Луша. Обитали в верховье Аракса. Участвовали в набеге на Биайну при Ишпуини. Завоеваны Луша были Аргишти. После этого, упоминаний о Луше нет. Возможно, одну половину этого племени Аргишти велел увезти в Биайну, а другая половина сумела бежать, и осела далеко на севере, где оставила после себя топоним Эрушети. Либо урарты пленили Лушу целиком и те исчезли бесследно, а этимология топонима Эрушети тут не при чем.

Катарза. Соседи Луши, и в отмеченном набеге участвовали вместе с ними. Аргишти дважды воевал с Катарзой, при чем второй поход был частью той экспедиции, куда входил и поход на Лушу. И как тогда в последний раз в анналах Урарту упомянуты были Луша, так и о Катарзе упоминаний больше не было. Но если по Луше у нас есть сомнения, связан ли с ними край Эрушети из верховья Мтквари, то Катарза с большей долей вероятности отождествляется с грузинской народностью кларджей и их краем Кларджети, в античной литературе известном как Холарзена, и расположенном в низовье Чорохи.

Похоже, Катарза, или те из них, что спаслись от Аргишти, нашли убежище в стране Диаухи, враждебной Урарту и оттого дружественной ее врагам, в частности Катарзе. При лишении государственности Диаухи, ее низовье досталось Кулхе, а при разгроме Кулхи, низовье Чорохи перешло под контроль царей Урарту, что однако не отразилось на судьбе Катарзы. Воевал с Катарзой и разорял их Аргишти, что случилось много лет тому назад на Араксе, а здесь, на Чорохи, они столкнулись с Сардури, кто личных счетов с Катарзой не имел, и видимо либо оставил тут их своими данниками, либо, на время его присутствия тут, они вообще попрятались в арсианских и других горах.

Регион этот, весьма отдаленный от Биайны, и в целом труднодоступный, изрезанный острыми скалами, оказался в числе таких урартских регионов, что так и не был освоен урартами, и где власть царей Биайны была слабой и недолгой. Ни здесь на Чорохи, ни на Мтквари, потому, масштабной депортации племен не происходило, как это имело место в случае с Араксом и Севаном, основательно освоенными урартами, предварительно депортировавшими оттуда аборигенное население.

Уитерухи, другие варианты, Уитирухи, Утерухи, Уитеру. Одно из сильных и крупных грузинских племен. С учетом того, что урартскому языку не был знаком звук о, и его, при употреблении иностранных терминов, заменяли звуком у, как например колхов урарты называли кулхами, высказывалось предположение об этимологическом родстве древнего грузинского топонима Одзрхе, иногда Одзрахе, что в верховье Мтквари, и этнического имени Уитерухи урартских анналов, или Отерохи, если ближе к оригиналу, с нарушением правил писания урартской клинописи.

Не исключается и родство с термином Аджара, Ачара, она же Аджария, края, соседствующего с Одзрхе. Может быть, Одзрахе и Аджара, это две транскрипции разных диалектов для одного и того же топонима, действительно связанного с племенем Уитерухи, и обозначавшего территорию ряда ущельев верхней Мтквари и Аджарскую долину. Но даже будь оно и так, следует, в таком случае, уточнить, что Уитерухи не являлись здесь исконными обитателями, но, подобно Катарзе, пришли в эти края с юга, под давлением урартов. С юга, это конкретно из все той же Араксской долины, где они соседствовали с Катарзой и Лушой, и с которыми вместе воевали против Ишпуини.

Уитерухи трижды терпели вторжения Аргишти. Этот царь в разное время захватывал их поселения, Амегу и Уриэиуни, и повторял здесь обычные деяния урартов на завоеванных территориях, как то, убийства и пленения, разграбления и разрушения, и все во имя их кровавого и проклятого бога Халди.

