Этиуни, также Этиухи. Термин сложный, в различных текстах несший с собой разное значение. Иногда это совокупность племен, обитавших на побережье Севана, иногда одно из них, либо несколько. Фраза из анналов Ишпуини о многочисленных царях страны Этиухи, указывает на наличие в Этиуни множества вождей, что в свою очередь выявляет собирательный характер термина Этиуни Этиухи, объединявшего в себе несколько присеванских племен, или всю их совокупность. Не исключено, что в широчайшем значении под Этиуни урарты мнили собрание всех родственных племен удинской ветви лезгинской языковой группы, а не только тех, кто обитал в севанском районе, хотя это довольно спорно.

Зато бесспорна тут бросающаяся в глаза этимологическая связь между морфемой эти в термине Этиуни Этиухи и самоназванием удин уди. Вдобавок, в урартской эпиграфике встречаются двойные термины Удури Этиухи, Удури Этиуни и Уэдури Этиуни, при чем, судя по повествованию, Удури Уэдури нельзя рассматривать как некую особую племенную единицу, но лишь как синоним термина Этиуни Этиухи, который, как выше отмечено, не был такой единицей, но объединением многих или нескольких единиц.

Первым Этиуни упомянул Ишпуини, воевавший в двадцатые или десятые годы девятого века с южнокавказским племенами, и обнаруживший появление альянса племен Этиухи, подоспевших на подмогу своим соседям.

Следующий раз Этиуни в урартской эпиграфике появилось десятилетия спустя, в анналах Аргишти. За время своего правления, что между серединой восьмидесятых и серединой шестидесятых годов, этот царь совершил четыре победоносных похода в Этиуни.

Между серединой шестидесятых и серединой тридцатых годов, время царствования Сардури. Сардури вторгался в Этиуни трижды. После него, Этиуни в урартских надписях не упоминалось.

Получается, севанский район подвергался интенсивным нападениям урартов на протяжении полувекового периода, от середины восьмидесятых по середину тридцатых годов восьмого века. Значит столько времени продержались племена удин в районе Севана, пока урарты, победив, не приступили к его освоению.

Перейду непосредственно к присеванским удинским племенам, входивших в племенной союз Этиуни.

Киехуни, также Кихуни, также Кехуни. Согласной урартской терминологии, в Центральном Закавказье существовало три категории субъектов. Это племя с относительно крупными поселениями, одним или более, удостоившихся особых упоминаний. Это племя без крупных поселений, практически просто племя с ничтожными по размерам и значению поселениями. Это, наконец, независимый крупный поселок, только без племени, или точнее, с племенем, целиком размещенным в поселке.

Киехуни принадлежал как раз к последней категории. Аргишти захватывал поселок дважды. После первого завоевания, спустя какое то количество лет, Киехуни попробовал сбросить с себя урартское иго, но со вторым завоеванием сошел с исторической сцены.

Сама надпись, рассказывающая о втором завоевании Киехуни, была обнаружена на одном из камней небольшой гряды скал, на берегу у северо западной оконечности озера, вблизи устья Раздана. Неподалеку имеются также развалины древней крепости, занимающие обширную площадь на группе невысоких холмов, подступающих к неширокой низменной части берега. Здесь и располагался укрепленный поселок Киехуни.

Массивные стены шириной до четырех метров охватывают как вершины холмов, так и ложбины между ними, образуя целую систему отдельных замкнутых участков. Внешние стены, спускаясь к воде, пересекают побережье, единственный удобный для прохода путь.

Наземные сооружения, по всей вероятности, относятся ко времени позже урартского, но не подлежит сомнению, что на этом месте и в урартский период существовало поселение крепость. Среди материала, обнаруженного на крепостных холмах, имеются отдельные фрагменты древней керамики начала тысячелетия. Неподалеку от надписи открыты богатые погребения в курганах, относящиеся к доурартскому слою.

Значение крепости уже с первого взгляда представляется совершенно ясным, она преграждала с севера доступ к западному севанскому побережью, чем объясняются ее размеры и мощность сооружений.

