пути к Средиземному морю и в Малую Азию. Все семидесятые годы прошли в перманентных войнах между Аргишти и ассирийским царем, четвертым Салманасаром. Аргишти бесспорно оказался самым выдающимся правителем Урарту в истории. Из десятилетнего противостояния с Ассирией, он однозначно вышел победителем.

Относительно продолжения начатого Менуа продвижения в северном направлении, главным источником тут служит так называемая Хорхорская летопись, содержащая надписи наскальной таблицы, информирующие в том числе и о военных походах Аргишти против северных царств и племен.

Согласно Хорхорской летописи, маршрут урартского войска, во втором году царствования Аргишти, включал в первую очередь Дайаэни, или, если по урартски, Диауэхи, хурритское царство, размещавшееся в Чорохской долине. Правитель Диаухи быстро признал над собой верховенство Урарту, или точнее урартского бога, с обязательством выплаты ежегодной дани.

Оттуда путь лежал на восток, в зону расселения южнокавказских племен, среди которых сейчас были покорены те, что населяли верховье Мтквари, берег озера Чрдили, подножье горы Арагац, левобережье Аракса. Значит, данной экспедицией, Аргишти совершил круг в зоне соприкосновения трех больших рек Закавказья, Аракса, Чорохи и Мтквари. По ее результатам, царство Диаухи попало в зависимость от Урарту, а ряд южнокавказских племен присоединилось к числу подданных урартского царя.

В следующем году были завоеваны новые племена, обитавшие возле Урмии. Окончательно овладев районами вокруг этого озера, Биайна получила дополнительный плацдарм для оккупации третьего большого озера региона, Севана.

Каждый перерыв в войнах с Ассирией, Аргишти использовал для подобных походов против маленьких племен. В середине семидесятых годов, таким образом, урартское войско добралось и до севанского района, где были захвачены поселения югокавказцев. Вероятно, в это самое время в Араратской равнине был основан укрепленный город Эребуни, иначе Ирпуни, куда царь Биайны вселил хаттских пленников и пленников из Цупани. В Эребуни имелся и дворец, предназначенный для размещения царя во время его визитов в Закавказье, регионе, какому цари Биайны в восьмом веке уделяли повышенное внимание, планируя его обязательную колонизацию.

В конце десятилетия, Биайне заново приходилось восстанавливать свое владычество в приурмийском районе, где произошли войны с маннеями, главным местным народом, и мелкими племенами, которым вне сомнений помогала Ассирия, провоцировавшая их на противодействие урартам.

С началом шестидесятых годов восьмого века, царь Биайны начал строительство в Араратской равнине города Аргиштихинили, превратившегося в крупный административный и хозяйственный центр урартского господства в Закавказье. При чем, если Менуахинили, город его отца, лежал на правобережье реки, то Аргиштихинили расположился, подобно Эребуни, на противоположном, левом берегу, вглубь ареала южнокавказских племен.

Отсюда по видимому, или из Эребуни, и произошло нападение на туземный поселок, что находился в ущелье реки Гетар, левого притока Раздана, о чем сообщает найденная в этой местности урартская клинообразная надпись. Этот район упирался в гегамские горы. За Гегамским хребтом начинался район Севана. Та же надпись сообщала о последовавшем затем походе в этот район, для чего несомненно был использован путь вдоль Разданской долины, ведущей к озеру.

В первой половине шестидесятых годов пришлось возобновить походы в Урмию, где урартскому владычеству снова противилась Манна. Тогда же Аргишти совершил поход против коалиции восставших югокавказцев. Все же, конкретно за нынешней анти урартской активностью племен Центрального Закавказья, явно стояло хурритское государство, потому что, как повествует Хорхорская летопись, в середине десятилетия Аргишти пришлось идти войной на Утупуршини, царя Диаухи, и разбивать его.

После этого, решено было еще раз попробовать покончить с теми из племен, кто сохранял силы и волю к непокорности, и кем традиционно выступали Эриахи. Надпись на горе Арагац рассказывает о завоевании очередного поселка, находившегося на пути продвижения Аргишти. Следующая, и самая северная из всех имеющихся урартских наскальных надписей, найденная в долине реки Ахурян, информировала о победе над другим поселком.