В анналах другого урартского царя, Сардури, также сообщается о трех походах на Уитерухи. Такое упорное сопротивление и непокорность этого племени, вынудили Сардури оставить на их земле царскую крепость с наместником, названную Ураиани, что в таких случаях означало инкорпорацию в административно территориальную систему Биайны.

Очевидно, с этого времени и начался исход Уитерухи на север, если конечно принять сомнительную гипотезу об Аджаре и Одзрахе. Обратив внимание на то, какое количество людей племени было убито и угнано в рабство Аргишти и Сардури, легче согласиться с версией постепенного, но полного вымирания Уитерухи, аналогично тому, как уничтожено было урартами большинство других грузинских племен.

Главная проблема с Уитерухи заключается в неимении археологических доводов относительно точного места их обитания, и особенно обнаружения их поселений, Амегу и Уриэиуни. Предположим, Амегу был стерт с лица земли, но Уриэиуни определенно стал урартской крепостью, ведь упомянутая урартская крепость Ураиани, куда посадили царского наместника, без сомнений является искаженным названием старого туземного поселка Уриэиуни, о чем повествует и сам Сардури, сообщающий о возведении в поселке крепости.

Какие то руины от нее должны были уцелеть, но в верховье Аракса пока что таковые не найдены. Найдены там, от урартского времени, несколько разбросанных на большом расстоянии друг от друга каменных обломков с неполными текстами царей Биайны, что дает слабую надежду предполагать, что в девятом и восьмом веках в верхнем течении Аракса жило несколько племен. Но окончательно определить, имелись ли тут крупные поселения грузин, а тем более крепости урартов, историкам пока кажется не удается.

В качестве альтернативы, попробую предположить, что Уитерухи, Катарза и Луша занимали участок не в верховье Аракса, но по среднему участку долины, до южных отрогов Зангезура. Здесь изучены древние погребения, где находили каменные булавы и наконечники стрел, кинжалы, шила и булавки из бронзы, керамическую посуду. В другом месте района раскопали кромлехи, содержавшие глиняные расписные статуэтки. Определенно, этот район населяло одно или два южнокавказских племени, кем и могли быть Уитерухи, Катарза и Луша.

Эрикуахи, и другие варианты, Ирекуахи, Иркуахе, Ирекуа. Насчет этого племени сложности с локализацией нет. О нем достоверно известно, что занимало оно Араратскую равнину. Данный край в древности славился как плодороднейшая местность Передней Азии, что обрекало его хозяев на участь стать объектом агрессии и оккупации. И действительно, первыми из всех центрально закавказских племен, чьи земли испытали нашествие урартского войска, оказались именно Эрикуахи.

Менуа захватил столичный поселок племени уже в начале века, а местное население, как он сообщает в своих анналах, частью умертвил, частью увел. Поселок назывался Лухиуни и располагался у подножья горы Арарат. Величественной крепостью называет Менуа перестроенный им бывший Лухиуни, переименованный теперь в Менуахинили.

Сделаны археологические обследования остатков большого поселения, где проведенные работы открыли остатки зданий, значительно перестроенных в средневековый период, когда на этом месте находился армянский город, и пяти крепостей, защищавших это поселение с юга и запада.

Керамический материал из раскопок оказался очень близким к материалу из закавказских могильников. Все клинообразные надписи, известные в окрестностях Лухиуни Менуахинили, были открыты до раскопок. Надпись, объявляющая о возведении храма богу Халди и строительстве крепости Менуахинили, была найдена в пяти километрах от самой крепости. Тут ясно, что обломок с этой надписью был перенесен туда позднее, а изначально надпись находилась в Менуахинили.

Одна надпись на камне от строения найдена близ древнего поселения, где раскопками была открыта группа зданий. В надписи рассказывается о взятии города Лухиуни, а также об урартских строительных работах.

Большая наскальная надпись была открыта в горном ущелье поблизости от Арарата, где находились две небольшие крепости. Надпись содержит сведения о покорении племени Эрикуахи и поселка Лухиуни.

