Форум историка-любителя

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Этнодемографические процессы в Грузии до присоединения к России.


Этнодемографические процессы в Грузии до присоединения к России.

Сообщений 1 страница 30 из 46

1

Этническая карта каждого региона может меняться из-за различных событий: войн, эпидемий, иммиграции и других. Данная тема будет посвящена процессам переселения населения и заселения им опустевших территорий Грузии до присоединения к России. Пример из книги Карапетян С., «Джавахк», книга 9, Ереван, НАН РА, 2006г. :
"Численность грузинского населения в регионе значительно увеличилась в период конца XII начала XIII веков, особенно в дни правления царей Деметри II (1271-1289гг.) и Давида VI (1293-1311 гг.), когда Грузия стала жертвой разрушительных монголо-татарских нашествий, постоянно следующих друг за другом: «здесь разрушения уже пять лет... Был такой голод, что трупы поедались без различий. Площади и улицы, дороги и поля, города и села были полны мертвых. Грудные дети все еще сосали грудь мертвых матерей. Большая часть населения Картли уходили в Самцхе - страну Бекай, где можно было купить хлеб» (7)."

"Очередной этап притока грузинского населения в Джавахк, вопреки установленному обстоятельству турецкого господства в регионе, произошел в первой половине XVIII века. Грузины, плененные в результате продолжительных нашествий Ахалцихских пашей из различных районов Грузии и переселенные в границы пашалыка (административная единица), в том числе и в Джавахке, по свидетельству Вахушти Багратиони сразу принимали мусульманство: «С 1705 года от рождества Христова и с 393 года грузинского летоисчисления пришел Аслан паша и осел в Ахалцихе... строились села и поселки, так как в это время на тех землях господствовал мир. Согнанные из Картлии и из Сомхити поселялись здесь, более того, в Джавахетии в основном плененные имеретинцы и преумножались и принимали мусульманство, так как кроме уплаты налогов, крестьяне не несли иных потерь» (8). "

"Новый поток эмиграции из вступившего в очередной этап политической нестабильности Картли начался с 1724 года, когда страна превратилась в сцену действий для набегов турецких и северокавказских племен: «А Исак паша после смерти Есеи был назначен правителем и властелином всей Грузии, то есть Самцхе-Саатабаго, всей Имерети, Картли, Лоре-Казах-Шамшадилои и Кахети. А поскольку Картли находилась в бедственном положении, Джавахетия и Самцхе были заселены и застроены прибывшими оттуда» (9). Иногда в незначительном количестве происходил также отток населения, так в 1801 году в Картли переместилась небольшая группа грузин (17 домов), нашедшая приют в Джавахке вследствие более раннего нашествия лезгин (10). "
7. Грузинское летописание (1207-1318), перевод с древнего грузинского, предисловие и комментарии П. Мурадяна, Ереван, 1971, стр. 174-175.
8. ქართლის ცხოვრება, IV, ს. ყაუხჩიშვილის რედაქციით, თბილისი 1973г., стр. 736, Вахушти Багратиони, История Царства Грузинского, перевел, снабдил предисловием, словарями и указателем Накашидзе Н., Тбилиси, 1976г., стр. 216.
9. ქართლის ცხოვრება, IV , указ. труд, стр. 738. Вахушти Багратиони, указ. труд, стр. 217.
"Еще в конце XVI века присутствие разных турецких племенных элементов в Джавахке было малочисленным. Например, в 1595 г. ни в одной из населенных пунктов Джавахка не упоминаются жители турецкой национальности, за исключением села Хертвис, где турками были только помещики. Установление турецкого господства становится стимулом для проникновения турецкого элемента в край, а в результате насильственной мусульманизации значительного количества местного населения в XVIII веке, численность последних резко увеличивается. "

+1

2

Есть-ли подобные сведения про другие регионы Грузии? В сети нашёл только про миграции осетин в Картли и армян - в Кахети. Интересуют внутригрузинские переселения при нашествиях арабов, монголов, Османов и т.д., а также политика царей Грузии по заселению опустевших земель.

0

3

Hajimurad написал(а):

Есть-ли подобные сведения про другие регионы Грузии? В сети нашёл только про миграции осетин в Картли и армян - в Кахети. Интересуют внутригрузинские переселения при нашествиях арабов, монголов, Османов и т.д., а также политика царей Грузии по заселению опустевших земель.

Добрый вечер. Никогда специально не интересовался, не изучал данную тему. Надо поискать, если что-нибудь найду, то поделюсь.

0

4

Из книги Роланда Топчишвили  Осетины в Грузии: миф и реальность:
С XV в. начинается поселение осетин в грузинской провинции Двалети, расположенной на севере главного Кавказского хребта. В основном, этот процесс осуществился на протяжении XVI в., а в XVII в. в Двалети заканчивается ассимиляция осетинами местной грузинской этнографической группы - двалов.
Следует отметить, что до поселения осетин в Двалети, по причине засилия осетин, значительная часть двалов  мигрировала в различные уголки Грузии (Шида Картли, Квемо Картли, Имерети, Рача).
Оставшаяся на месте часть двалов, оказавшись в этническо-языковой среде осетин, вследствие группового поселения и быстрого размножения последних была ассимилирована.

+1

5

"Летопись Картли", эпизод из событий IX века:
Отступил (Буга) и перезимовал в Бардаве. Схватил некоего сына священника, который стал мтаваром, и разорил Гардабани. Отворил врата Дарубандские, вывел хазар триста домов и поселил их в Шанкоре. Через Дарьялан вывел сто домов осетин и поселил их в Дманиси, а летом намеревался вступить в Осетию.

Буга это арабский военачальник тюркского происхождения Буга Аль-Кабир. В Дманиси в IX-X веках существовал небольшой Туманисский эмират, об истории которого известно немногое. Вероятно, из этих переселенных алан-осетин и был создан отдельный от Тифлисского эмирата эмират Туманис. В конце X века он был поглощенным христианским армянским царством Кюрикидов.

В таком случае следует полагать, что эти переселенные в Дманиси аланы были омусульманены. Интересно, что бакинские историки считают Туманисский эмират своим историческим государством, но как видно, на него вправе претендовать осетины. Впрочем, в Баку и арабский эмират Тифлис склонны причислять к себе. Что в дальнейшем стало с этими исламизированными аланами в Дманиси, остается лишь гадать, наверно их вытеснили оттуда армянские Кюрикиды.

0

6

События первой четверти XII века, из "Жизни царя царей Давида"

Поэтому он, второй Александр, замыслил – ибо не было иного выхода – [призвать кипчаков], так как хорошо знал их многочисленность, храбрость в боях, быстроту в походах, ярость в атаке, легкоуправляемость и готовность во всем подчиняться его воле; вместе с тем, их было легко призвать как из-за их близости, так и из-за их бедности, и еще потому, что за много лет до этого привел он оттуда достойную, известную всюду своей добродетелью Гурандухт, дочь предводителя кипчаков Атрака, сына Шарагана; она стала его законной супругой и царицей всея Грузии. Поэтому, послав доверенных людей, он призвал кипчаков и своего тестя. Они же приняли предложение с радостью, но попросили, чтобы им дали возможность пройти через овсов [осетин] с миром. Поэтому царь вынужден был отправиться в Осетию. Отдав приказ, он сразу отправился, взяв с собою Георгия Чкондидели, своего мцигнобартухуцеса, мужа, обладающего всеми душевными и телесными совершенствами, преисполненного мудрости и разумения, рассудительного, удачливого и предусмотрительного. Воспитанный с патронами, сам он был воспитателем патрона и его соратником во всех его делах, трудах и прокладывающим вместе с ним все его пути. Вступили в Осетию; вышли им навстречу цари Осетии и все их мтавары, встав словно рабы перед ним. Взял он заложников с обеих сторон – от овсов и от кипчаков, – и так легко объединил он оба народа, водворив между ними любовь и мир, как между братьями. Взял крепость Дариали и все [крепости, находящиеся] на горных перевалах Осетии и Кавказа. Обеспечив кипчакам мирный путь, вывел он великое множество их, своего тестя и братьев своей жены; и не напрасно трудился он, ибо прибытие их не осталось безрезультатным: с их помощью истребил он все персидские войска, вызвав страх и ужас у всех земных царей, и благодаря их содействию он совершил невероятные дела, как будет сказано далее. Тогда, во время пребывания в Осетии, скончался Георгий Чкондидели, с юных лет взявший на себя служение патрону и [его останки] были перенесены с великими почестями в новый монастырь и погребены там; все царство и сам царь оплакивали его как отца и даже более чем отца: в течение сорока дней, до рождения Вахтанга, носили траурные одежды; получив же эту благую весть, траур прекратили. Кипчаков же с их семьями расселил он в удобных для них местах; было их – боеспособных, отборных – сорок тысяч человек. Он полностью обеспечил их конями и доспехами. И еще было у него отборных слуг, наученных брани, пять тысяч человек, все – принявшие христианство, достойные доверия, испытанной доблести. И большинство кипчаков день ото дня становились христианами, и бесчисленное множество вступало в лоно Христово. Собрав их [кипчаков] и расположив по родам, он поставил над ними спасаларов и командующих.

