Форум историка-любителя

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Лаудаев и Бакиханов


Лаудаев и Бакиханов

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Они похожи, оба этих историка, чеченец и азербайджанец. Оба жили в позапрошлом веке, получили русское образование; оба оказались первыми у своих народов авторами, кто написали специальные труды, посвященные отечественной истории. Лаудаев и Бакиханов не были ангажированы, писали объективно, стараясь не столько фантастически приукрасить прошлое своих народов, как модно ныне, сколько передать их правдивую историю. Этим они резко и в лучшую сторону отличаются от современных азербайджанских и чеченских авторов. И по этой причине они, если не преданы пока полностью забвению на родине, то точно чаще игнорируются, нежели бывают упомянуты. Намерения давать по этим авторам полные обзоры, нет. Меня интересует у них лишь то, что касается грузин.

Начну с Лаудаева и его работы "Чеченское племя". Ее особенная ценность состоит в том, что опирается она исключительно на устные предания чеченского народа. Концепция современных чеченских историков относительно грузин имеет такой вид, если сжато. Во-первых, горцы Грузии (мтиулы, хевсуры, тушины) сначала являлись чеченцами, их затем ассимилировали грузины. Во-вторых, среди грузинских фамилий имеются и фамилии чеченского происхождения, в то время как среди чеченских родов почти не встретишь происходящих из грузин (конечно не считая малозначительную тайфу гуржий, чью связь с грузинами, из-за ее говорящего имени, чеченские историки отрицать бессильны).

Лаудаев, собравший чеченские сказания, не просто не подтверждает современную концепцию чеченских историков по Грузии, но и резко противостоит ей. Насчет первого, он нигде ни разу ничего не говорит о чеченском происхождении грузинских горцев, о вхождении горной Грузии в пределы чеченского этнического ареала. Выходит, данная версия в чеченских преданиях отсутствует.

По второму, так. Он пишет: "грузины и соседние с ними горские племена зашли в нынешнюю Чечню, и поселясь в ней, смешались с туземцами; смешение это и теперь очевидно на порубежных землях чеченского племени: например, жители аулов Мааста, Малги и др. составляют нечто среднее между чеченцами и хевсурами". Под аулами Малги и Мааста, Лаудаев подразумевает селения майстинцев и мелхистинцев.

О чермоевцах Лаудаев передает схожую информацию, а именно, что "фамилия эта вышла из Мааста и водворилась в ауле Нашах, следовательно, она - хевсурского происхождения". Далее, о чеберлоевцах он сообщает, что "аварцы, грузины, хевсуры и другие, водворялись между ними". Наконец, автор признается, что "много чеченских фамилий приписывают себе происхождение от грузин".

Очевидно, чеченцы не воспринимали хевсур как часть своего этноса, и более того, многие чеченские рода в таких крупных тайфах, как Чеберло, Майста и Мелхиста, имели корни из Грузии, конкретно из Хевсуретии. И кроме того, в восприятии чеченцев, быть потомком хевсура значило не просто не быть потомственным чеченцем, но означало иметь отношение к грузинскому этносу.

С отцом азербайджанской истории, Бакихановым, не менее интересно. Можно по пунктам разложить извлечения из его труда, касающиеся Грузии и грузин, и не только это, чтобы сравнить насколько резко противоречат им современные воззрения азербайджанских историков.

Бакиханов признает историческую значимость хоронима Сомхити, равнозначного Нижней Картли, что отвергается азербайджанскими историками.

Плиний и Птолемей пишут, что северная граница Армении доходила до Куры, на правом берегу которой находятся Тифлис, Туманис (Дманис), Бунис и др. Эта часть нынешней Грузии называется Сомхетией, что на грузинском языке означает Армению и действительно в Сомхетии армяне многочисленнее грузин.

Тифлис грузины брали собственными силами, хотя в Баку утверждают, что вместо грузин в том столетии воевали кипчаки.

По Хабиб ас-сийар, Тифлис входил в состав Армении. Во время халифа Усмана Тифлис был занят [арабами] и все время находился под властью халифата, на что указывают монеты, чеканенные в Тифлисе. Иверия, простираясь на запад от Дагестана, заключает в себе страны гористые и восточные части Имеретии. Армянские историки называют древних грузин иврац, что значит «горец». По словам Йакута, жившего в начале VII ст. хиджры [XIII в.], грузины, пользуясь беспорядками, бывшими в Персии, опустошили правый берег Куры, а раздоры селджукских султанов Махмуда и Мас'уда позволили им овладеть Тифлисом.

Это междоусобие расстроило государство, и грузины, пользуясь случаем, овладели Тифлисом и его окрестностями.