Эрикуахи, уничтоженные Менуа, раньше остальных сошли с исторической сцены, оставив по себе только гидроним Аракс. Так что, предположительно, свое название эта река, которая в армянской традиции передается как Ерасх, что имеет больше близости к своему исконному имени, получила от Эрикуахи.

Племя Улуани и поселок Дарани. В урартской эпиграфике встречаются только однажды, в связи с завоеванием их Аргишти. Трудно сказать, Дарани это отдельное поселение, или это главное поселение племени Улуани, но определить место обитания Улуани и место расположения Дарани, легко. Поселок располагался в ущелье реки Гетар, левого притока Раздана. Улуани обитали на том участке Разданской долины, что охватывал пространство между Араратской равниной и бассейном Севана. Возможно Улуани, если Дарани принадлежал им, занимали и Гетарское ущелье.

На окраине ущелья имеется клинообразная надпись Аргишти, вырезанная на громадном камне неправильной формы. Рядом находится холм с развалинами древней крепости и обширным поселением вокруг нее. В надписи рассказывается о походе в Этиуни, и о захвате Улуани и Дарани. Эта древняя крепость и есть поселок Дарани, упоминаемый в надписи. Сама крепость по характеру кладки и своему плану очень близка к известным урартским укреплениям и была сооружена в восьмом веке. Но она продолжала служить местом поселения и значительно позднее, о чем свидетельствуют результаты раскопок, а также подъемный материал. Раскопки доказали, что и в более древний, доурартский период, на месте крепости существовало поселение.

Абилианехи, Хуша, Аза, Гиарниани, Апуни, Гулутахи, Иштелуани, Кадиаини. Точному обнаружению данные мелкие племена не подлежат, и более того, не про всех из них еще с уверенностью можно заявить, что они были южнокавказскими, а не располагались где то вообще за пределами Центрального Закавказья. Так что, в их случае придется гадать.

Абилианехи, также Абилианихи. Абилианехи пережили одно урартское нападение при Аргишти. При Сардури, войско Биайны нападало на Абилианехи три раза. Судя по анналам Сардури, Абилианехи имели несколько укрепленных поселений, сожженных теперь урартским царем. В другой раз, после еще одного разорения, вождь племени, некто Мурини, вымолил у Сардури пощады. Урартский царь проявил редкое для той эпохи и тех краев милосердие, оставив Мурини и его народ данниками Биайны.

Был еще один, четвертый поход Сардури на Абилианехи, подробности о котором, правда, не сообщаются. Вероятно, какой то новый вождь, возглавивший племя после Мурини, перестал платить дань. Неизвестно, выселял ли в итоге Сардури Абилианехи, но достоверно известно, что их имя исчезает с исторической сцены.

У нас есть Абаранская долина, относящаяся к западному крылу, и о которой, с другой стороны, молчат востоковеды, изучавшие урартскую тему, как о местности, куда также могла бы распространиться завоевательная активность царей Биайны. Причина конечно же в том, что урартских надписей здесь до сих пор не обнаруживали, что однако еще не повод отвергать версию, согласно которой, те из племен, кому не находим места обитания в других краях, могли бы обитать в долине Абарана. И Абилианехи, с их этнонимом, чья морфема Абилиане близка к гидрониму Абаран, как нельзя подходят на роль обитателей Абаранской долины. Там, ближе к Араратской равнине, уже с эпохи медного века существовало несколько поселений.

Хуша, также Хушани, также Хушалхи. Другим абаранским племенем могли быть Хуша. В анналах Сардури сообщается имя вождя этого племени, Хахани, которого, вместе со всем его народом, Сардури переселил в Биайну. Тогда же урартский царь совершил поход на Абилианехи, что предполагает соседство Абилианехи и Хуши.

Аза. Это племя, видимо совсем маленькое, возможно даже что возникшее как ответвление от Эрикуахи после их разгрома, жили в Араратской равнине, по левый берег Аракса. Аргишти упоминает их в связи с проведением канала из реки Аракс.