Из этого отрывка неясно лишь в какой именно области Грузинского царства были расселены кипчаки, но в другой части текста имеется сообщение, дающее основание предполагать, что кипчаки тогда обжили Картли: Объездив Картли, определил кипчакам зимние стойбища, пропитание и смотрящих над ними.

Следует уделить внимание словам о "принятии христианства", о "большинстве кипчаков, день ото дня становившихся христианами", о "бесчисленном множестве вступивших в лоно Христово". Это было начала процесса грузинизации тюрок-кипчаков. В оставшуюся часть столетия, а также в первую половину следующего столетия, грузинские кипчаки еще сохраняли этническую самобытность, что видно из летописей, передающих данные об их политической активности, пока обособленной от грузин.

Скорей всего, к концу XIII века они окончательно растворились в грузинской нации, позабыли тюркскую речь, обзавелись грузинскими фамилиями, или вернее, грузинизировали свои рода. Половецкие следы нужно искать среди картлийских грузин, в чей состав они влились. И в Средней и в Нижней Картли имелись равнинные местности, пригодные для расселения этих степняков.

Довольно нелепо выглядят попытки бакинских и турецких историков выставить сомхитских татар и месхетинских турок потомками кипчаков Грузии, будто бы сохранивших и сквозь века пронесших свою тюркскую самобытность. Начнем с того, что последние двое представляют огузскую ветвь тюрок, чей язык отличается от половецкого языка кипчаков. Далее, месхетинские турки и сомхитские татары никогда не были крещены и ни одного дня не исповедовали христианской веры. Заселяя Грузию в XVII веке, они заселяли ее как давнишние мусульмане. Главное, ни те ни другие и близко не интегрировались в грузинское общество.

Кипчаки переселились в Грузию исповедуя тенгрианство, они вскоре были крещены. Не исключено, что среди них встречались и несториане. Невозможно, являясь прихожанами Грузинской церкви и обитая в грузиноязычной среде, в границах Грузинского царства, надолго сохранять национальную самобытность. Ассимиляция кипчаков грузинами была неизбежна. Термином "накивчакарта" ("обезполовеченные") обозначали этническое состояние грузинских кипчаков XIII века, при котором, они уже не являлись полноценными тюрками-кипчаками, но еще и не превратились в полноценных грузин.

0

7

По поводу внутригрузинских переселений, есть история переселения фамилии Гогитидзе из Тао и Самцхе в Аджарию и Гурию.

familytreedna.com/groups/gogitidze/about/background

Фамилия Гогитидзе впервые упоминается в 1572 г., в акте Вахтанга I Гуриели, данному роду Гогитидзе. Согласно акту, он приказал построить купольную церковь "Зарзма" на территории Шемокмедского монастыря, чтобы поместить в ней зарзмскую икону Преображения и другие церковные драгоценности, привезенные братьями Мате и Иоанном Гогитидзе из опустевшего Зарзмского монастыря в Гурию. Согласно акту, Мате был церковнослужащим - настоятелем, а Иоанну Вахтанг Гуриели пожаловал потомственный титул дворянина. Первоначально, Гогитидзе проживали в регионах Тао и Самцхе (вблизи Зарзмы). После османских нашествий, в XVI веке, большинство представителей фамилии бежало в Гурию и в Аджарию.

В 80-х годах XVII века, Соломон Гогитидзе, родом из Тао проявил себя на службе у османов и был назначен пашой Карса, под именем Сеид-Юсуф-паша. Позже, с целью сохранения христианской веры, он, вместе с другими представителями фамилии, переселился в Аджарию, сперва в село Вайо (Кедский район), а позже, в Кинтришское ущелье, в селение Цхемвани. Соломон и его потомки дали начало многим генеалогическим линиям (от фамилии Гогитидзе происходит фамилия Гогитадзе), большинство из которых, во время большого мухаджирства после русско-турецкой войны 1877-1878 гг, переселилось в Турцию.

http://sh.uploads.ru/t/AHL9t.jpg

Похоже, было две ветви Гогитидзе - таойская и месхетинская (в Самцхе, в Зарзме). Месхетинские Гогитидзе во второй половине XVI века перебрались в Гурию, куда привезли с собой одну из святынь Самцхе - икону монастыря Зарзмы, и где местный владетельный князь Гуриели дал им поместье и монастырь в Шемокмеди (там поместили икону), наделив их дворянским титулом. Эти Гогитидзе стали гурийцами и остались христианами.

Гогитидзе из Тао до конца XVII века оставались на родине, приняли османское подданство, перешли в ислам, один из них дослужился до должности паши Карса. Дабы его род в конец не отуречился, и пользуясь своим высоким положением, он переселил свою родню из основательно отуреченной Тао в сохранявшую грузинскую самобытность Аджарию. Здесь Гогитидзе превратились в аджарцев. С приходом в Аджарию русских, многие Гогитидзе ушли во внутренние регионы Турции, часть осталась в Аджарии.

Когда Кобулетский район Гурии попал под власть османов, что, кажется, произошло в конце XVIII века, и в связи с чем началась его интеграция в Аджарию, некоторые аджарские Гогитидзе обосновались там, в Кинтриши. Либо наоборот, это часть гурийских Гогитидзе заселила Кинтриши пока Кобулети оставался в составе Гурии, а с приходом османов они не покинули эту местность, но приняли новые порядки и из гурийцев превратились в аджарцев.

Есть Гогитидзе и в Имеретии. Интересно, что в грузинском ДНК проекте фамилия Гогитидзе показала три разные гаплогруппы. Имеретинские J1, кобулетские J2, собственно аджарские R1b. Это означает, что, во-первых, Гогитидзе из Имеретии не имеют никакого родства с южными Гогитидзе, это всего лишь однокоренные фамилии, производные от имени Гогита. И во-вторых, нет родства между таойскими и месхетинскими Гогитидзе, у них также только одинаковая фамилия, но разное происхождение.

Наконец, в третьих, кобулетские Гогитидзе не могут иметь общие корни с потомками Соломона Гогитидзе, прибывшего из Тао в Аджарию, и чьей результат показал гг R1b. Значит они есть отрасль месхетинских Гогитидзе, еще раньше пришедших из Самцхе в Гурию, откуда некоторые из них могли в XVII-XVIII веках заселить и Кинтришское ущелье Кобулетского района, пока его контролировало Гурийское княжество.

0

8

У вас есть книги под авторством С. Макалатия про регионы Грузии и их население? Где их можно скачать?

0

9

Hajimurad

У вас есть книги под авторством С. Макалатия про регионы Грузии и их население? Где их можно скачать?

Я как-то скачал его книгу "История и этнография Мегрелии", но так и не взялся за чтение, она на грузинском языке (на русском только дополнительная обложка).

http://sg.uploads.ru/t/mTXKP.png

Как я понимаю, все его труды - на грузинском, и по-моему, ни один из них не переведен.
По поводу его работ, посвященных регионам Грузии, и где их можно скачать, скачать можно на сайте Национальной Библиотеки Парламента Грузии - dspace.nplg.gov.ge

Увы, но, опять же, все на грузинском:

Ущелья Средней Картли

Атенское ущелье (1957 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/58370/1/Atenis_Xeoba.pdf

Тедзамское ущелье (1959 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/69304/1/Tedzmis_Xeoba.pdf

Кавтурское ущелье (1960 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/59339/1/Kavturas_Xeoba.pdf

Дзамское ущелье (1961 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/57035/1/Dzamis_Xeoba.pdf

Пронское ущелье (1963 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/59653/1/Fronis_Xeoba.pdf

Лехурское ущелье (1964 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/60979/1/Lexuris_Xeoba.pdf

Ксанское ущелье (1968 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/61623/1/Qsnis_Xeoba.pdf

Лиахвское ущелье (1971 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/60982/1/Liaxvis_Xeoba.pdf

Области Горной Грузии

Мтиулети (1930 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/61476/1/Mtiuletii.pdf

Хеви (1934 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/68829/1/Xevi.pdf

Тушетия (1983 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/69305/1/Tusheti.pdf

Хевсуретия (1984 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/71631/1/Xevsureti.pdf

Пшави (1985 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/67754/1/Fshavi.pdf

Кроме того

Месхетия-Джавахетия (1938 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/60983/1/Mesxet_Javaxeti.pdf

Боржомское ущелье (1957 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/56834/1/Borjomis_Xeoba.pdf

Горная Рача (1987 г.) - dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/57866/1/Mtis_Racha.pdf   (данный файл так просто не скачать, требуется регистрация на сайте)

Не изучал их, не могу с уверенностью сказать, что там подробно приведены исследования в области этнографии и демографии, похоже, это небольшие очерки по истории и культуре каждого региона.