Это был последний визит Аргишти в Закавказье, и со второй половины шестидесятых годов в Урарту царствовал уже его сын, второй Сардури, чью историю восстановили по случайно обнаруженным в разное время и в разных местах обломкам каменных стел с его анналами. При нем, пятидесятые и сороковые годы восьмого века Биайна провела на вершине своей славы и могущества за всю трехвековую историю царства. Ассирия, по прежнему переживавшая пору кризиса, уступила Биайне лидерство в Передней Азии.

Узнав о кончине великого урартского царя Аргишти, покоренные им до того южнокавказские племена решились выйти из подчинения Биайне. Во главе этой активности вновь стояло самое упрямое и живучее племя, Эриахи.

Кроме того, если раньше югокавказцы, в их противодействии урартам, поддерживались Диаухи, то ныне они получали поддержку от Кулхи, с которой Урарту прежде не сталкивалась.

Кулха, та самая сказочная Колхида из древнегреческой поэмы, занимала участок Восточного Причерноморья, с центром в устье Чорохи. Теперь, при первом своем, и кратковременном, усилении, царь Кулхи, во первых, присвоил часть земель в бассейне Чорохи, раннее входивших в состав ныне лишенной независимости Диаухи, и во вторых, попробовал распространить свое влияние дальше на восток, в верховья бассейнов Аракса и Мтквари, установив связи с южнокавказскими вождями, как раз искавшими случая сбросить урартское иго.

Сардури в течении семи первых лет своего правления, вел военные действия против Кулхи и союзных ей племен. Сохранились имена четырех вождей, чьи слабые племена были побеждены легко и быстро. Гораздо труднее оказалось одолеть Эриахи, очевидно не желавших возвращаться под урартское иго ни при каких условиях. В течении всех этих семи лет войны в западном Закавказье, Сардури вновь и вновь снаряжал экспедиции в остававшиеся доселе нетронутыми долины, где могли укрываться Эриахи. По анналам, в общей сложности до двадцати тысяч человек были убито и пленено, не говоря о десятках тысячах угнанного рогатого скота.

Главный и последний в этой войне удар урартского войска был нацелен на Кулху. Колхи конечно отчаянно сопротивлялись, но Сардури дотла сжег их столицу, отдав приказ беспощадно истреблять колхов. Жестокий разгром привел к падению царства колхов и смещению центра страны на север, в долину Риони.

Одновременно с этим, новый царь продолжал не завершенное его отцом покорение стран бассейна Евфрата, в частности Куммух и Мелиту, то есть известные в античное время Коммагену и Мелитену. Затем Сардури переключил свое внимание на юг, в долину Тигра, где к Урарту было присоединено устье Арацани. Там же тогда урарты легко разбили ассирийцев, и данное десятилетие записав на свой счет в вековом соперничестве обеих держав. Потом урартский царь занялся юго востоком, где урартское войско в который уже раз вторглось в Манну, чей предводитель попытался воспользоваться скованностью урартов на других направлениях и перестал платить дань. Заняв маннейскую столицу, Сардури включил Манну в состав своей державы.

К тридцатым годам относится агрессия урартского государства против сохранявших независимость районов Центрального Закавказья. Были покорены обитавшие на побережье Севана племена, против кого Сардури снаряжал походы в первой половине тридцатых годов. Тогда же власть урартского царя распространилась и выше по Мтквари, до юго восточных отрогов Триалетского хребта.

Могущество Биайны, следовательно, сохранялось и в первой половине тридцатых годов восьмого века. Сардури, подобно своему отцу, Аргишти, побеждал каждого своего противника по всему периметру границ царства. Оба они носили амбициозные титулы царя царей и царя страны стран.

Неимоверно разбогатела при Сардури и сама страна Урарту, и ее население, в первую очередь центральный район, озеро Ван. Не одним собственным хозяйством, разумеется, но и за счет дани, выплачиваемой покоренными царствами и племенами, а также грабительскими войнами. Здесь, в ванском районе были приготовлены специальные закрома для хранения всего обилия накопленных припасов. Помимо продуктов и сырья, из разоренных стран гнали скот, и самое главное, приводили сотни и тысячи пленников, превращаемых в Биайне в рабов. Рабский труд в этой стране был широко распространен, впрочем как почти во всех ближневосточных государствах древности.

В середине тридцатых годов ассирийский царь, третий Тиглатпаласар, при ком затем наступило возрождение Ассирийской державы, вознамерился изменить ситуацию. Решающее сражение произошло в Сирии, где Тиглатпаласар разбил урартского царя и его сирийских вассалов, а самого Сардури преследовал до самой сирийской границы. Этой победой, Ассирия отвоевала Сирию у Биайны.