Адахуни и Лики, а также Алишту и Иштикуни. Племена Адахуни и Лики, и поселения Алишту и Иштикуни, либо Иштикунив, различные авторы локализуют в одном месте, немного южнее Киехуни. Ни надписей ни развалин в этой местности не обнаружено. Зато имеются богатые курганы, принадлежавшие местным вождям, и датируемые концом второго тысячелетия. В могилах найдены были погребальные деревянные повозки, большое число бронзовых украшений и оружие.

Адахуни упоминается в анналах Сардури в числе множества племен, подвергнувшихся агрессии в ходе его масштабной экспедиции по побережью озера. Позднее, Адахуни захватил Руса, правивший между серединой тридцатых и серединой десятых годов восьмого века.

Лики также упоминается в анналах Сардури, но это племя подверглось нападению урартского царя до указанной экспедиции на Севан.

Поселения Алишту и Иштикуни фигурируют в тех же текстах Аргишти, что и Киехуни, Алишту в первом случае, Иштикуни во втором. Но в отличии от завоеванного Киехуни, об Иштикуни Аргишти сообщил, что лишь дошел до этого поселения. Об Алишту сообщается тоже самое, с той разницей, что там были взяты пленники.

Локализация Алишту и Иштикуни затрудняется отсутствием археологических исследований их руин. Что касается Адахуни и Лики, то одно из этих племен должно было обитать там же, где обнаружены были вышеуказанные богатые курганы, то есть совсем близко по соседству с поселком Киехуни, если конечно могильник этот не связан с самим Киехуни. Другое племя, в таком случае, могло иметь отношение к Алишту или Иштикуни.

Остается лишь найти и исследовать руины этих поселений. Но что если искать их надо не в юго восточном направлении от устья Раздана, как всеми предлагалось до сих пор, но на север от него, в долине реки Дзкнагет.

Уэликуни, также Уэликухи. Пожалуй крупнейшее и сильнейшее удинское племя, по крайней мере среди присеванских. Размещалось в долине реки Гаварагет, на западном побережье.

В анналах Сардури говорится, что вождем Уэликухи был Нидини. Он владел более двумя десятками мелких поселений, каждое из которых имело цитадель. Все эти пункты были захвачены Сардури и разрушены. Нидини признал себя вассалом урартского царя, с обязательством выплаты дани. И все же урарты увели с собой в полон некоторое число Уэликухи.

Новый вождь, Мурину, повиноваться Сардури не стал, пока урартский царь не совершил против него два похода, повторно разрушив отстроенные поселения.

Воспользовавшись сменой царя в Урарту, Уэликухи вновь отпали от Биайны. Новый царь, Руса, принял решение покончить с неспокойным племенем, заодно планируя инкорпорировать севанский район в административно территориальное устройство Урартского царства.

Вождь Уэликухи был превращен в раба и увезен на чужбину, а на его месте посажен царский наместник, чьей резиденцией стала отстроенная тут величественная крепость, названная в честь бога Халди.

И действительно, в Гаварагетской долине археологами был найден ряд древнейших поселений, окружающих крепость, чьи сохранившиеся участки стен отнесли к урартскому времени, так как в кладке одной из стен наткнулись на клинообразную надпись царя Русы.

Значительная по площади крепость, имеющая в плане соответственно занимаемому ею массиву вытянутую форму, разделялась поперечной стеной на две части. Восточная часть, над обрывом, меньшая по площади, но обнесенная более мощной стеной, представляла, вероятно, цитадель, в которой находился урартский наместник, заменивший местного правителя. По всей видимости, город царский страны Уэликухи, упоминаемый в летописи Сардури, и есть данная крепость.

Нет достаточных оснований считать городом царским крепость, расположенную ниже по реке. Эта небольшая крепость, так же как и две другие, в отношении первой крепости выполняли лишь защитную роль. Две крепости, расположенные на берегу Гаварагета, друг против друга, как раз в том месте, где возвышенный массив граничит с прибрежной низменностью, по своим размерам и положению указывают на то, что они не имели самостоятельного значения.

От крепости на правом берегу реки сохранились небольшие участки стен, сложенных из крупных каменных глыб. Левобережная крепость представляет несколько иную картину. В ней, кроме цитадели с довольно хорошо сохранившейся стеной, есть еще внешнее ограждение из крупных камней, не составляющее замкнутой линии. Стены цитадели сложены из двух рядов каменных глыб с завалом из мелких камней между ними. На угловых частях стены, так же как и на прямолинейных ее участках, имеются выступы, как в главной крепости, наподобие контрфорсов, характерные для урартских построек. Въезд в цитадель находился в ее юго восточной части.