0

10

Я как-то натыкался на разных сайтах, что Макалатия писал о переселениях и внутренних миграциях в Грузии. Всё переводить не надо, только отрывки о происхождении населения и миграциях.

0

11

Хаджимурад, если бы еще знать в каких точно работах он об этом писал, названия этих работ, оно облегчило бы поиск.

0

12

О переселениях сванов в Восточную Грузию

http://s3.uploads.ru/t/ALWsZ.png

0

13

Интересно а какой вклад лазов и грузин в этногенез понтийских греков? Нашёл только статью Цате Бацаши про эллинизацию грузин(на английском). http://www.macedoniantruth.org/forum/sh … post174769

0

14

Как известно Турция проводит заселение Северного Кипра своими поселенцами. Самое интересное это то, что большинство колонистов - лазы.
https://books.google.ru/books?id=Md0HvNUnCf4C&pg=PA91&lpg=PA91&dq=lazes settled cyprus&source=bl&ots=t_WsvuxczU&sig=ACfU3U0KYOPZj8Vybsn5kI47P_BhdyFnsQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjN8__jiODlAhXHAhAIHQGGDZ4Q6AEwCnoECAcQAQ#v=onepage&q=lazes settled cyprus&f=false

0

15

Неожиданно, но неудивительно, не думал что турки задействуют лазов для колонизации Кипра, лазов они до сих пор не использовали в подобных целях. Данной политики придерживались еще цари Ассирии, группами переселяли покоренные народы в другие окраины державы, там, вдали от родины, среди чужих племен, они не только не восстанут, но и скорее ассимилируются в титульную нацию.

Только вот лазы никогда не восставали против турецкого господства, они самый преданный туркам этнос, порой, они больше турки, чем сами турки. С середины прошлого века турецкое правительство проводит постепенное переселение групп грузин (не лазов) из приграничных с Грузией районов вглубь Турции и на запад. На их место селят турок из внутренних районов Турции. В результате такой политики, в ардаганском регионе совершенно не осталось грузин, в артвинском регионе их число сокращается в пользу турецкого этнического элемента. Теперь вот добрались и до лазов, не помогла лазам их безупречная лояльность Турции.

Лазов связывает с Грузией лишь родство, в остальном они малоазийские люди, вся их история связана с государствами Малой Азии, и никогда не с Грузией. Для нас они чужие, пусть и родня, они вроде таких родственников, с каким ты почти не виделся, лишь знал об их существовании, хотя наши люди не хотят этого принять, лазов считают такими же грузинами, как аджарцев например.

Племена, участвовавшие в этногенезе лазов, сначала попали под власть царей Понта, потом Римской империи, завоевавшей Понтийское царство. В тот период лазы и сформировались, и почувствовав удобный момент, когда власть Рима ослабла, они перешли реку Чорохи и вторглись в бассейн Риони, где жили родственные им колхи. Половина лазов осталась на месте, они продолжали сохранять верность империи, и по наследству достались Византии, эти первые лазы известны также как цаны/тзаны/санны/чаны. А те вторые лазы, что освоили Колхиду, создали на ее месте Лазское царство. Оно просуществовало какое-то время, пришло в упадок и было присоединено к Византии.

Когда Византия временно потеряла влияние в регионе, в Лазике обосновались абхазские цари, переселившие в нее часть абхазов. Как до того исчезло имя колхов в пользу лазов, теперь в пользу абхазов исчезло имя лазов. Точнее, вторых лазов, ведь были еще первые лазы, теперь вновь ставшие единственными лазами.

При соединении Абхазии с грузинским царством Багратионов, в Рионский бассейн переселились грузины (иверы), последний компонент, хотя возможно их переселение было более ранним. От смеси колхов, лазов, абхазов и грузин возникли народности имеретин, мингрел и гурийцев.

Чаны (т.е. перв. лазы) все это время оставались в составе Византии, а когда она развалилась, на ее бывшем северо-востоке возникла греческая Трапезундская империя, и чаны-лазы органически перешли в ее подданство. Трапезунд затем захватили османы, и лазы спокойно приняли подданство османского султана и перешли в ислам.

Ни прежде они не являлись ревностными христианами, ни фанатичными мусульманами не стали, только имитация. Были сильны греки, они четко держались греков, их сменили турки, и лазы без проблем подчинились туркам, и вот уже полтысячелетия лазы остаются с турками. В пределах грузинской государственности лазы (первые лазы) не провели ни одного дня, хотя в некотором количестве они разбросанно живут в Западной Грузии, их легко распознать по фамилиям с характерными окончаниями на "ши" и "оглу".

А вторых лазов и нет вовсе, они давным давно растворились в ходе этногенеза западных грузин. Возможно грузины просто не способны отличить тех исторических вторых лазов от этих современных первых лазов (они же чаны).

Если Турецкая республика распадется, только лишь тогда лазы может быть подумают о создании собственного государства, Лазистан. Иначе со временем они или будут рассеяны, вроде того, как их сейчас переселяют на далекий Кипр, или вконец отуречены у себя на родине, забудут язык и идентичность, либо и то и другое вместе.

Откуда возник термин лаз? Это однозначно иноназвание. Их самоназвание чан. По крайней мере так было раньше, возможно со временем лазы утеряли этноним чан, заменив его этнонимом лаз в качестве самоназвания. Свою страну они называют Лазона.

В греческих и латинских текстах, за неимением буквы, обозначающей звук ч, его заменяли буквами ц/тз/с. Есть теория, что сваны называли чанов занами, а их страну Лезане, где ле/ла есть известная сванская приставка для обозначения всякой страны, области и местности. Например, собственную страну сваны именуют Лешваниера. Связь между терминами Лезане и Лазона несомненна.

Каким-то образом, древние греки позаимствовали термин Лазона/Лезане, переиначили его, так появился греческий термин лаз, несмотря на то, что корень в этом слове зан, а ле/ла являлось приставкой, о чем греки могли не подозревать, или не придавать этому значения, и у них получился обрубок с приставкой и частью корня. Потом это перешло к османам, а сами чаны, за столько лет жизни в османо-турецком мире, где турецкий язык стал их вторым родным языком, так привыкли к этому термину, что отбросили старое самоназвание чан и приняли иноназвание лаз.

0

16

Хаджимурад, что насчет Макалатия, Вы вспомнили в какой из его работ можно искать информацию о миграциях? Что удалось добыть из его трудов в сети, я выложил, но все их прочесть не могу физически, по крайней мере не скоро, нужно знать где точно искать, тогда быстрее найду.

0

17

Хаджимурад, может кое-какую полезную информацию почерпнете из этого реферата - nplg.gov.ge/caucasia/Abstracts/RUS/2004/No3/Summary/12.htm

0

18

Dato написал(а):

Хаджимурад, что насчет Макалатия, Вы вспомнили в какой из его работ можно искать информацию о миграциях? Что удалось добыть из его трудов в сети, я выложил, но все их прочесть не могу физически, по крайней мере не скоро, нужно знать где точно искать, тогда быстрее найду.

К сожалению я не смог найти ту ссылку. Этого Макалатия я чисто случайно нашёл в гугл книгах про переселения вайнахов и горных грузин на равнины Грузии.

0

19

Dato написал(а):

Племена, участвовавшие в этногенезе лазов, сначала попали под власть царей Понта, потом Римской империи, завоевавшей Понтийское царство. В тот период лазы и сформировались, и почувствовав удобный момент, когда власть Рима ослабла, они перешли реку Чорохи и вторглись в бассейн Риони, где жили родственные им колхи. Половина лазов осталась на месте, они продолжали сохранять верность империи, и по наследству достались Византии, эти первые лазы известны также как цаны/тзаны/санны/чаны. А те вторые лазы, что освоили Колхиду, создали на ее месте Лазское царство. Оно просуществовало какое-то время, пришло в упадок и было присоединено к Византии.

Когда Византия временно потеряла влияние в регионе, в Лазике обосновались абхазские цари, переселившие в нее часть абхазов. Как до того исчезло имя колхов в пользу лазов, теперь в пользу абхазов исчезло имя лазов. Точнее, вторых лазов, ведь были еще первые лазы, теперь вновь ставшие единственными лазами.