Следующей победой Тиглатпаласар отнял у Сардури верховье евфратского бассейна, и как и в прошлый раз, ассирийскому царю достались богатые трофеи. Оба поражения должно быть обескровили урартское войско и деморализовали население страны. Вскоре ассирийцы беспрепятственно оккупировали все Урарту, а самого Сардури осадили в его столице, неприступной Тушпе. Какие то области в долине Тигра, Тиглатпаласар, отобрав у Биайны, присоединил к своему царству. Покидая Урарту, ассирийский царь приказал выбить на скале, поблизости от Тушпы, собственное изображение, чем ознаменовал окончание торжества урартов и возобновление ассирийского владычества в Передней Азии. И действительно, с той поры Биайна так и не смогла вернуться к размерам и влиянию, каких она достигла в третьей четверти восьмого века.

Руса, сын второго Сардури, сел на урартский трон во второй половине тридцатых годов, и в первую очередь принялся за обустройство администрации Центрального Закавказья, региона, которому цари Биайны всегда придавали важное значение, и который ныне грозил отпадением от царства. Новый царь разделил регион на несколько округов, и во главе каждого поставил наместника. При Русе, Аргиштихинили потерял было значение административного центра Закавказья, или точнее, власть сидевшего в этом городе наместника, сузилась теперь до пределов округа, к какому относился Аргиштихинили. Округ этот вероятно охватывал пространство по левобережью Аракса, тогда как правобережье могло быть передано под управление новому наместнику, посаженому в старую крепость Менуахинили.

В смутное время, при смене царей, племена севанского побережья, в отличии от остальных еще недостаточно колонизированные, скорей всего вышли из подданства урартского царства. Поэтому Руса задумал грандиозную экспедицию в восточное Закавказье, и главное, нашел для этой цели достаточно военных сил. Там и были, по завершению завоевания, построены две крепости и учреждены новые округа. Обе крепости были возведены в севанском районе. Одна, в долине Гаварагета, названа была в честь бога Халди. Остатки крепостных стен дошли до наших дней, и среди них надпись урартского царя, сообщающая о победе над туземным вождем, удалении его из этой земли и об основании тут крепости, с наместником. Другая крепость, в честь бога Тейшебы, была возведена в долине реки Варденис, что на южном берегу озера. Там же на скале была высечена другая клинообразная надпись, с перечислением всех завоеванных Русой племен, а над надписью на скале обнаружены были развалины урартской крепости.

Некоторые районы, тем не менее, остались нетронутыми. К таковым, по всей видимости, относились ущелья и долины восточной части Центрального Закавказья, что на противоположных склонах папакарских и мурово кашатагских гор, и конечно замкнутое Карабахского нагорье. Местных югокавказцев урартская колонизация не коснулась совершенно, и сюда же несомненно прибыли на первое время те остатки племен, что от этой колонизации бежали.

Другим районом, также избежавшим колонизации, хотя и потревоженным эпизодическими вторжениями, был труднодоступный район между верховьем левобережья Мтквари и низовьем правобережья Чорохи, где от царей Урарту скрывались непримиримые группки из остатков южнокавказских племен. Их более позднее возвращение на сцену истории, не оставляет сомнений в том, что им посчастливилось тогда выжить, и даже слегка поправить собственный генофонд, и что укрыли их тогда глухие ущелья по оба склона хребта Арсиани.

Экспансия Урарту в Центральное Закавказье стартовала в самом начале восьмого века и завершилась к последней четверти столетия. Несмотря на наличие нетронутых участков в окраинах по завершению процесса, в целом можно говорить о полной победе урартов. Главное, они завоевали бассейн Аракса, плодороднейшую Араратскую равнину и побережье озера Севан, что составляло основу Центрального Закавказья. Здесь, теперь, в выстроенных городах поселились как сами урарты, так и иноплеменные переселенцы из других краев урартской державы. Обитавшие тут многие века южнокавказские племена, частью истребленные урартами, частью угнанные ими в рабство в район Вана, частью изгнанные на окраины, никогда больше не вернули эти земли, и поэтому, про Центрально Закавказскую археологическую культуру можно сказать, что она была уничтожена в восьмом веке царями Урарту.