Гиарниани. С именем этого племени связывают топоним Гарни, где сохранились руины знаменитого древнего языческого храма. Расположен Гарни в верховьях бассейна реки Азат. Видимо Гиарниани занимали долину этой реки. Аргишти, напавший на них, называет их землю вражескими горами, страной правителя, то есть вождя, Силу.

Сложнее с Апуни, Гулутахи, Иштелуани, Кадиаини. Апуни в анналах Аргишти фигурирует в связке походов этого царя на Эриахи и Уитерухи, а в анналах Сардури в связи с Абилианехи. Есть мнение, что Апуни жили в верховье Аракса. Иго Аргишти они очевидно сбросили, так как при Сардури урарты нападали на них снова.

Гулутахи всего раз упоминаются в анналах Аргишти. Он завоевал их одновременно с Апуни. Кадиаини и Иштелуани также однажды указаны в урартской эпиграфике, только уже в анналах Сардури, и что любопытно, также одновременно с другим походом на Апуни. Так что, Гулутахи, Кадиаини и Иштелуани могли обитать в бассейне реки Карс, точнее, в небольших ущельях его верхних притоков. Это недалеко от долины Аракса, где, предположительно и находились Апуни, раз я решил, что перечисленные три племени жили рядом с Апуни.

Эриахи, Ишкигулу и Ирданиуни. На одном из холмов в долине реки Ахурян сохранились остатки построек средневекового замка армянских князей. Неподалеку на скале вырезана урартская надпись, оповещающая о завоевании царем Аргишти племени Эриахи и поселка Ирданиуни. Также в надписи упомянуты Ишкигулу, хотя по тексту не совсем ясно, было ли тогда покорено и это племя. Предположительно, феодальный замок располагался на месте крепости урартского периода, чьи камни были использованы для его строительства. Это похоже и было укрепленное поселение Ирданиуни, принадлежавшее Эриахи.

Ишкигулу, или Ишкугулу, занимая территорию в глубине грузинского ареала, показаны в урартских анналах племенем, помогавшим Биайне в покорении маннеев, что удивительно, ибо Манна, как известно, находилась далеко на берегах озера Урмия, и делить протогрузинам с маннеями, отделенными от них удино лезгинским ареалом, было попросту нечего.

Тем не менее, одна из табличек клинописного архива урартской столицы гласит, что вождь Ишкигулу по имени Сагаштара, или по другой версии, Шага, отправился в Манну сменить там местного областеначальника на службе урартскому царю. При чем царь этот, это второй Руса сын второго Аргишти, что правил с середины восьмидесятых по сороковые годы седьмого века. Именно ко времени его правления относится данная табличка, и именно при нем Урарту переживала свой серебряный век, выйдя из затяжного кризиса, случившегося на рубеже восьмого и седьмого веков.

Когда большинство прагрузинских племен, подвергнувшись депортации и ассимиляции урартами, давно сошли с исторической арены, а меньшинство прозябало в ряде глухих ущельях Закавказья, свободное существование племени Ишкигулу, наличие у него вождя, и его служение урартской монархии, может иметь лишь одно объяснение, Ишкигулу были ренегатами.

По всей видимости, Ишкигулу еще при первом Аргишти переметнулись на сторону Биайны, и вполне возможно, помогали урартам колонизировать Центральное Закавказье, и выражаясь проще, выбили себе этим право на проживание здесь и на сохранение определенной автономии, на что указывает наличие у них вождя. Не исключено, что закреплено их отступничество было переходом на служение богу Халди, с принесением регулярных жертвоприношений его идолу.

Неясно, что стало с ними впоследствии. Несмотря на антипатию, вызываемую их предательством, они представляют определенный интерес, ведь Ишкигулу скорей всего оставались единственным грузиноязычным островком внутри урартского царства.