При соединении Абхазии с грузинским царством Багратионов, в Рионский бассейн переселились грузины (иверы), последний компонент, хотя возможно их переселение было более ранним. От смеси колхов, лазов, абхазов и грузин возникли народности имеретин, мингрел и гурийцев.

Чаны (т.е. перв. лазы) все это время оставались в составе Византии, а когда она развалилась, на ее бывшем северо-востоке возникла греческая Трапезундская империя, и чаны-лазы органически перешли в ее подданство. Трапезунд затем захватили османы, и лазы спокойно приняли подданство османского султана и перешли в ислам.

А вторых лазов и нет вовсе, они давным давно растворились в ходе этногенеза западных грузин. Возможно грузины просто не способны отличить тех исторических вторых лазов от этих современных первых лазов (они же чаны).

В греческих и латинских текстах, за неимением буквы, обозначающей звук ч, его заменяли буквами ц/тз/с. Есть теория, что сваны называли чанов занами, а их страну Лезане, где ле/ла есть известная сванская приставка для обозначения всякой страны, области и местности. Например, собственную страну сваны именуют Лешваниера. Связь между терминами Лезане и Лазона несомненна.
.

Интересно. Есть ли источниках дореволюционного и советского периода сведения о переселениях абхазов и грузинов в Лазику?
Ещё. Есть ли сведения об иммиграции лазов на другие территории Османии и Турции. Читал на англоязычных форумах, что понтийские греки - это огреченные лазы.
Также есть версия, что армянский род Мамиконянов - это чаны.

0

20

К сожалению я не смог найти ту ссылку. Этого Макалатия я чисто случайно нашёл в гугл книгах про переселения вайнахов и горных грузин на равнины Грузии.

Нашел сейчас вот это, но не знаю, возможно Вы уже знакомы с этой работой, привожу лишь отрывок, там дальше много ценных сведений

old.akka.ru/files/pdfs/akka_etnicheskiy_sostav_naseleniya.pdf

Н.Г.Волкова
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ
НАСЕЛЕНИЯ
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
В XVIII — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Анализ уже рассмотренного статейного списка посольства 1637-1640 гг. дает, как мне
кажется, представление еще об одной области, в этот период заселенной ингушами и,
видимо, на рубеже XVII-XVIII вв. также покинутой этим народом. Я имею в виду
Архотское ущелье, через которое после р. Охкарохи лежал путь посольства Ф.
Волконского и А. Хватова и которое в XIX в., как известно, было населено хевсурами
. О том, что в Архотах в прошлом жили ингуши, говорят исторические предания,
архитектурный стиль архотских башен, культовые институты, топонимия
. Можно предполагать, что уход ингушского населения из Архотского ущелья, как и с Охкарохи,
относится к концу XVII - началу XVIII в., а возможно, и более раннему периоду. М.
Джандиери и Г. Лежава, исследовавшие хевсурскую народную архитектуру, не приводя в
своей работе конкретных материалов, относят факт заселения хевсурами Архот и Джуты к
XVII в. С. Макалатия, основываясь на грузинских источниках, считает, что переселение
хевсур в Джута и Артхмо (Хеви) произошло во второй половине XVIII в., в период
царствования Ираклия II. В исторических преданиях мы находим подтверждение двум
интересующим нас моментам. Во-первых, процессу заселения Архот грузинами-хевсурами,
во-вторых, существованию в Архотах ингушского населения, вытесненного со
временем хевсурами. Хевсурские исторические предания содержат данные о заселении
Архот грузинами, перешедшими горы и вынужденными уйти со своих мест обитания из-за нападения леков.
Эти же факты отразились в ингушских исторических преданиях.
«Владевшие Архотским ущельем кистины, - сообщает одно из них, - разрешили
поселиться в сел. Амга пшавам, бежавшим от своих кровников, и брали с них за это определенную плату».
По преданию, фамилия Очиаури в сел. Ахиели произошла от тушин Габидаури,
один из трех братьев которых ушел в Архоты. Предок хевсурской фамилии Циклаури (сел. Амга) Туркман
был вынужден из-за вражды князей уйти из Жинвани и поселиться в Архотах.
Часть населения Архот, жившего там до недавнего времени, считается по происхождению кистинским.
Как рассказывает историческое предание, предки фамилии Джабушанури (сел. Ахнела)
первоначально жили в Архотах, но со временем ушли в Кистети, а в Архотах остался лишь один из них, ставший
родоначальником хевсурской ветви фамилии Джабушанури. В сел. Амга, по преданию,
первоначально жили Чоликаури и Орбели (родственные фамилии). Те из них, кто не
пожелал принять христианство, ушли в «Сататрети» (хевсурское название Северного
Кавказа) . Из Архот исторические предания выводят часть бацбийских фамилий
(Цискаришвили). О присутствии в прошлом в Архотах ингушей говорит и архитектура местных башен.
Хевсурские предания приписывают их строительство ингушам и относят ко времени
царицы Тамары. М. Джандиери и Г. Лежава считают башни в архотских селениях
Ахиела и Квирицминда, как и около перевала Датвис-Джвари, в сторону Шатили,
абсолютно идентичными ингушским. Новое грузинское население Архотского ущелья
восприняло от прежнего населения не только памятники материальной культуры, но и
некоторые религиозные воззрения, что, видимо, и давало возможность архотцам-хевсурам
иметь с кистинами общие святилища. Письменные источники и исторические предания
сообщают краткие сведения о судьбах ингушского населения Архот и Охкарохи.
Часть ингушей с Охкарохи ушли севернее и по Армхи образовала несколько поселений,
в том числе Мецхал. Часть архотцев, видимо, ушла в Тушети (Цискаришвили), часть - в Ингушетию,
а часть огрузинилась (Джабушанури, Чоликаури и др.). Районы Охкарохи, Армхи и Архот
служили исходным пунктом еще одного миграционного движения ингушей.
Хронологически корни этого движения, направлявшегося в районы Тушетии, несколько глубже,
чем уже рассмотренные факты переселения с Охкарохи. По свидетельству А. Зиссермана,
в начале 40-х годов XIX в. горная Тушетия разделялась на четыре общества: Цовское, или Вадуа,
Гомецарское, Чагминское и Пирикительское, или Дамахкрай, причем цовцы и пирикительцы считались
по происхождению кистинами. Два из приводимых Л. Зиссерманом названий указывают
на связь с вайнахами. Так, в имени Дамахкрай ясно угадывается чеченское «мохк» - земля,
страна, а наименование общества цовцев Вадуа вполне сопоставимо с именем Вабуа
(Ваппуа), названием области ингушей-ваппий (фаппий), т. е. Мецхальского общества.
Представление о Воби (Ваби) как о своей прародине до сих пор сохраняется среди
бацбийцев. Кроме того, Воби - это также цова-тушинское название местности Цовата. С
точки зрения чеченцев, «бацой» (чеченское название всех тушин) разделяются на две тейпы:
«грузин и наших. Последние говорят нашим языком (ваймотт)». Окружающее
бацбийцев тушинское население считает их переселенцами из Галгая. Действительно, в
ингушских преданиях рассказывается, как группа фаппийцев из-за малоземелья ушла на
родных мест в Тушению, где впоследствии стала называться цовцами или бацбийцами.
Одно из таких преданий о переселении бацбийцев записано мною в 1970 г. в ингушском
сел. Ольгеты. «Бацай - это ингуши, фаппий. В нашей стране было малоземелье и засуха, и
часть фаппий ушла в Грузию. Прежде они жили в сел. Эрзи. Среди этих переселенцев
было много из фамилии Дзауровых». Переселение фаппийцев в Тушетию
хронологически не определимо. Однако если считать возможным сопоставление А. Н.
Генко Батцких гребеней с областью поселения бацбийцев, то последние в Тушетии уже
известны в конце XVI в. Несколько иначе трактуют причины этого движения
бацбийские исторические предания. Последние связывают переселение бацбийцев с
шахом Аббасом, походы которого на Кавказ приходятся в основном на первые 15 лет
XVII в.; согласно преданиям, он распространял ислам, что и явилось главной причиной
ухода части ингушей в горы Грузии.

0

21

Интересно. Есть ли источниках дореволюционного и советского периода сведения о переселениях абхазов и грузинов в Лазику?