Кубинский Фатали-хан, считающийся азербайджанским историческим лицом, обращался за военной помощью к русским, совместными усилиями они действовали против Дагестана. В Баку обыкновенно всю ответственность за утверждение русского владычества на Кавказе возлагают исключительно на грузин.

Фатх Али-хан, опустошив весь Терекемский магал, пришел в Дербенд и, соединившись там с русскими, отправился в Кюринское владение. Магомед-хан Казикумыкский был разбит. Разорив его землю, Фатх Али-хан вместе с русскими двинулся на Верхний Табасаран, к урочищу Калук. Табасаранцы, надеясь на свои сильные укрепления, решили защищаться, но после кратковременного сопротивления были рассеяны, после чего явились с покорностью к Фатх Али-хану. Русский отряд в конце этого года возвратился в Кизляр, но помощь, оказанная русскими Фатх Али-хану, весьма способствовала усилению его власти и влияния на восточную часть Кавказа.

Азербайджанские историки категорически отрицают грузинское происхождение ингилойцев. У Бакиханова, они изначально относились к Грузии.

Спустя некоторое время валий с большими силами двинулся против Джарского общества, чтобы захватить племя Ингилоев, принадлежавшее некогда Грузии, но по просьбе жителей подоспел Хаджи Челеби и, встретившись с валием на левом берегу Каныка (Алазани), вторично разбил его.

По меньшей мере дважды в истории знатные грузины управляли тюркскими ханствами, Нухинским и Шемахинским, что игнорируется азербайджанскими историками.

В 986 (1578) г. Мустафа-паша (прозванный Лала-Паша — наставник) со стотысячным войском двинулся на завоевание этих областей. Правители Эривани и Карабага встретили его близ Ахалцыха, но были наголову разбиты. Лала-паша, овладев Тифлисом, продолжал свой поход в Ширван. Иса-хан сын Левенд-хана кахетинского, зять шаха, управлявший тогда Шекинской провинцией, оказался не в состоянии пресечь ему путь и удалился в горы.

Константин-мирза со своим отцом Александр-ханом, валием грузинским, находились тогда при шахе Аббасе, который подарил Александр-хану корону. и пояс, украшенный драгоценными камнями, и утвердил его на грузинском престоле. Сына его Константина-мирзу шах назначил правителем Ширвана в ранге хана и поручил ему с помощью отца окончательно покорить Ширван.

Традиционно в Баку напрочь отрицают множество фактов тюркских злодеяний против грузин. Бакиханов приводит несколько подобных случаев.

В 1038 (1629) г. шах Аббас Великий скончался на 54 году жизни в городе Ашраф Мазандаранской области. Он сам основал этот город, переселив туда много грузинских семейств и поныне сохранивших свой язык.

В 1052 (1642) г. после смерти шаха Сафи на престол вступил его десятилетний сын Аббас II. Во время его похода в Грузию было ограблено и истреблено много непокорных.

Сам же Хаджи Челеби, преследуя Ираклий-хана, занял Казахский и Борчалинский магалы, где оставил своего сына Агакиши-бека, который, пребывая там, опустошал в течение двух лет пограничные районы Грузии. Еще и поныне в деревне Пайдар существуют остатки укрепления, называемых Агакиши-бек Сенгяри. Притесняемый со всех сторон, валий прибегнул к помощи черкесов и других горских народов, вследствие чего Агакиши-бек удалился в Шеки.

Важные сведения Бакиханов предоставляет относительно вопроса переселения тюркских племен на Кавказ, в частности в Грузию. При этом, бакинские историки настаивают на древнем присутствии тюркских элементов в регионе. По Бакиханову, массовое заселение тюрками Кавказа (включая Грузию) происходило волнами в 13-14 и в 15-16 веках.

Теймур поселил в Карабаге, Гандже и Иреване 50 тысяч семейств, приведенных им из Турции и Сирии, по большей части потомков тех тюрков, которых Хулагу-хан переселил в Персию и которые временами уходили в Турцию и Сирию. Племя Айрум, название которого произошло из Эль-Рум, было также переселено им из Турции. Большая часть кочующих ныне племен в вышеуказанных провинциях являются их потомками.

Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу были туркменскими кочующими племенами, которые пришли в Персию во время царствования Аргун-хана. Кара-Коюнлу поселились на землях Азербайджана, Арзрума и Сиваса, а Ак-Коюнлу избрали для обитания область Дийарбакра.

Из древних грамот видно, что Шах Исмаил переселил из Ирака племя Баят частью в Эриван, а частью в Дербенд и Шабран, чтобы усилить местных правителей.

