vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1880-1900/Gan_K_F/text2.htm
Что хевсуры, главным образом, происходят от грузин, на это, кроме внешности и языка их, указывает предание, распространенное в народе, что какой-то крестьянин из Кахетии был их родоначальником (см. газ. “Кавказ” 1851 г., “Очерки Хевсурии” А. Зиссермана).
“Первым родоначальником своим они признают некоего Гуданели. Он был крестьянином какого-то кахетинского помещика и жил в сел. Магаро, близ Сигнаха. Неизвестным преступлением он возбудил против себя гнев помещика и, желая избегнуть наказания, скрылся в пшавское село Аншо. Здесь родился у него сын, который, любя охоту, однажды отправился в горы, где убил неизвестное животное, такое жирное, что оно зародило в старике Гуданели предположение о плодородности места, в котором обитало это животное; а чтобы вернее убедиться в этом, он отправил туда с сыном своим горсть пшеницы в маленьком кошельке для посева, а после собрал целую гуду (сума из звериной кожи). От этого и место это названо Гудани, а переселенцы — Гуданели.
Здесь родились у Гуданели два сына — Араба и Чинчари, от которых произошли 320 домов Арабули и 210 Чинчараули, все они составляют до 25 деревень и считают главой своего населения сел. Гудани, на берегу Арагвы, известное своим большим капищем Гуданис-джвари (гуданский крест), весьма ими уважаемый. В числе народов, переселившихся после в Хевсурию, считают еще и кистин, осетин, мтиульцев и даже евреев. Рассказывают, что однажды царица Тамара, посетив Хевсурию, привезла с собой одного еврея; заболев, он остался здесь, а после женился, и от него произошла целая деревня Бисо”.
Таким образом, м. Гудани считается, так сказать, родиной хевсур и святилище этой деревни, Гуданис-джвари или Хати, старейшим во всей Хевсурии. По преданию, у Гуданели родились два сына — Чанчира и Араба, они же родоначальники семейств Чинчараули и Арабули. Из этого можно вывести заключение, что преданием хотели показать тесную связь между Шатилом, где живут Чанчараули, и деревнею Гудани. А, кроме того, имя “Араба” указывает, по моему мнению, на семитическое происхождение. Весьма вероятно, что таким образом среди хевсур поселились также и евреи и смешались с ними, как и с другими грузинами. Предание опять служит подтверждением этого предположения, ибо оно рассказывает, что царица Тамара привезла с собой какого-то знатного еврея, который там же остался.
Едва ли придется сомневаться в том, что раз один преступник, как тот кахетинский крестьянин, нашел себе в Хевсурии убежище и даже приобрел себе некоторое благосостояние, то и другие преступники старались бегством спастись туда же. Таким образом, тут, как и в других труднодоступных местностях Кавказа, образовалась, может быть, целая колония преступников и бродяг из окрестных стран. А раз они попали сюда, то уже простое чувство самосохранения заставило их сплотиться в одно целое. К ним присоединились другие, ищущие спасения уже не от карающей руки правосудия, но от кровомщения. Вследствие этого получается смешение самых различных элементов и едва ли возможно будет указать на чисто хевсурский тип.
Больше всего такое смешение крови обнаруживается у шатилыдев, где чуть ли не каждое лицо имеет особенный тип; более общий тип можно заметить в Гуданах и Хахматах. Тут у большинства лицо весьма грубое, большое и четырехугольное с крупным носом. Фигура довольно худая, рост выше среднего, даже большой, плечи широкие, грудь плоская, руки и ступни замечательно неуклюжие и большие, ноги кривые. Цвет кожи смугло-красноватый, глаза карие и маловыразительные, волосы большею частью черные, коротко остриженные (иногда с пейсами), усы рыжие.
У женщин черты лица, в общем, очень грубы; в отличие от пшавок, среди которых не редко попадаются блондинки, хевсурки брюнетки, рано стареют и тогда становятся весьма некрасивыми. Хевсур обыкновенно очень спокойного и флегматического характера, но под влиянием возбуждающих напитков может обратиться в лютого зверя, которого ничем не укротишь. Сильно его также возбуждает обязанность мстить за убийство и обиду родных. К счастью, кровомщение все больше и больше выходит из употребления, так как кровомстители привлекаются судом к строгой ответственности. Но все-таки и до сих пор бывают отдельные случаи. Незадолго до нашего приезда, напр., пятнадцатилетний мальчик коварно убил одного чапара. Боясь законной кары за кровомщение, взрослые уговорили на этот поступок юношу, уверяя, что с него, как несовершеннолетнего не взыщут.