Не встречал такие сообщения, грузины в Лазистане не жили никогда, абхазы тоже. Группу абхазов-махаджиров, как и группу черкесов, османы поселили в 60 годы 19 века в прибрежной Аджарии. Из-за того, что черкесы постоянно устраивали свары с аджарцами, черкесов переселили куда-то далеко вглубь Восточной Анатолии, в местности обитания армян. Среди армянских историков бытует мнение, что эти черкесы затем принимали участие в резне армян в начале 20 века.
А абхазы в Аджарии остались, и остались даже после захвата Аджарии русскими в 70 годы 19 века. Они как раз жили у самой границы с Лазистаном, в окрестностях Батуми.
Аджаро-лазская историческая граница пролегала по реке Чорохи. Это потом, при образовании Аджарской АР, кусок Лазистана попал в ее состав, и граница с Турцией установилась чуть дальше Чорохи, в следствии чего, два приграничных лазских селения - Сарпи и Гонио - оказались в Аджарии.
В во второй половине 40 годов 20 века Сталиным были проведены депортации абхазских и аджарских лазов в Сибирь и Казахстан, правда их вскоре решили возвратить, там было постановление, что допущена ошибка, что их нельзя было депортировать, и часть лазов смогла вернуться в Аджарию и в Абхазию. Другая, большая часть реабилитированных лазов предпочла переселиться в Турцию, и Советы дали им на это добро.
Чтобы абхазские махаджиры, или собственно грузины имели компактные поселения где-нибудь в Лазистане, о таком никогда не слышал. Кстати, нет там и турецких селений, и вообще, в лазском ареале инородных селений нет. До геноцида армян и понтийских греков столетней давности, именно внутри расселения лазов насчитывалось около дюжины армяно-греческих христианских селений. Понятно, что теперь там или никто не живет, или их заняли лазы-мусульмане. Кроме того, в Лазистане еще есть поселения хемшилов (армян-мусульман), поддерживающих с лазами очень теплые, дружественные отношения.

Ещё. Есть ли сведения об иммиграции лазов на другие территории Османии и Турции.

Есть. Турецкая вики сообщает, что во время русско-турецкой войны 1877 года, часть лазов, живших в местностях, попавших тогда в руки русских, ушла на подконтрольную османам территорию, это Сапанджа, Гиресун, Акчакоджа, Дюздже, Хендек, Ялова, Карамюрсел, Измит, Гёльчюк. Некоторые названия знакомы, например Гиресун не так далеко от Лазистана, зато Измит и Ялова это далеко на западе, у Мраморного моря.

Etnik, tarihî, dilbilimsel ve antropolitik açıdan "Laz" kelimesiyle nitelendirilen halk günümüzde anadili Lazca (Lazuri nena) olan ve batıda Rize ili Pazar ilçesinde Melyat Deresi'nden, doğuda Sarpi mahallesine kadar Pazar (Atina), Ardeşen (Artaşeni), Çamlıhemşin (Vijadibi), Fındıklı (Vitze), Arhavi (Arkabi), Hopa (Xopa) ve Borçka ilçelerinde otoktan olarak, Sapanca, Giresun, Akçakoca, Düzce, Hendek, Yalova, Karamürsel, İzmit ve Gölcük kentlerinde 93 Harbi (1877 Osmanlı-Rus savaşı) muhacirleri ve Batum civarında olarak yaşayan bir halk topluluğudur.
tr.wikipedia.org/wiki/Lazlar

В приведенном отрывке также говорится, что исконно лазский ареал охватывает пространство от ущелья Мельят (арм. наз. Венек) до устья Чорохи. Это и есть границы того Лазистана, что сформировался в новое и новейшее время, в нем количественно и качественно доминируют именно лазы. О более древних границах Лазики и ареала лазов сейчас речь не идет.

http://s9.uploads.ru/t/sKFUO.jpg

Читал на англоязычных форумах, что понтийские греки - это огреченные лазы.

Трудно поверить. Во-первых, как так получилось, что половина лазов стала греками, а другая не стала, это надо объяснить. Во-вторых, понтийские греки слишком упорно держались за православие и преданность греческой нации. Если бы их предки были конъюнктурщиками, менявшими идентичность в зависимости от обстоятельств, если их предки лазы, якобы ставшие греками когда сильны были в регионе ромеи и православие, то при усилении османов и ислама они также легко перешли бы в ислам и стали бы турками. Но этого ведь не произошло. Собственно поэтому их и выселили окончательно из Понта.
Понтийские греки скорей всего были потомками древних эллинских колонистов. Конечно нельзя исключать, что за долгие столетия в их состав влилось какое-то количество лазов, живших с ними в близком соседстве и в единой стране.

Также есть версия, что армянский род Мамиконянов - это чаны.

Знаю эту версию, ее выдумали недавно, и выдумали про-армянские историки, и ясно почему. Официальная армянская историография гласит, что предки Мамиконянов пришли из далекого Востока, то-ли из Китая (Чин/Чен), по иной версии из Индии. Армянам такой расклад не нравится, Мамиконяны слишком важный в Истории Армении род, он любим армянским народом, и заслуженно любим, и не хочется верить, что корни Мамиконянов уходят куда-то в далекие и совершенно чужие края. Легче представить, что в слово Чин/Чен вкралась ошибка, что подразумевалась страна чанов, то есть лазов. Это, во-первых совсем рядом, тут по соседству, и во-вторых, поскольку в той стране традиционно попадались армяне, то концепция просто напрашивается на логическое завершение: Мамиконяны не просто выходцы из страны чанов, но они армяне из страны чанов, вернувшиеся в родную Армению.
Эта концепция опровергается с легкостью. Открываем Ашхарацуйц, армянскую географию, отдел, посвященный Колхиде, и видим, что в разных версиях этого труда, присутствуют различные версии для обозначения областей проживания лазов, это и Газив и Газипке, передающие греческий термин Лазика, и Джанив и Джаник, явно связанные с грузинским термином Чанети. Значит, армянской традиции неведом этноним чан в качестве обозначения лазов. Значит, если бы армянские летописцы подразумевали бы Лазику, как страну, откуда прибыли основатели рода Мамиконян, они употребили бы термины Газив/Газипке или Джанив/Джаник.
По всей видимости, под Чином/Ченом в данном конкретном случае они подразумевали гуннов. Время появления Мамиконянов на исторической сцене совпадает с расцветом евразийской Гуннской империи. Конечно, для гуннов в армянской традиции тоже имеется специальный термин - хон/хонн, тогда как под Чином/Ченом армянская и грузинская традиция всегда понимала китайские государства Хань и Цинь. Однако ничто не мешает предполагать наличие китайских элементов в составе гуннов, прибывавших в том числе и в Закавказье.
Вообще, очень помогли бы ДНК тестирования. Насколько мне известно, современные носители фамилии Мамиконян сдавали анализ и он показал субклад J1a2a1a2d2b2b2c4, достаточно распространенный на Ближнем Востоке и в частности в Армении, и не характерный ни для евразийских и восточноазиатских гаплогрупп, ни в частности у лазов его нет. Но вот насколько точно нынешние Мамиконяны ведут свою родословную от тех древних Мамиконянов, как известно сошедших с исторической сцены еще к концу 1 тысячелетия, трудно судить.

0

22

Dato написал(а):

Не встречал такие сообщения, грузины в Лазистане не жили никогда, абхазы тоже. Группу абхазов-махаджиров, как и группу черкесов, османы поселили в 60 годы 19 века в прибрежной Аджарии. Из-за того, что черкесы постоянно устраивали свары с аджарцами, черкесов переселили куда-то далеко вглубь Восточной Анатолии, в местности обитания армян. Среди армянских историков бытует мнение, что эти черкесы затем принимали участие в резне армян в начале 20 века.
А абхазы в Аджарии остались, и остались даже после захвата Аджарии русскими в 70 годы 19 века. Они как раз жили у самой границы с Лазистаном, в окрестностях Батуми.
Аджаро-лазская историческая граница пролегала по реке Чорохи. Это потом, при образовании Аджарской АР, кусок Лазистана попал в ее состав, и граница с Турцией установилась чуть дальше Чорохи, в следствии чего, два приграничных лазских селения - Сарпи и Гонио - оказались в Аджарии.

Понтийские греки скорей всего были потомками древних эллинских колонистов. Конечно нельзя исключать, что за долгие столетия в их состав влилось какое-то количество лазов, живших с ними в близком соседстве и в единой стране.

Лазика это не Лазистан я имел ввиду, а Эгриси, ставшая частью Абхазского царства. Абхазские историки много пишут об абхазском влиянии на мегрелов.
Насчет понтийских греков - они при Османах называли себя лазами и греческие антропологи находят, что часть понтийцев - мтебиды (на Западе так называют вместе кавкасион и колхский тип). Одна из самых распространённых гаплогрупп у понтийцев - L1b, которая встречается у мегрелов и лазов. Это касается не только понтийцев, но и вообще всех греков Анатолии, которые являются большей частью потомками огреченных аборигенов (фригийцев, исавров, прочих).

0

23

Лазика это не Лазистан я имел ввиду, а Эгриси, ставшая частью Абхазского царства. Абхазские историки много пишут об абхазском влиянии на мегрелов.