Эриахи, самое крепкое и выносливое, живучее и подвижное из древнегрузинских племен. Кроме того, Эриахи в глазах урартов являлись богатым племенем, поскольку под богатством в данном случае понималось количество рогатого скота, а его у Эриахи водилось бесчисленное множество. Почти каждый поход на это племя завершался угоном оттуда тысяч и десятков тысяч коров и овец, что для урартов, чьим основным рационом была животная пища, считалось большой удачей. Или вот, к примеру, одна реляция Сардури гласит, что в очередном набеге на Эриахи, он добрался до пятидесяти потаенных складов, принадлежавших не одному поколению вождей племени, куда и где они годами свозили и хранили свое богатство, теперь попавшее в загребущие руки поклонников ненасытного Халди.

В общей сложности, на протяжении десятилетий Эриахи испытали на себе с десяток урартских нападений, в разы больше любого другого закавказского племени. А за пределами Закавказья сравниться с ними могут разве что лишь маннеи, чья страна также пережила множество вторжений из Биайны.

Впервые на Эриахи пошел Менуа. Два похода совершил Аргишти. И пять или более походов было совершено Сардури. Судя по его анналам, присоединение земли Эриахи в состав Урарту являлось одной из его главных задач. От этого царя, соответственно, Эриахи пострадали наибольшим образом, и именно при нем их истощенные уцелевшие остатки, мигрировали на восток. Предположительно, разные группы перешли пограничные горы Кечута, Базума и Памбака, и осели сперва в ущельях рек Дзорагета и Памбака, где уже имелись, как известно по раскопкам периода бронзы, удинские поселения.

Но и здесь Биайна не оставила в покое Эриахи, и в анналах Русы, царя, при ком Биайна окончила колонизацию Центрального Закавказья, Эриахи, уже под именем Эриаини, фигурируют в перечне различных покоренных и переселенных племен, в основном удинских.

Если помнить, что пару веков спустя, Эриахи станут обитать на Алазанской равнине и сыграют важнейшую роль в этногенезе древних грузин, то надо признать, что Эриахи смогли перенести и этот последний удар урартов. Вероятно, Эриаини не были изловлены воинами Русы полностью, и новая миграция этого племени, или вернее того, что от него осталось, могла вывести их в долину Дебеда. Отсюда они, еще позднее, перейдя Куру и пройдя Ширакскую степь, прибыли в страну виноградной лозы, плодородную равнину Алазани, лежащую у подножья могучих гор Большого Кавказа.

В этих краях, в первую очередь в долине реки Алазани, а также в долине ее левого притока, Белокана, археологи находили могильные погребения бронзового века, с разнообразным оружием, мечами, кинжалами, топорами. Мало того, район Белокана вообще считается одним из меднорудных очагов Закавказья. Это все часть Кобанской культуры. Здесь, следовательно, задолго до вторжения грузинских Эриахи, обитало одно или несколько племен из аварской, даргинской, или лакской групп. Миром ли, или силой, но Эриахи объединились с ними. Либо, что тоже не исключено, вытеснили их в горы, к их кобанским соплеменникам.

Аштухини и Ахуриани. Название последнего поселка, захваченного Аргишти, связывают с названием реки Ахурян. Поселок Ахуриани располагался наверно в низовье реки, ближе к месту впадения в Аракс. Вообще, в долине Ахуряна археологами было исследовано несколько древних поселений, где, в частности, находили каменные формы для отливки секир. Вероятнее всего, целая долина, с ее поселениями, принадлежала племени Эриахи, в том числе и сам поселок Ахуриани.

Поселок Аштухини присутствует в одном тексте с Ахуриани и был захвачен одновременно с ним. По замечанию Аргишти, он ограбил все зернохранилище поселения. Аштухини, к слову, располагался не в Ахурянской долине, но в соседней долине реки Карс, где до сих пор сохранилось селение Астахана. Этимологическая связь между обоими названиями, Астахана и Аштухини, очевидна.