Говорят хевсуры на старинном грузинском языке, в котором не имеется многих слов теперешнего грузинского языка. Замечается также некоторая разница в выговоре и ударении. Многие слова, в особенности у северных хевсур, позаимствованы с чеченского языка. Во всяком случае, грузины и хевсуры прекрасно понимают друг друга.
vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1880-1900/Markov_E/text23.htm
Мы еще раз проехали насквозь все Кулаши, еще раз налюбовались благосостоянием его крестьянского хозяйства, его бесчисленными дворянскими усадьбами и сплошными зелеными садами, в которых он утопает. С удивлением увидел я, что половина Кулашей заселена евреями. Это тоже бывшие крепостные Микеладзе, поселившиеся в Грузии с незапамятных времен. Кулашские евреи говорят по-грузински и не знают более никакого языка. Но они сохранили в строгой чистоте свою древнюю религию, свой племенной тип и свою племенную склонность к торговле. Через них Кулаши превратились в постоянный базар. Лавочки на каждом шагу, со всем, что только хочешь. Черные пейсики толпятся на площади вокруг своей синагоги, словно где-нибудь в Бердичеве.
Вообще Закавказье переполнено евреями. Есть сильные исторические поводы думать, что само происхождение иберийцев, Иберии, имеет тесную связь с потомками Евера или Ебера. Имер, по мнению многих ученых, только видоизменение имени Ибер. Несомненно, что тип грузина глубоко проникнут чертами еврея и что иногда эти два типа трудно различить. В языке грузинском, особенно же в названиях местностей, также много еврейских звуков. По сказаниям древних историков, в прежние века грузинское и армянское Закавказье было еще сильнее заселено евреями.
И теперь еврейские общины встречаются в таких глухих местностях, как дикая Сванетия, Дагестан и проч. Имеретия особенно обильна евреями. Разрушение Иерусалима Титом тут однако ни причем, потому что евреи уже жили в Закавказье за многие века до Рождества Христова, даже до пленения Вавилонского и Кирова освобождения.
vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1860-1880/Stojanov_A_I/text5.htm
Лахамульцы самые сметливые изо всех сванет. Сванеты считают их жидами. Многие из них действительно, носят ветхозаветные имена, но было бы слишком смело утверждать, что они по своему типу потомки Израиля. Правда, они резко отличаются от всех сванет своим промышленным духом и даже некоторого рода торгашеством, чем характеризуется Еврейское племя, но вместе с тем они по справедливости считаются первыми храбрецами во всей Сванетии, что совсем не в духе иудейском: евреи, ассимилировавшиеся в Грузии и Имеретии, говорящие по-грузински, носящие огромнейшие кинжалы и сохранившие только свой тип, тем не менее сохранили эту основную черту своего племени и отличаются замечательною трусостью.
Мне кажется, что и наклонность лахамульцев к промышленным занятиям и их храбрость могут быть объяснены гораздо проще. Они жители окраины: они постоянно враждовали с мингрельцами и всегда должны были быть настороже. Все предметы культуры проникали в Сванетию, по всей вероятности, по этому пути, так как ущелье Ингура — единственный путь, проходимый и летом и зимою. Сванеты, почитая их, как я уже сказал, жидами (хотя они издавна такие же христиане, как и другие сванеты, и имеют свои церкви), гнушались ими: ни один сванет не решится и до сих пор взять за себя лахамульку, хотя лахамульские девушки почти все замечательные красавицы. Даже мой свободно мыслящий Амаис горько сожалел об этом обычае, так как ему приглянулась красивая и богатая лахамулька.
Прежде ни один сванет не сел бы с лахамульцем за один стол, так как считал их всех нечистыми. Теперь это уже прошло и лахамульцы преспокойно едят и пьют вместе со всеми. Такого рода отношения, конечно, могут дать полное право заключить, что лахамульцы некогда исповедывали иудейскую веру. Откуда они явились сюда — решит будущий более счастливый и более умелый исследователь сванетской старины. Думаю, что очень смело предположение некоторых, утверждающих, будто лахамульцы, как и все сванеты, египетские колонисты, заселенные здесь еще Сезострисом В. (и следовательно лахамульцы — египетские евреи).
Также точно, я думаю, гипотетично и то предположение, что лахамульцы — остатки евреев, перешедших в закавказские края после рассеяния по всему лицу земному. Гораздо проще предположить, что иудейская вера проникла сюда вследствие пропаганды, действовавшей на весь передовой азиатский мир подобно тому как проникла она к хозарам и другим турецко-татарским племенам. Утверждают, что следы еврейства сохранились и до сих пор в Абхазии и что в некоторых местах Абхазии еврейский язык был некогда языком письменности. (Г. Радде (р. 119) говорит о каких-то обычаях лахамульцев, несходных с обычаями других сванет и указывающих будто бы на их еврейское происхождение, но самых обычаев не приводит.)