Если речь об Эгриси-Лазике, то да, переселение в нее абхазов во время ее вхождения в состав Абхазии было. Прямых указаний из летописей на это нет, но это подтверждается из данных ДНК-проекта. Адыгский исследователь Эльберд Бифов в своей работе "Вопросы раннего этногенеза абхазо-адыгов" справедливо замечает, ""что ветка G-L1264 является мажорной для современных абхазо-адыгов, ее "сестринская" G-PH1780, встречается в Грузии"" - natpressru.info/index.php?newsid=11443
Раз так, то, обнаружив в грузинском проекте целую дюжину результатов ветки G-L1264, в основном лазов и мингрелов, мы можем не сомневаться, что собственно абхазы в период Абхазского царства переселялись в Эгриси, оседали здесь и вливались в местную лазо-мингрельскую среду.

Насчет понтийских греков - они при Османах называли себя лазами и греческие антропологи находят, что часть понтийцев - мтебиды (на Западе так называют вместе кавкасион и колхский тип). Одна из самых распространённых гаплогрупп у понтийцев - L1b, которая встречается у мегрелов и лазов. Это касается не только понтийцев, но и вообще всех греков Анатолии, которые являются большей частью потомками огреченных аборигенов (фригийцев, исавров, прочих).

Не знал, что у понтийских греков наличествует L1b. Действительно, у остальных греков этой гг нет, зато ее много у лазов. В таком случае, понтийцы точно вобрали в себя какое-то число лазов с этой гг.

0

24

Вот что нашёл на лингвофоруме:
Половина грузин при арабском господстве в Картли бежали в Колхиду ( Лазику) и поселились в приграничных регионах Лазики с Иберией (Картли ) ,а также в Кларджети ( АРтвин ( Турция )) Через 300 лет ещё один поток из Картли при монголах бежали на Запад Грузии ,потом после завоевания Османами Юга Грузии и Месхети , ещё один поток беженцев прибыл в Колхиду . Таким образом грузиноговорящих стало явно больше мегрелов . К 1800 году в Вост. Грузии проживало только 30-35% всех грузин ( в т.ч. мегрелов и сванов) , остальные 65% - это имеретины, гурийцы,аджарцы,рачинцы а также мегрелы и сваны .
В Гурии,Аджарии ,Имерети -до 9-10вв. говорили по-мегрельски. В Самтредия-Цкалтубо до 17в. говорили на мегрельском .
В Раче до 13-14вв. - на сванском . До середины 17в. территория от Ингура до Сухума была населена мегрелами , вытесненными абхазами в результате смуты в самой Мегрелии.
https://lingvoforum.net/index.php?topic … msg1105822
Интересно есть ли какие-нибудь источники, подтверждающие данную информацию? Можно перевод, если на грузинском.

0

25

Вот что нашёл на лингвофоруме:
Половина грузин при арабском господстве в Картли бежали в Колхиду ( Лазику) и поселились в приграничных регионах Лазики с Иберией (Картли ) ,а также в Кларджети ( АРтвин ( Турция )) Через 300 лет ещё один поток из Картли при монголах бежали на Запад Грузии ,потом после завоевания Османами Юга Грузии и Месхети , ещё один поток беженцев прибыл в Колхиду . Таким образом грузиноговорящих стало явно больше мегрелов . К 1800 году в Вост. Грузии проживало только 30-35% всех грузин ( в т.ч. мегрелов и сванов) , остальные 65% - это имеретины, гурийцы,аджарцы,рачинцы а также мегрелы и сваны .
В Гурии,Аджарии ,Имерети -до 9-10вв. говорили по-мегрельски. В Самтредия-Цкалтубо до 17в. говорили на мегрельском .
В Раче до 13-14вв. - на сванском . До середины 17в. территория от Ингура до Сухума была населена мегрелами , вытесненными абхазами в результате смуты в самой Мегрелии.
https://lingvoforum.net/index.php?topic … msg1105822
Интересно есть ли какие-нибудь источники, подтверждающие данную информацию? Можно перевод, если на грузинском.

Вот по этим утверждениям -
Половина грузин при арабском господстве в Картли бежали в Колхиду ( Лазику) и поселились в приграничных регионах Лазики с Иберией (Картли ) ,а также в Кларджети ( АРтвин ( Турция )) Через 300 лет ещё один поток из Картли при монголах бежали на Запад Грузии ,потом после завоевания Османами Юга Грузии и Месхети , ещё один поток беженцев прибыл в Колхиду . Таким образом грузиноговорящих стало явно больше мегрелов .
В Гурии,Аджарии ,Имерети -до 9-10вв. говорили по-мегрельски. В Самтредия-Цкалтубо до 17в. говорили на мегрельском .
В Раче до 13-14вв. - на сванском .

- никаких подтверждающих источников нет, в грузинских летописях об этих миграциях ничего не сообщается, я во всяком случае не видел, так что это лишь предположение.

Откуда вообще взялся тезис, что в Имеретии, Гурии и Аджарии первоначально звучала мингрельская речь, а в Раче и Лечхуми сванская. Оно основано на следующих фактах. Во-первых, Гурия и Имеретия целиком, а Аджария частично входили в состав Колхиды и Лазики, если верить греческим источникам, и потому считается, что эти земли населяли колхи и лазы, то есть чано-мегрельский этнический элемент, а не иберийский (картлийский), и только к концу первого тысячелетия здесь обосновались картвелы и их грузинский язык.
Во-вторых, целый ряд факторов, а именно, сванские и мингрельские топонимы и гидронимы в Раче, Лечхуми, Имеретии, Гурии и Аджарии, физические особенности их жителей (антропология), особенности их диалектов, наконец элементы культуры, все это если суммировать, то можно сделать выводы, что рачинцы и лечхумцы являют собой смесь собственно картвел (восточных грузин) и сванов, а имеретины, гурийцы и аджарцы смешением восточных и южных картвел с чано-мегрелами.
Тут сложность вот в чем. Невозможно определить когда точно произошло переселение, была ли одна волна, или несколько волн за историю, и самое главное, кого было больше - переселенцев, или исконных обитателей, или как вообще произошло, может быть они не смешались, а вытеснили их, или может и не было переселения, а просто под влиянием Церкви утвердился картлийский язык. Однако, в таком случае сванский и мингрельский исчезли бы повсюду, ведь грузинское богослужение распространялось и в Сванетии и в Мингрелии, но там их языки не пропали. Также, будь вытеснение, сменилась бы антропология и культура, но такое не случилось. Значит было переселение и смешение. Думаю, исконных обитателей осталось больше, а переселенцы составили небольшую прослойку, просто победил их язык, поэтому культура, антропология, менталитет и т.д. остались во многом сванско-мингрельские, сменилась только речь, хотя и в ней сохранились некоторые черты. Например аджарцы и гурийцы, в их речи чувствуются интонации и обороты, близкие к манерам мингрелов, нежели к речи восточных грузин, несмотря на то обстоятельство, что аджаро-гурийский диалект стоит куда ближе к картлийскому диалекту, нежели к мингрельскому языку.

Что касается этого факта -
К 1800 году в Вост. Грузии проживало только 30-35% всех грузин ( в т.ч. мегрелов и сванов) , остальные 65% - это имеретины, гурийцы,аджарцы,рачинцы а также мегрелы и сваны .
- скорей всего так оно и было, и подобный расклад сохраняется и поныне.

Наконец, данное утверждение -
До середины 17в. территория от Ингура до Сухума была населена мегрелами , вытесненными абхазами в результате смуты в самой Мегрелии.
- имеет свое историческое подтверждение в труде Вахушти:
...Однако в Одиши было бедствие большое, как было описано, особенно от абхазов, ибо приходили они на судах и суше и опустошали и захватили вплоть до Эгриси и поселялись абхазы сами и в Дранде и Мокви не стало больше епископов...
...Но от Липаритиана было в Одиши бедствие великое из-за убийств и пленопродавства и особенно от абхазов, ибо приходили они набегом и опустошали страну разбоем и открыто...
...Зимой Липаритиани попросил его помочь над абхазами, ибо захватили они [земли] до реки Эгриси и разоряли Одиши убийствами и пленениями...

Под "рекой Эгриси" автор в данном случае имел ввиду реку Ингури.

0

26

Вообще, очень помогли бы ДНК тестирования. Насколько мне известно, современные носители фамилии Мамиконян сдавали анализ и он показал субклад J1a2a1a2d2b2b2c4, достаточно распространенный на Ближнем Востоке и в частности в Армении, и не характерный ни для евразийских и восточноазиатских гаплогрупп, ни в частности у лазов его нет.