Третья крепость, очевидно также связанная с первой, расположена к югу от нее, у оврага Мртибидзор. По внешнему виду она близка к правобережной крепости. Ограда из больших камней, кладкой в один ряд, закрывает северную и восточную стороны крепостного участка, тогда как с юга и запада естественную защиту создает крутой каменистый склон возвышенности. Около укрепления, у восточной его части, находится ряд погребений с остатками каменного навала и круглого в плане ограждения.

Кроме отмеченных крепостей, связанных с центральным укрепленным поселением, в гаварагетском районе отрыты другие крепости самостоятельного назначения. Среди них выделяется крепость с хорошо сохранившимся древним поселением.

Не считая все крепости района Гаварагета одновременно построенными, вполне возможно основную их часть датировать первой половиной первого тысячелетия и относить к племени Уэликухи.

Обращает на себя внимание этимологическое сходство морфемы Уэлику и термина Лики, учитывая еще, что некоторые авторы локализуют Лики между реками Раздан и Гаварагет, то есть по соседству с Уэликухи.

На Лики Сардури нападал в начале своего правления, на Уэликухи гораздо позднее. Если предположить, что Лики в ранних анналах является искаженной формой более позднего термина Уэликухи, то выше рассмотренная проблема локализации Лики находит свое решение.

Если также учесть большое количество поселений у Уэликухи, то можно решить и проблему локализации поселений Алишту и Иштикуни, тоже предложенных искать в этих краях. Может быть оба поселка входили в число поселений племени Уэликухи.

В таком случае, курганы южнее Раздана, если не имели отношения к поселку Киехуни, могли относиться к племени Адахуни, что освобождает Дзкнагетскую долину, а самих Адахуни делает племенем западного берега. В противном случае, для Адахуни остается только Дзкнагет, что делает их племенем северным.

Луэхухи и Тулиху. Племя Луэхухи, также Луэху, занимало ущелье реки Гехаркуник. Гехаркуник и река Кукудзор при слиянии образуют Гаварагет, впадающую в озеро. Следовательно, Луэхухи являлись непосредственными соседями Уэликухи, а может быть даже входили некогда в их состав, пока позднее не выделились в самостоятельное племя. Их главный, столичный поселок Тулиху, располагался за пределами гехаркуникского ущелья, у самого берега Севана.

Некто Циналиби, или Синалиби, был вождем Луэхухи, когда Сардури напал на его поселок в первый раз. Позже, Сардури напал на Тулиху вторично, и по завоеванию поселка, увел Циналиби, по прежнему остававшегося местным вождем, со всем его племенем куда то на чужбину. Клинообразная надпись Сардури, повествующая о завоевании Луэхухи, была обнаружена здесь же, на скале.

Остатки укрепленного поселения, опознанного как Тулиху, находятся на низменном берегу озера. Невысокий крепостной холм является наиболее крупной возвышенностью на ровном берегу озера, юго восточнее русла Гехаркуника.

Несмотря на то, что крепость плохо сохранилась, все же можно проследить с северо восточной ее стороны две линии ограждений, опоясывавших довольно широкие террасы, опускавшиеся к озеру. Обнаружены также участки стены, окружавшей площадку крепостного холма. Стены внешних ограждений сохранились в виде кладки в один ряд больших каменных глыб, стена же площадки холма представляет обычную для крепостей урартского времени кладку из двух рядов камней завалов между ними.

Луэрухи, также Луэруни, также Луэрунив, племя, ориентировочно локализуемое на юго западном берегу Севана. Луэрухи могли обитать в долине Цахкара, реки, впадающей в озеро юго западнее русла Гехаркуника. Но более вероятно, что данное племя занимало Аргичийскую долину, находящуюся восточнее долины Цахкарской.

Из работ по археологии Центрального Закавказья известно о курганах в долине реки Аргичи, с могилами туземных вождей в виде склепов, сложенных из громадных каменных глыб, и содержащих повозки с бычьими костяками. Вероятно в курганах погребены были вожди племени Луэрухи, а значит и само племя обитало в данной долине.