Турецкий султан Селим в 920 (1515) г. совершил набег на Персию и, разбив на Чалдыранском поле Шаха Исмаила, овладел Тавризом, но после девятидневного здесь пребывания, опасаясь неприятных последствий, возвратился в свои пределы. Оттуда он послал Фархад-пашу против Ала ад-Даули, который из гордости не признавал над собою власти ни одного из этих двух государей. В последовавшем сражении Ала ад-Даула был убит. Часть его подданных разошлась по Турции, а другая с его внуком Зулькадар-оглы перебралась в Азербайджан. Часть их поселилась в Шамшадинском магале, что ныне в Грузии, а часть смешалась с лезгинскими племенами, смежными с Грузией, отчего и до сих пор некоторые соседи называют их Бульгадар, с переменой «з» на «б». Зулькадары составляли ветвь туркменского племени, переселенного в Персию, как было сказано выше, Хулагу-ханом.

Племя Кырклу из туркменских афшаров, переселившееся во время нашествия монголов из Туркестана в Азербайджан, при шахе Исмаиле Сефеви перебралось в область Абивард на Кюрганский источник.

Каджары — это племя Джалаирских тюрок из числа тех 200 тысяч семейств, которые были переселены Хулагу-ханом (внуком Чингиз-хана) в Персию.

Эмир Теймур (Тамерлан) переселил 50 тысяч семейств каджаров в Кавказский край и поселил их в Эриване, Гандже и Карабаге, где они в течение времени еще более умножились. Многие из этих каджаров при сефевидских шахах были государственными деятелями и управляли Армениею и Ширваном. Это от них произошли эриванские и ганджинские ханы, из которых последние, по имени Зияд оглы, раньше были владыками земель от Худаферинского моста до деревни Шулавер, что выше Красного моста в Грузии.

Важнейший момент, какой хочется подчеркнуть отдельно. Бакиханов по сути согласен с мнением грузинских историков о том, что борчалинские тюрки появились в Сомхити лишь при шахе Аббасе.

Жителей магалов Карахского из числа переселенных Хулагу-ханом и Борчалинского, поселенных на границах Грузии шах Аббасом I, Надир поручил грузинскому валию и таким образом под властью ханов ганджинских остались только окрестности города Ганджи.

0

2

Чеченские историки, придерживающиеся идеологии национализма, одержимы древностью, аборигенностью и расовой чистотой своей нации. Инородное происхождение (чаще всего аварское или русское) они признают только за теми чеченцами, что совершил недостойные проступки. Лаудаева же они называют "агентом русского колониализма".
Что же касается историков-националистов Азербайджана - здесь два течения:
1)автохтонисты  - считают, что Азербайджан и вся Передняя Азия - родина прототюрков, Албания и Мидия - тюркские страны, скифы и гунны - предки азербайджанцев. Все их идеи - это плагиат автохтонизма армян, которые, по их идеологии считаются сбродом из евреев, цыган и курдов. У Бакиханова берут только то, что подходит под их теории.
2)пантюркисты - гордятся родством с тюркскими народами (особенно с Турцией и тюркскими каганатами), одержимы идеей расовой чистоты и этнического происхождения. Их цель - доказать, что азербайджанцы - это чистейшие потомки кочевников из Средней Азии (сельджуков, монголов Хулагу, кара-коюнлу и ак-коюнлу). Особенно они гордятся тем, как Сефевиды, Афшары и Каджары обращались с армянами и грузинами. Постоянно цитируют те места из Бакиханова, где говорится о победах тюрков над аборигенами.

+1

3

Hajimurad написал(а):

Чеченские историки, придерживающиеся идеологии национализма, одержимы древностью, аборигенностью и расовой чистотой своей нации. Инородное происхождение (чаще всего аварское или русское) они признают только за теми чеченцами, что совершил недостойные проступки. Лаудаева же они называют "агентом русского колониализма".
Что же касается историков-националистов Азербайджана - здесь два течения:
1)автохтонисты  - считают, что Азербайджан и вся Передняя Азия - родина прототюрков, Албания и Мидия - тюркские страны, скифы и гунны - предки азербайджанцев. Все их идеи - это плагиат автохтонизма армян, которые, по их идеологии считаются сбродом из евреев, цыган и курдов. У Бакиханова берут только то, что подходит под их теории.
2)пантюркисты - гордятся родством с тюркскими народами (особенно с Турцией и тюркскими каганатами), одержимы идеей расовой чистоты и этнического происхождения. Их цель - доказать, что азербайджанцы - это чистейшие потомки кочевников из Средней Азии (сельджуков, монголов Хулагу, кара-коюнлу и ак-коюнлу). Особенно они гордятся тем, как Сефевиды, Афшары и Каджары обращались с армянами и грузинами. Постоянно цитируют те места из Бакиханова, где говорится о победах тюрков над аборигенами.

Вы дали точные блестящие характеристики, ни добавить ни убавить.