Оказывается, у других Мамиконянов иные результаты - T1a1a1b2b2b1a1, R2a-FGC64354 и G2a2b2b-BY63384. Иди теперь гадай кто из четырех (тот первый и эти трое) разных гаплогрупп настоящий кровный потомок древних Мамиконеанов. Однако, в любом случае второй и третий субклады, подобно первому, также не характерны для Восточной Азии и даже Евразии, они тоже распространены на Ближнем Востоке и отчасти в Южной Азии. Последний же относится к древней Европе.

Вообщем, среди всех тестированных Мамиконянов, кто бы из них не был настоящим потомком, а кто липовым, нет людей генетически связанных с азиатами или степняками. Но если учесть, что у них четыре различные гг, нет уверенности, что у еще одного Мамиконяна не будет выявлена пятая гаплогруппа, и что как раз она не окажется "степной" или китайской, что даст повод думать, что именно данный представитель фамилии является, во-первых, подлинным потомком Мамиконеанов, и во-вторых, что те Мамиконеаны действительно пришли из Китая или Дальнего Востока.

0

27

Нашёл ещё одну интересную информацию: http://www.balto-slavica.org/forum/inde … amp;page=4
"Но так же восточная грузия заселялась выходцами из запада. Но это когда территории отбивались.
Слышал когда Давид 4 вернул восточную грузию он заселил кахетию мегрелами.  Даже при Давиде четвертом костяк его армии были в основном западные грузины.
Вроде так же было много переселений из имеретии и рачи в восточную грузию когда население там сильно уменьшалось.
Конечно основном пустые земли заселялись из северо запалной Грузии. Мегрелами , имерелами , сванами , рачинцами. Так как эти территории толком не захватывались. А если захватывались то ненадолго. И так же иногда заселялись выходцами из северовостока, горцы восточной Грузии."
Что можете сказать насчёт этого? Есть ли цитаты из грузинских источников подтверждающие данные сведения?

0

28

Hajimurad

У Вахушти кое-что есть, только у него позднее средневековье.

В "Возникновении и жизни Кахети и Эрети" о промежутке 1695-1703 годов он сообщает: в это время Кахети заселялся пришедшими из Картли людьми и застраивались многие необитаемые села и поселки.

В "Жизни и деяниях царей Картли", относительно промежутка 1696-1700 годов, он подтверждает факт заселения Кахети картлийцами на рубеже 17-18 веков, уточняя, что делалось это с подачи царя Иракли I: говорил притесненным картлийским крестьянам: «Переходите, вот мирный Кахети», и так заселялся Кахети

В "Жизни Самцхе-Кларджети" Вахушти рассказывает о заселении Южной Грузии в начале 18 века картлийцами, сомхитарами и имеретинами: Лета Христова 1705, грузинского 393 пришел Аслан-паша и сел в Ахалцихе и управлял по их обычаям, ибо не было [там] больше христиан, кроме крестьян, и в ту пору тех тоже [оставалось] немного в Самцхе, исключая Джавахети, и еще меньше в Шавшети, Аджара и Артани. И во всем атабагстве было несколько купцов. Но строились села и поселки, так как в это время был на этих землях мир. И согнанные [жители] из Картли и Сомхити поселялись здесь, а больше в Джавахети, преимущественно пленные имеры и умножались сильно [и принимали] мусульманство, ибо кроме выплаты дани, крестьяне не терпели урон.

Могу добавить, что конкретно в Аджарии следы пребывания тех же картлийцев обнаруживают себя в той же топонимике, есть селения, типа Окруашвилеби, явно основанные выходцами из Картли, ибо для исконно аджарских фамилий характерны окончания на "дзе". Взять правителей Аджарии из рода Химшиашвили, они ведь имели кахетинское происхождение, и видимо попали в Аджарию как раз в указанный период, ибо в Аджарии они возвысились во второй половине 18 века.

Одновременно шли и обратные процессы, князья и крестьяне Южной Грузии, из числа тех, кто не желал принимать османское подданство, уходили в Картли. Об этом пишет Георгий Отхмезури в своей работе "Малые княжества Шида Картли" (1999 г.):

После захвата османами Самцхе-Саагабаго (конец XVI в.) происходит массовое переселение жителей этого региона (как дворян, так и крестьян) в разные уголки Грузии, в том числе и на территории Шида Картли. В XVII веке этот процесс носит эпизодический характер и не вносит коррективы в границы местных родовых владений. С конца XVII - начала XVIII века процесс миграции становится более интенсивным, феодалы Самцхе обосновываются на территории Шида Картли; соответственно резко меняется сформированная в течении веков картина феодальных родовых владений...

В конце XVI века после завоевания Самцхе-Саатабаго османами происходит переселение части населения из юго-западной Грузии в разные ее уголки, в том числе, в Шида Картли и, в частности, в княжество Палавандишвили...

Переселение Авалишвили, Диасамидзе, Шаликашвили, Тактакидзе-Тактакишвили, Абашидзе, Хидирбегишвили и другие в разные уголки Грузии, в том числе и в Шида Картли, начинается после захвата османами Самцхе-Саагабаго - с XVII века. Грузинские исторические источники дают сведения о представлении царями земель и крепостных родам Авалишвили - в Абиси, Барети, Ташискари и Арадети; Диасамидзе - в Никози и Тквиави; Шаликашвили - в Скра и Дзевера и т.д. По сведению надписи Тирского монастыря 1683 года, Тирский монастырь стал родовым монастырем Тактакидзе...

Насчет переселения людей из запада (Абхазия) на восток (Картли) во времена Давида Возобновителя, и о том, что костяк его войска составляли представители запада (абхазы и западные грузины), не могу с уверенностью согласиться, или опровергнуть, вроде в его летописи ("Жизнь царя царей Давида") подобных сведений нет.

Царь же схитрил так: приказал войскам Картли быть наготове, сам же отправился в Кутатиси, чем и усыпил их [турок] бдительность. В феврале дал знать войскам из Картли и Месхети, чтобы ожидали его в условленном месте в Кларджети, а сам с шида спа [внутреннее войско] направился из Хупты по берегу Чорохи...

Кипчаков же с их семьями расселил он в удобных для них местах; было их – боеспособных, отборных – сорок тысяч человек. Он полностью обеспечил их конями и доспехами. И еще было у него отборных слуг, наученных брани, пять тысяч человек, все – принявшие христианство, достойные доверия, испытанной доблести. И большинство кипчаков день ото дня становились христианами, и бесчисленное множество вступало в лоно Христово. Собрав их [кипчаков] и расположив по родам, он поставил над ними спасаларов и командующих. А также [были у него] войска со своего царства, отменные и оснащенные, на добрых конях, не знающие отступления в бою...

Вернулся в Картли и, быстро собрав войско, седьмого мая спустился в Ширван, разорил страну от Лижата до Курдевана и Хишталанта, и с полной добычей вернулся в Картли...

Судя по первому и третьему абзацам, войско из восточных людей, конкретно картлийцев и месхетинцев, у него имелось. По второму абзацу совершенно нельзя сделать выводов, будто под "войском своего царства" автор подразумевал исключительно вооруженные силы Абхазии.

0

29

vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1860-1880/Abchaz_krest_reform/text1.htm

Агырцы, ахуе. Агыруа — мингрелец. Словами агыруа, ахуе, дейптукк обусловилось понятие принадлежности лица другому. Бзыпчане рассказывают, что в былые годы они имели галеры, на которых, плавая по прибрежью Черного моря, чинили нападения на соседей, по преимуществу мингрельцев, называемых по-абхазски агыруа и гурийцев — агуруа.
...Приобретаемых путями разбоев и грабежей невольников из означенных местностей не удостаивали даже называть именами, оставляя за ними племянное название: агыруа или агуруа, смотря по месту родины раба.
Класс агыруа довольно многочислен, за ними время укрепило особые права, а именно: агыруа можно продать другому не иначе, как в составе целой семьи и притом с личнаго его, агыруа, согласия, без чего никто не в праве принудить его принадлежать другому. Приобретатель агыруа заключает с последним договор при свидетелях насчет тех услуг, какие агыруа обязан исполнять.

0

30

vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1880-1900/Gan_K_F/text2.htm

Что хевсуры, главным образом, происходят от грузин, на это, кроме внешности и языка их, указывает предание, распространенное в народе, что какой-то крестьянин из Кахетии был их родоначальником (см. газ. “Кавказ” 1851 г., “Очерки Хевсурии” А. Зиссермана).