Руишиани. Раз коснулся Карсской долины, то в нижнем или среднем течении реки могло обитать племя Руишиани. Здесь были раскопаны курганы, и присутствие здесь какого то племени, несомненно. По соседству на севере зажато в скалах крупное озеро Чрдили, родина племени Игани. Поскольку Сардури называет в своем завоевательном походе вождя Руишиани, по имени Рашуни, вместе с Диуцини, вождем Игани, следует делать вывод о близком соседстве обоих племен.

Мною уже высказывалось предположение относительно этимологической связи топонима Эрушети и Луша. В качестве другой версии можно рассматривать Руишиани, чья морфема Руишиа не менее ближе к морфеме Эруши, чем этноним Луша. Если эта версия верная, то события надо рассматривать так. Те из Руишиани, что спаслись от Сардури, могли затем, пройдя Чрдили, обосноваться в горном нагромождении на северо западе от озера, и впоследствии известном как Эрушети.

К слову, в Луша некоторые специалисты видят этноним лазов, но кажется это ошибочная версия.

Игани, Макалтуни и Ухимэашу. Игани входит в число крупных грузинских племен. Если верно понимать анналы Сардури, Игани владели десятками мелких укрепленных крепостей в бассейне озера Чрдили. Более крупным пунктом и столицей района был Макалтуни. В составе Игани обитало небольшое автономное племя Ухимэашу.

При завоевании Ухимэашу, Сардури был взят и Макалтуни, откуда урартами были уведены в плен местные жители. Информирует об этом надпись, найденная на берегу. Других следов пребывания урартов конкретно в чрдильском районе, не находили. Как впрочем не находили до сих пор и остатков поселений или могильников центрально закавказской принадлежности.

С потерей Макалтуни, Игани однако продолжалb жить независимо от Биайны. И даже после победы над упомянутым вождем Диуцини, Сардури несколько лет спустя пришлось идти войной на нового вождя Игани, по имени Капурини. Это завоевание Игани уже не пережили, так как урартский царь сжег и разрушил все их укрепления и жилища, а само племя увел в Биайну.

Кулиаини и Дурубани. Прежде чем перейти к последнему, самому северному грузинскому племени, нужно рассмотреть еще одно племя в глубине грузинского ареала, Кулиаини. Это племя проживало у подножья горы Арагац. На северном склоне горы остались развалины их главной крепости, Дурубани.

Археологами на Арагаце обнаружено также большое число циклопических крепостей, раскопаны могильники, найдены даже остатки системы водоканалов. В ущелье протекающей рядом реки Амберд есть руины крепостей урартского периода. Западный склон Арагаца весьма богат обсидианом, который еще с первобытных времен использовался для орудий труда, различные примитивные образцы которых находили в этом месте. Кроме того, склоны горы сохранили петроглифы, изображающие солярные знаки, и каменные изваяния гигантских рыб, хранителей вод.

Вообщем, Арагац в древности был относительно густонаселенным районом, достаточно обустроенным и обжитым, чтобы предположить наличие в этом районе не одного, но нескольких племен. И поэтому, тех из племен, о ком у нас нет достаточной уверенности насчет их локализации, в силу нехватки археологической базы, например Уитерухи, или Катарза, и различных, рассмотренных немного выше мелких племен, можно гипотетически поместить в район Арагаца.

Но пока что лишь о Кулиаини удается сказать с уверенностью, что они населяли подножье этой горы. На ее северо западном склоне была обнаружена клинообразная надпись, рассказывающая о походе царя Аргишти на племя Кулиаини и захвате поселка Дурубани.

Хотелось бы отметить еще один момент. Припоминая об особенности урартской фонетики, в которой отсутствует звук о, можно предположить, что более поздний грузинский топоним Кола, произошел от морфемы Кулиа в названии Кулиаини. Кола однако располагалась не возле горы Арагац, но значительно западнее, в самом истоке Мтквари. Опять же, как в случае с Руишиани, тут могла произойти миграция, бегство какой то уцелевшей группы племени. И уже затем, на новом месте, где они осели, их имя послужило в качестве названия самой местности, их новой родины у истоков Мтквари. И тут перехожу к верховью Мтквари и грузинскому племени, что его населяло.