0

4

нашёл с сайта тюркских расистов:
про турок:
В современной Турции живёт и поныне 3 млн. армян, 2 млн. греков, 4 млн. босняков и сербов, 1 млн. цыган, 4 млн. албанцев, 2 млн. грузин, 2 млн. арабов, 20 млн. курдов, и тд. Туркмены, юрюки, тахтаджи, и зейбеки в совокупности около 30 миллионов. Ещё и другие тюрки есть - ногаи, карапапахи, казаки, кыргызы, узбеки, татары-карагаши. Это ещё где-то миллиона 3-4.
Касательно переселения и миграций. Первая значительная миграция на запад была при сельджукских походах, в частности путь к покорению Малой Азии открыла битва при Малазгирте (до сих пор в Ахлате стоят сельджукские погребения). Переселилось из Закаспия около 600-650 тыс. Тюрков, главным образом огузов и туркмен (численность населения в Анатолии составляла на тот период 4-4,5 млн. туземцев). А вот при тимуридах произошла новая миграционная волна степняков на запад. Около 1 миллиона туркмен переселилось на восток Анатолии и иранский Азербайджан. В общей сложности в тот период 80% туркмен покинули родные места, основав на западе два сильных государства соперничающих между собой (Гарагоюнлу и Аггоюнлу).
про месхетинцев:
Месхетинцы такие же "турки" как я папуас. Месхетинцы на 80% это переднеазиатское хачьё (картвелы и армяне), и лишь 20% их этнической природы составляют осевшие и передавшие им свой язык туркмены и карапапахи.
про азербайджанцев:
Скажем большая часть лезгин и аварцев, татов, талышей, удинов, и курдов потеряли свой язык. Это горные и прибрежные к Каспию районы, там достаточно мало потомков туркмен. По моим личным наблюдениям, а также по наблюдениям ряда этнографов, около 40% жителей АР имеют туркменское происхождение (в случае с Турцией точно также). И живут они в районе Кура-Араксинской низменности и в Гянджа-Казахской зоне сельской местности.
Наверное удивитесь, но в Иране вобще отсутствует понятие "азербайджанец". Все иранские Тюрки, коих примерно 12-15 миллионов, называют себя общим этнонимом - ТЮРК, и лишь потом указывают на конкретное этническое происхождение - тюркмен, халадж, мугал, гашгай, карапапак, казах, узбек, и тд. В иранском Азербайджане (это 3 иранских провинции) из Тюркского населения преобладают туркмены, авшары, и карапапахи.
Азери/азари это дотюркское население иранского Азербайджана. По различным данным азари сегодня насчитывают 2-3 миллиона человек по всему северо-западу Ирана, хотя и говорят на смеси тюрко-талышского (вроде сартов СА). К тому же в Иране не менее 1 миллиона самих талышей, составлявших некогда целое с тати-азари. В таких туркменоговорящих городах как Тебриз, Марага, Ардебиль, Зенджан, Маранд, Хой процент туземного населения довольно высок, и несмотря на смену языка туркмены там так и не смогли составить явного большинства.Туркмены преобладают в пастбищных районах

0

5

про известных деятелей (с этого же сайта):
Из истории:

Азербайджанская Демократическая Республика (28 мая 1918 — 28 апреля 1920)
Руководитель: Мамед Эмин Расулзаде - тат

Азербайджанская ССР (28 апреля 1920 - 14 сентября 1990)
Руководители:

* Мирза Давуд Гусейнов (28 апреля 1920 — 23 июля 1920) - тат
* Виктор Иванович Нанейшвили (23 июля 1920 — 9 сентября 1920) - грузин
* Елена Дмитриевна Стасова (9 сентября 1920 — 15 сентября 1920) - русская
* Владимир Елизбарович Думбадзе (15 сентября 1920 — 24 октября 1920) - грузин
* Григорий Наумович Каминский (24 октября 1920 — 24 июля 1921) - еврей
* Сергей Миронович Киров (24 июля 1921 — январь 1925) - русский
* Рухулла Ахундов (январь 1925 — 21 января 1926) - тат
* Левон Исаевич Мирзоян (21 января 1926 — 5 августа 1929) - армянин
* Николай Фёдорович Гикало (5 августа 1929 — 5 августа 1930) - еврей
* Владимир Иванович Полонский/Рувен Гершевич (5 августа 1930 — январь 1933) - еврей
* Рубен Гукасович Рубенов (7 февраля 1933 — 10 декабря 1933) - армянин
* Мир Джафар Багиров (15 декабря 1933 — 6 апреля 1953) - тат
* Мир Теймур Якубов (6 апреля 1953 — 12 февраля 1954) - тат
* Имам Мустафаев (16 февраля 1954 — 8 июля 1959) - аварец
* Вели Ахундов (10 июля 1959 — 14 июля 1969) - тат
* Гейдар Алиев (14 июля 1969 — 3 декабря 1982) - курд
* Кямран Багиров (3 декабря 1982 — 21 мая 1988) - терекеме/туркмен
* Абдул-Рахман Везиров (21 мая 1988 — 20 января 1990) - тат
* Аяз Муталибов (25 января 1990 — 14 сентября 1990) - тат