Первым родоначальником своим они признают некоего Гуданели. Он был крестьянином какого-то кахетинского помещика и жил в сел. Магаро, близ Сигнаха. Неизвестным преступлением он возбудил против себя гнев помещика и, желая избегнуть наказания, скрылся в пшавское село Аншо. Здесь родился у него сын, который, любя охоту, однажды отправился в горы, где убил неизвестное животное, такое жирное, что оно зародило в старике Гуданели предположение о плодородности места, в котором обитало это животное; а чтобы вернее убедиться в этом, он отправил туда с сыном своим горсть пшеницы в маленьком кошельке для посева, а после собрал целую гуду (сума из звериной кожи). От этого и место это названо Гудани, а переселенцы — Гуданели.

Здесь родились у Гуданели два сына — Араба и Чинчари, от которых произошли 320 домов Арабули и 210 Чинчараули, все они составляют до 25 деревень и считают главой своего населения сел. Гудани, на берегу Арагвы, известное своим большим капищем Гуданис-джвари (гуданский крест), весьма ими уважаемый. В числе народов, переселившихся после в Хевсурию, считают еще и кистин, осетин, мтиульцев и даже евреев. Рассказывают, что однажды царица Тамара, посетив Хевсурию, привезла с собой одного еврея; заболев, он остался здесь, а после женился, и от него произошла целая деревня Бисо”.

Таким образом, м. Гудани считается, так сказать, родиной хевсур и святилище этой деревни, Гуданис-джвари или Хати, старейшим во всей Хевсурии. По преданию, у Гуданели родились два сына — Чанчира и Араба, они же родоначальники семейств Чинчараули и Арабули. Из этого можно вывести заключение, что преданием хотели показать тесную связь между Шатилом, где живут Чанчараули, и деревнею Гудани. А, кроме того, имя “Араба” указывает, по моему мнению, на семитическое происхождение. Весьма вероятно, что таким образом среди хевсур поселились также и евреи и смешались с ними, как и с другими грузинами. Предание опять служит подтверждением этого предположения, ибо оно рассказывает, что царица Тамара привезла с собой какого-то знатного еврея, который там же остался.

Едва ли придется сомневаться в том, что раз один преступник, как тот кахетинский крестьянин, нашел себе в Хевсурии убежище и даже приобрел себе некоторое благосостояние, то и другие преступники старались бегством спастись туда же. Таким образом, тут, как и в других труднодоступных местностях Кавказа, образовалась, может быть, целая колония преступников и бродяг из окрестных стран. А раз они попали сюда, то уже простое чувство самосохранения заставило их сплотиться в одно целое. К ним присоединились другие, ищущие спасения уже не от карающей руки правосудия, но от кровомщения. Вследствие этого получается смешение самых различных элементов и едва ли возможно будет указать на чисто хевсурский тип.

Больше всего такое смешение крови обнаруживается у шатилыдев, где чуть ли не каждое лицо имеет особенный тип; более общий тип можно заметить в Гуданах и Хахматах. Тут у большинства лицо весьма грубое, большое и четырехугольное с крупным носом. Фигура довольно худая, рост выше среднего, даже большой, плечи широкие, грудь плоская, руки и ступни замечательно неуклюжие и большие, ноги кривые. Цвет кожи смугло-красноватый, глаза карие и маловыразительные, волосы большею частью черные, коротко остриженные (иногда с пейсами), усы рыжие.

У женщин черты лица, в общем, очень грубы; в отличие от пшавок, среди которых не редко попадаются блондинки, хевсурки брюнетки, рано стареют и тогда становятся весьма некрасивыми. Хевсур обыкновенно очень спокойного и флегматического характера, но под влиянием возбуждающих напитков может обратиться в лютого зверя, которого ничем не укротишь. Сильно его также возбуждает обязанность мстить за убийство и обиду родных. К счастью, кровомщение все больше и больше выходит из употребления, так как кровомстители привлекаются судом к строгой ответственности. Но все-таки и до сих пор бывают отдельные случаи. Незадолго до нашего приезда, напр., пятнадцатилетний мальчик коварно убил одного чапара. Боясь законной кары за кровомщение, взрослые уговорили на этот поступок юношу, уверяя, что с него, как несовершеннолетнего не взыщут.

Говорят хевсуры на старинном грузинском языке, в котором не имеется многих слов теперешнего грузинского языка. Замечается также некоторая разница в выговоре и ударении. Многие слова, в особенности у северных хевсур, позаимствованы с чеченского языка. Во всяком случае, грузины и хевсуры прекрасно понимают друг друга.

vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1880-1900/Markov_E/text23.htm

Мы еще раз проехали насквозь все Кулаши, еще раз налюбовались благосостоянием его крестьянского хозяйства, его бесчисленными дворянскими усадьбами и сплошными зелеными садами, в которых он утопает. С удивлением увидел я, что половина Кулашей заселена евреями. Это тоже бывшие крепостные Микеладзе, поселившиеся в Грузии с незапамятных времен. Кулашские евреи говорят по-грузински и не знают более никакого языка. Но они сохранили в строгой чистоте свою древнюю религию, свой племенной тип и свою племенную склонность к торговле. Через них Кулаши превратились в постоянный базар. Лавочки на каждом шагу, со всем, что только хочешь. Черные пейсики толпятся на площади вокруг своей синагоги, словно где-нибудь в Бердичеве.

Вообще Закавказье переполнено евреями. Есть сильные исторические поводы думать, что само происхождение иберийцев, Иберии, имеет тесную связь с потомками Евера или Ебера. Имер, по мнению многих ученых, только видоизменение имени Ибер. Несомненно, что тип грузина глубоко проникнут чертами еврея и что иногда эти два типа трудно различить. В языке грузинском, особенно же в названиях местностей, также много еврейских звуков. По сказаниям древних историков, в прежние века грузинское и армянское Закавказье было еще сильнее заселено евреями.

И теперь еврейские общины встречаются в таких глухих местностях, как дикая Сванетия, Дагестан и проч. Имеретия особенно обильна евреями. Разрушение Иерусалима Титом тут однако ни причем, потому что евреи уже жили в Закавказье за многие века до Рождества Христова, даже до пленения Вавилонского и Кирова освобождения.

vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1860-1880/Stojanov_A_I/text5.htm

Лахамульцы самые сметливые изо всех сванет. Сванеты считают их жидами. Многие из них действительно, носят ветхозаветные имена, но было бы слишком смело утверждать, что они по своему типу потомки Израиля. Правда, они резко отличаются от всех сванет своим промышленным духом и даже некоторого рода торгашеством, чем характеризуется Еврейское племя, но вместе с тем они по справедливости считаются первыми храбрецами во всей Сванетии, что совсем не в духе иудейском: евреи, ассимилировавшиеся в Грузии и Имеретии, говорящие по-грузински, носящие огромнейшие кинжалы и сохранившие только свой тип, тем не менее сохранили эту основную черту своего племени и отличаются замечательною трусостью.

Мне кажется, что и наклонность лахамульцев к промышленным занятиям и их храбрость могут быть объяснены гораздо проще. Они жители окраины: они постоянно враждовали с мингрельцами и всегда должны были быть настороже. Все предметы культуры проникали в Сванетию, по всей вероятности, по этому пути, так как ущелье Ингура — единственный путь, проходимый и летом и зимою. Сванеты, почитая их, как я уже сказал, жидами (хотя они издавна такие же христиане, как и другие сванеты, и имеют свои церкви), гнушались ими: ни один сванет не решится и до сих пор взять за себя лахамульку, хотя лахамульские девушки почти все замечательные красавицы. Даже мой свободно мыслящий Амаис горько сожалел об этом обычае, так как ему приглянулась красивая и богатая лахамулька.

Прежде ни один сванет не сел бы с лахамульцем за один стол, так как считал их всех нечистыми. Теперь это уже прошло и лахамульцы преспокойно едят и пьют вместе со всеми. Такого рода отношения, конечно, могут дать полное право заключить, что лахамульцы некогда исповедывали иудейскую веру. Откуда они явились сюда — решит будущий более счастливый и более умелый исследователь сванетской старины. Думаю, что очень смело предположение некоторых, утверждающих, будто лахамульцы, как и все сванеты, египетские колонисты, заселенные здесь еще Сезострисом В. (и следовательно лахамульцы — египетские евреи).

Также точно, я думаю, гипотетично и то предположение, что лахамульцы — остатки евреев, перешедших в закавказские края после рассеяния по всему лицу земному. Гораздо проще предположить, что иудейская вера проникла сюда вследствие пропаганды, действовавшей на весь передовой азиатский мир подобно тому как проникла она к хозарам и другим турецко-татарским племенам. Утверждают, что следы еврейства сохранились и до сих пор в Абхазии и что в некоторых местах Абхазии еврейский язык был некогда языком письменности. (Г. Радде (р. 119) говорит о каких-то обычаях лахамульцев, несходных с обычаями других сванет и указывающих будто бы на их еврейское происхождение, но самых обычаев не приводит.)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Этнодемографические процессы в Грузии до присоединения к России.