Забахае, или Забаха. Во второй половине восьмидесятых годов восьмого века, когда Аргишти воевал с Диаухи, в анналах, описывающих его войну с этим царством, упомянуто и племя Забаха, завоеванное тогда урартами. В том же источнике, Аргишти заявляет, что пощадил племя Игани. Игани и тем более Диаухи обнаруживались довольно четко, что облегчало поиск места обитания Забахи. Это скорей всего было пространство между Чорохским бассейном, где располагалась Диаухи, и Чрдильским озером, родиной Игани. Пространство это и есть верховье реки Мтквари.

Существование позднее в данной местности народности джавахов и их края Джавахети, еще более весомый аргумент в пользу локализации Забахи в верховье Мтквари, и идентификации их с поздними джавахами. В урартской фонетике нет звуков дж и в, поэтому, вполне естественно, что оригинальное Джаваха урартская клинопись передала в наиболее допустимой для нее форме, где дж и в заменили на з и б, соответственно.

Забаха вероятно являлись союзниками Диаухи, по какой причине и подверглись урартскоому вторжению в ходе той войны. Но особого интереса их край для Биайны похоже не представлял, так как последующие цари никогда больше не вспоминали в своих анналах о Забахе.

Интересно, что тогда же отмечено было и племя Сиримутара, с поселком Узинабитарна. Определить их точное местопребывание невозможно, но я не исключаю, что Сиримутара, подобно Игани, находились на берегу одного из тамошних озер, например Хозапина, чей гидроним стоит сопоставить с названием их поселка, Узинабитарна.

Однако археология пока что не предоставляет материалов по озерам Чрдили и Хозапина на рассматриваемый период поздней бронзы и времени освоения железа. Тоже самое можно сказать о верховье Мтквари.

Забаха изначально населяли своеобразный медвежий уголь Центрально Закавказской археологической культуры, обширную глухомань от истоков Мтквари до гор Триалети, то есть верховье мткварского бассейна, где таится немало глубоких ущелий. Царей Биайны не особо привлекал данный район, и если уцелевшие группы того или иного грузинского племени находили возможность спастись из под урартского катка, то мигрировали они сюда, к близким и родственным Забаха, чьи вожди не противились прибытию других племен грузин. В конечном итоге, эти мелкие группы вливались в Забаху, подобно тому, как остатки колен Израиля растворились в колене Иуды.

Исключение составили только два племени, Эриахи и Катарза. Первые ушли в восточном направлении, а вторые, по непонятным причинам не задержавшись в Забахе, и перейдя Арсианский хребет, обосновались в Чорохском бассейне, у Диаухи.

Таким образом, к седьмому веку, от прагрузинского этноса осталось четыре отдельных друг от друга племени. Одно, Ишкигулу, жили в царстве Биайны, среди урартов, где они в итоге и потерялись. Второе, Эриахи, на востоке, в окружении дагестанских этносов, будущих создателей Кавказской Албании. Третье, Катарза, в стране Диаухи, среди хурритов. И наконец обособленная Забаха.

Впрочем, нельзя утверждать, будто урартская экспансия разбила единый грузинский этнос, поскольку никакого политического единства среди грузинских племен не существовало, чему лучшим подтверждением служит факт их разрозненности во время самого процесса экспансии. В лучшем случае собирался альянс из двух или трех соседствующих племен, но всеобщей коалиции для отпора Биайне, так и не было создано. Не говоря уже о более масштабной коалиции всех югокавказцев.

Можно предполагать, что не будь Центрально Закавказская общность уничтожена в восьмом веке урартами, она выросла бы в следующем столетии в одно удино грузинское, или в два отдельных государства. Но это уже не имеет никакого значения. Важно тут лишь указать на политическую разобщенность племен Центрального Закавказья, при всем их этно культурном единстве.