Азербайджанская республика ( с 18 октября 1990)
Руководители:

* Аяз Муталибов (30 августа 1991 - 18 мая 1992) - тат
* Иса Гамбаров (19 мая 1992 - 16 июля 1992) - курд
* Абульфаз Эльчибей/Алиев (16 июня 1992 - 1 сентября 1993) - курд
* Гейдар Алиев (3 октября 1993 - 31 октября 2003) - курд
* Ильхам Алиев (с 31 октября 2003) - курд

0

6

Hajimurad. Везиров и Муталлибов таты? Гамбар и Эльчибей курды? Это все точно?
По-моему, перечисленные лица типичные азербайджанские тюрки, что внешностью, что характером.

0

7

Везиров родился в селе Бинагади (По статистическим данным 1893 года, этнический состав Бинагади составляли таты). Насчёт Муталибова - его многие считают татом. Иса Гамбаров - уроженец села Кюрдляр (Курды) Физулийского района. Эльчибей происходит из Сисиана (правда, родился в Нахичевани), где тюрков просто нет и никогда не было. В Сисиане жили преимущественно курды-мусульмане.
Насчёт перечисленных персонажей можно много спорить, но вот считать Эльчибея истинным тюрком могут только поехавшие сторонники тюрко-шумерской теории. Эльчибей явно несмешанный представитель индо-афганского типа, что говорит о его иранском происхождении.

0

8

Hajimurad

Везиров родился в селе Бинагади (По статистическим данным 1893 года, этнический состав Бинагади составляли таты).

Но его родители не из Бинагади, они карабахские тюрки, народность джаванширов. Следовательно, статистические данные 1893 года (по-моему 1897 г.) по этническому составу поселка Бинагади к предкам Везирова отношения не имеют, его предки в то время обитали в Карабахе.

Насчёт Муталибова - его многие считают татом. Иса Гамбаров - уроженец села Кюрдляр (Курды) Физулийского района.

Все-таки там Кюдлер, это не совсем то же что Кюрдляр. Кроме того, по той же переписи 1897 года, в Карягинском уезде, в состав которого входило тогда это село и где в это время жили предки Гамбара, из 66 тысяч человек, татары составляли 50 тысяч, армяне 15 тысяч, на оставшуюся тысячу приходились курды, славяне и другие. То есть курдов там был совершенный мизер, в сравнении с тюрками.

Эльчибей происходит из Сисиана (правда, родился в Нахичевани), где тюрков просто нет и никогда не было. В Сисиане жили преимущественно курды-мусульмане.

Это биография Гейдара Алиева, это его корни из Сисиана, сам он уроженец Нахичевани и потомственный курд. У Эльчибея другая история, он ордубадец, его родословная известна, она восходит к кызылбашам Южного Азербайджана (вернее, просто Азербайджана).

Насчёт перечисленных персонажей можно много спорить, но вот считать Эльчибея истинным тюрком могут только поехавшие сторонники тюрко-шумерской теории. Эльчибей явно несмешанный представитель индо-афганского типа, что говорит о его иранском происхождении.

В том и дело, что азербайджанские тюрки, или закавказские татары, физическим типом не схожи с классическими тюрками, чей тип распространен в Средней Азии. Они как раз ближе к физическим типам иранских народов.

0

9

Два азербайджанских автора начала позапрошлого века, написавших работы по истории Карабаха - Мирза Джамал Джаваншир ("Карабах тарихи") и Мирза Адигезаль-бек ("Карабах-наме") - считали Азербайджан страной, располагавшейся южнее реки Араз (Аракс) и не относили к Азербайджану территорию современной Азербайджанской республики.

Так, Мирза Джамал выставлял Ширван и Карабах землями, не имеющими отношения к Азербайджану: "...Панах-хан для подавления лживого и коварного врага со своими войсками и знаменитыми всадниками Карабаха отправился в Азербайджан к Керим-хану..."; "...Ханы и беки окрестных вилайетов Азербайджана и Ширвана...".