Это племя пережило вторжение Сардури, но завоевание его сына, Русы, окончилось для Луэрухи выселением в Биайну.

Аркукини, иначе Аркукиуни. Довольно крепкое удинское племя, наверно второе по значимости после Уэликухи. Основная часть Аркукини должно быть размещалась на юго востоке Севана, скорей всего в Карчахпюрской долине, потому что наскальная надпись с содержанием имени этого племени есть на востоке от устья реки Карчахпюр.

Имеется поблизости и большой курганный могильник, материал из которого принадлежит разным эпохам, но в основном датируется второй четвертью первого тысячелетия.

Главная крепость племени, оставшаяся в истории безымянной, громоздится на массиве, перерезающем низменное побережье, и представляет характерный образец сооружений урартского времени в Закавказье, но выделяется своими крупными размерами. Внизу под крепостью и была нанесена надпись царя Сардури, рассказывающая об его победе над Аркукини.

Другие анналы этого царя информируют нас, что Сардури завоевывал Аркукини два или три раза, что означает, что они находили силы и волю для проявления непокорности. И при Русе урартам пришлось разбираться с Аркукини снова, однако в этот раз, подобно тому, как покоренные тогда же, и уже нам знакомые, Адахуни, Луэрухи и Уэликухи подверглись депортации в Биайну, было вместе с ними депортировано и племя Аркукини. После этого, в урартской эпиграфике все четыре племени больше не встречаются.

Каманив, или Камнив, Куалбани, Луипруни, Териани, Ухуни, Эшума. Мелкие и незначительные племена, чье возникновение возможно произошло в результате либо распада выше рассмотренных более крупных племен, либо как выделение из них самостоятельных групп.

Каманив подвергались нападению Сардури дважды. Второе нападение закончилось выселением в чужие края. Тогда же в первый и последний раз нападению подверглись Куалбани, Луипруни, Териани, Ухуни и Эшума, также выселенные из севанского района.

Сомнительно, чтобы перечисленным шести племенам принадлежала бы территория восточного побережья, настолько малопригодна она для жизни. Там отсутствуют реки, и до сих пор на восточном побережье Севана не появилось относительно крупных населенных пунктов.

Напротив, в южно севанском районе осталось более десятка свободных долин, просто напрашивающихся на роль родины для любого из перечисленных племен. Это Мартуни и Варденис, а главное, Масрик, с его несколькими ущельями, это, уже упомянутый Цахкар, и другие долины.

Прежде чем перейти к западным племенам Центрального Закавказья, нужно отметить пару восточных племен, что жили за пределами севанского района, населяя северо восточный и юго восточный части южнокавказского этнического массива, и которых лишь задела урартская экспансия.

Уртехини. В названии этого племени нетрудно опознать античную Орхистену, тот самый Арцах армянских источников, соответствующий современному Нагорному Карабаху. Имя Уртехини присутствует в урартской эпиграфике единожды и связано с покорением Сардури Аркукини. Поскольку Аркукини, как мы помним, населяли юго восток Севана, а про Уртехини Сардури утверждает, что дошел до них после завоевания Аркукини, то весьма вероятно, что экспедиционный отряд урартского царя тогда перевалил Варденисский и Зангезурский хребты и проник в верховья реки Тертер, составляющих часть исторического Арцаха, но не задержался там.

Возможно, Уртехини было другим лезгинским племенным объединением, подобно удинскому Этиуни. Помимо Тертера, страна Уртехини охватывала Акер, Каркар и Хачен. Эти реки знакомы по археологическим памятникам, подтверждающим присутствие в их долинах и ущельях закавказской культуры.

Другим крупным объединением племен, задетым экспансией Сардури, было Куриани, тоже упомянутое в анналах Урарту только однажды. Считается, что имя этого племени, или племенного союза, в силу его весомости, перешло на название крупнейшей закавказской реки, Куры. В границах грузинского этнического ареала, Кура называлась Мтквари.

Археологические исследования бассейна реки Храми, включая ее притоки, Кцию и Машаверу, а также южные отроги Триалетского хребта, дали достаточно результатов для признания этого района частью центрально закавказского ареала. Данный район, не исключая по видимому и Алгетскую долину, и населяли Куриани.