Мирза Адигезаль-бек также разделял Азербайджан и Ширван: "...Сколько бы Надир-шах своим острым, всесильным, подобно року, пером ни писал азербайджанским и ширванским ханам...". Карабахского правителя Панах-хана и узурпатора Фатали-хана, овладевшего Азербайджаном, Мирза Адигезаль-бек представил как независимых друг от друга персон. Владеть Азербайджаном у него не означало владеть в том числе и Карабахским ханством, что указывает на нахождение Карабаха вне азербайджанских границ: "...Он [Афшар Фатали-хан] покорил все азербайджанские области [...] Кроме Панах-хана не было у него другого соперника..."; "...Фатали-хан Афшар, один из важнейших сановников шаха Надира, имевший притязания на персидский пресол, овладел Азербайджаном и пришел с войском в Карабах...".

Определяя границы Гянджинского ханства во время его максимального территориального расширения, Мирза Адигезаль-бек на юге провел их по все той же реке Араз (через нее ведет мост Худаферин), указав, что здесь ханство граничило с Азербайджаном: "...Граница Гянджинского ханства с Грузией проходила выше Сынык-керпю близ Сури-даша и с Азербайджаном у Худаферинского моста...".

Долго еще современные бакинские фальсификаторы будут навязывать окружающим народам миф об исторически существовавших так называемых Южном и Северном Азербайджанах, или даже едином, слоновом (филь бойда) Азербайджане от Дагестана до Пакистана? Как видно, тут они входят в противоречие даже с отечественными авторами позапрошлого столетия.

Никто не отвергает прав нынешней Азербайджанской республики, появившейся век назад на землях Ширвана и Мугани, Арана и Нахичевани на хороним "Азербайджан". От вас всего лишь требуется прекратить расширять исторический Азербайджан на земли, лежащие севернее Аракса, только лишь на том основании, что уже как сто лет они составляют Азербайджанскую республику.

0

10

Гянджинские ворота в Гелатском монастыре

В часовне Гелатского монастыря, где расположена могила царя Давида, стоят железные ворота, на которых выбита арабская надпись. Вернее, от ворот осталась одна половина, створка, чей низ еще и покромсан. Это то, что сохранилось от так называемых Гянджинских Ворот, или Ворот Гянджи. Судя по содержанию надписи, ворота были выкованы, если перевести в христианское летоисчисление, в 1063 году, кузнецом Юсуфом ибн Усманом, в правление эмира Шавура из династии Шеддадидов.

К тому времени Гяндже шел уже третий век. Это был относительно крупный и развитый, средневековый мусульманский город, с населением, смешанным по своему этническому происхождению, но давно уже переплавленным в единую мусульманскую, арабоязычную нацию-умму. Вскоре после изготовления ворот, Гянджа, вместе со многими другими городами и странами Закавказья и Междуречья, Передней и Малой Азии, попала под владычество вторгшихся на Ближний Восток сельджуков. Так Гянджа благополучно просуществовала еще более полувека, пока не наступил роковой для нее 1139 год.

Время от времени в нашем регионе происходят подобные землетрясения, уничтожающие целые селения и города. Из совсем недавнего, например, разрушительное землетрясение в Армении, уничтожившее город Спитак. В средневековье, это приходилось пережить жителям Шемахи, Двина. Вот такое же ужасное землетрясение до основания разрушило и средневековую Гянджу. По признанию мусульманских авторов, города будто бы и не было вовсе, настолько масштабно толчки уничтожили постройки Гянджи. Погибших насчитывалось более двухсот тысяч человек.

Далее, албанский, или точнее армянский хронист, Мхитар Гош, сообщает, что как только весть о случившемся достигла соседнего Тбилиси, грузинский царь Деметре, сын Давида, немедленно снарядил и возглавил мародерскую экспедицию, чтобы поживиться на развалинах погибшей Гянджи. По словам армянина, грузины повели себя самым отвратительным образом, и вместо помощи пострадавшим, поступали с ними крайне немилосердно. Мало что завладели всякими ценностями, какие там обнаружили, так еще и полонили уцелевших гянджинцев, уведя тех с собой в Грузию. Тогда же нашли грузины в груде обломков и те самые ворота, которые, по легенде, заставили тащить своих пленников.

Не станем сейчас разбирать, насколько можно доверять словам армянина, когда тот рассказывает что-либо о грузинах. Как человек, прочитавший все армянские летописи, из тех, разумеется, что были переведены на русский, а переведено их большинство, могу заверить, что о грузинах армянские хронисты нередко позволяли себе писать откровенные гадости, и чаще допускали ложь и клевету, нежели правду, что легко проверить, при сопоставлении с описанием у других авторов. Исключение тут, это разве что Аракел Даврижеци, вполне расположенный к грузинам. Поверим все же пока что словам Мхитара Гоша, тем более, что его слова охотно принимают современные азербайджанские историки, что для нас сейчас станет немаловажным обстоятельством.

Итак, город Гянджа прекратил свое существование. Нет его крепостных стен, строений и домов, умерло большинство его жителей, а выживший остаток угнан в чужие края. Согласно мусульманским источникам, правители тогдашнего Азербайджана, атабеки из династии Ильдегезидов, решили воссоздать Гянджу, и основали новый город с таким же названием, только в нескольких километрах дальше от места расположения прежней Гянджи. Эта новая Гянджа несомненно была уже сугубо тюркским, тюркоязычным городом, поскольку тюрки должны были составить основу колонистов. Хотя разумеется там могли оказаться и представители других этносов. Впрочем, для нас это не столь существенно. К колонистам новой Гянджи, между прочим, принадлежал и знаменитый поэт Низами Гянджеви, рожденный совсем далеко отсюда, и ребенком привезенный родителями. Современные гянджинские азербайджанцы безусловно являются потомками этих новых гянджинцев.

Тут я перехожу собственно к сути проблемы. Не могу сказать когда именно началась эта история, но очевидно, что познакомившись с информацией о Воротах Гянджи, хранящихся в грузинском монастыре, гянджинцы в частности, и азербайджанцы в целом, загорелись идеей заполучить эти ворота, вернуть якобы свое историческое достояние, и с тех пор периодически обращаются к грузинам с соответствующей просьбой, на что каждый раз получают отказ, и получая его, встают, что называется, в позу слегка обиженного. Главное, что хотелось выяснить в поднятой теме, это степень права азербайджанцев претендовать на ворота.

В самом деле, поразмыслим. Что связывает современных гянджинцев с Гянджой кузнеца Юсуфа и эмира Шавура? Только название города, и все. В остальном, это два отдельных города, у которых разное месторасположение и различная этнокультурная идентичность населения. Налицо отсутствие преемственности поколений. Неужели одно название дает новой Гяндже право объявить себя наследницей старой Гянджи, и претендовать на историческое достояние последней? С таким же успехом, директор исторического музея города Мемфис, штат Теннесси, если конечно там имеется музей истории, может потребовать от мэра Лондона передать ему хранящиеся в Британском музее археологии экспонаты Древнего Египта, на том же основании, что в Древнем Египте существовал город Мемфис.

Но это еще не весь курьез. Дело в том, что нахождение Гянджинских Ворот в Грузии как раз отвечает исторической справедливости, раз уж азербайджанцы предлагают исходить из того, что наследник должен владеть историческим достоянием своего предка. На что я намекаю? А вот на что.

Поскольку азербайджанские историки сегодня предпочитают опираться на ту версию событий, что была изложена Мхитаром Гошем, мы получаем следующий расклад. Грузины увели уцелевших гянджинцев, несомненно поработив этих несчастных людей. Что мы знаем, какая участь ожидала пленника в Грузии, будь то античная эпоха, или средние века? Правильно, его превращали в кма-глехи, бесправного крепостного крестьянина, по своему положению равного положению крепостного крестьянина на Руси. Это означает, что пленных гянджинцев скорей всего распределили по землям грузинских феодалов, навсегда закрепив их тут. Стоит ли объяснять, что во втором или третьем поколении, они полностью огрузинились - были крещены, получили грузинские окончания фамилий, освоили грузинскую речь.

Раз нигде в Грузии не осталось следов тех гянджинцев, следует полагать, что они растворились в грузинской нации бесследно. А грузинская нация, растворив в себе эту общину, стала, если исходить из принципов, предлагаемых азербайджанской стороной, правопреемницей и той материальной собственности, что была создана и принадлежала старым гянджинцам, и в частности, их городских ворот. Поскольку потомки тех старых гянджинцев ныне живут в Грузии, то выходит, что и ворота теперь находятся дома.

По крайней мере, если уж и вынести эти бесхозные ворота из Гелати, с целью передачи их хозяину, то передать их будет просто некому. А потому, и вопрос этот, азербайджанской стороне, поднимать больше не стоит.

0

11

По мнению Мирзы Джамала Джаваншира, Россию в Закавказье пригласили и впустили отнюдь не грузины, а татары, возглавляемые карабахским ханом. Это сейчас в Азербайджане принято отрицать русофильские настроения своих предков, перекладывая на одну Грузию всю ответственность за проникновение России в Закавказье. Не так думали двести лет назад, во время указанного автора:

В то время, когда Ага Мухаммед шах еще находился в районе Фарса и Хорасана, генерал-аншеф граф Валериан Зубов, согласно повелению и приказу ее величества императрицы Екатерины, прибыл с крупным войском в Дербендский район (Войска графа Зубова к Дербенду подошли 2 мая 1796 г.), захватил Дербендскую крепость и, подступив к окрестностям города Шемахи, расположился там лагерем. Ибрагим хан по своей доброй воле отправил к главнокомандующему Валериану Зубову своего сына Абульфат хана с сыновьями некоторых беков Карабага, с подарками и породистыми лошадьми, изъявив свою покорность и искренние чувства к высокому Российскому государству. Им было написано также прошение с выражением преданности ее величеству императрице.

Оказав большие почести Абульфат хану и другим сыновьям беков Карабага, главнокомандующий отправил прошение Ибрагим хана через свое доверенное лицо и своего адъютанта по дербендской и кизлярской дороге к ее величеству императрице, а с одним князем послал богатые подарки к Ибрагим хану, обнадежив его вечной милостью ее величества императрицы. Когда окрестные ханы узнали о том, что Ибрагим хан направил своего сына к главнокомандующему, то все они, а именно: Мир Мустафа хан талышский, Мустафа хан ширванский, Джавад хан и даже ханы Эривана, Нахичевани, Хоя и Карадага отправили своих посланников к Ибрагим хану и заявили: «Мы не откажемся от того, что находит целесообразным Ибрагим хан. Поскольку он счел нужным подчиниться Российскому государству, то мы также последуем по пути дружбы и повинуемся милостивой императрице России». Ибрагим хан вновь [все] эти письма отправил главнокомандующему Зубову.

Не упомянут кубинский Фатали-хан, он к тому времени (90-е годы) умер. Об его союзничестве с русскими говорил другой азербайджанский историк, Бакиханов, о чем сказано в первом сообщении темы. Что касается Ираклия, то по словам Мирзы Джамала, карабахский Ибрагим-хан угрозами принудил грузинского царя присоединиться к создаваемой им прорусской коалиции в Закавказье. Карабахский хан находился в родственных отношениях с аварским Умма-ханом и другими владетелями Дагестана, и от его (Ибрагима) воли зависело как жестко дагестанцы разорят Грузию.

Хотя по степени могущества и величия грузинский валий и превосходил других ханов Ширвана, Хоя, Эривана и пр. — он происходил из древней династии, владел обширным вилайетом и крупным богатством, — но тем не менее во всех делах он прислушивался к советам Ибрагим хана, ибо Умма хан, правитель Аварии и Дагестана, а также прочие владетели тех мест, повиновавшиеся Ибрагим хану в силу своего родства с ним, в случае возникновения каких-либо трений между грузинским валием и ханом, шли с крупным войском на Грузию и производили там большие опустошения, что и случилось в 1199 [1784/85] году, когда ухудшились отношения между валием Грузии и Ибрагим ханом. Умма хан с многочисленным войском вторгся в Грузию, захватил крепости Сыгнаг и Гюмюшхана, истребил много жителей, а оставшихся [в живых] детей и жен жителей того места пленил. Ограбив многие окрестные деревни, он пошел в Ахыска [Ахалцих] к Сулейман паше, где провел зиму, а затем, получив богатые подарки от румского султана, опять вернулся через Грузию в Дагестан и по дороге осадил расположенную на границе мощную крепость Вахан, где проживал с семьей князь Абашидзе, и захвалил ее. Истребил многих жителей крепости, оставшихся [в живых] детей и женщин пленил, а имущество и богатство их ограбил. Одну из дочерей князя Абашидзе с некоторыми вещами он послал в качестве подарка Ибрагим хану. Ибрагим хан женился на ней, и от этой самой дочери Абашидзе родился один сын и одна дочь. На другой дочери князя Абашидзе женился сам Умма хан.

Ввиду всего этого валий во многом нуждался в Ибрагим хане. [Дорожил он им] еще и потому, что ханы Ширвана, Шеки, Ганджи, Эривана, Хоя, Карадага, Нахичевана, Талыша, Тебриза, а также Шахсевана и Шегаги подчинялись Ибрагим хану, ни в чем не смея перечить ему. И тифлисский валий в силу своей преданности, а также из осторожности изъявил согласие подчиниться высокому государству России, отразив посла с прошением.

0

12

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t638566.png

Есть такой фразеологизм "Доказывать, что ты не верблюд", о невозможности доказать очевидную необоснованность какого-либо обвинения (ru.wiktionary.org/wiki/доказывать,_что_ты_не_верблюд). Человек просто взял и заявил, что этот, несомненно грузинский монастырь, никакой не грузинский, но албанский, и его утверждение настолько необоснованно, что не поддается опровержению.

Логику йолдаша Асадова я уловил. Монастырь расположен в Сигнахском районе, а Сигнахи (Сыгнак) топоним тюркского происхождения, означает "убежище"; следовательно, это исконно тюркская земля, и раз она исконно тюркская, на ней не могут присутствовать грузинские памятники, или какие иные, кроме албанских, потому что кавказские албаны являлись тюрками. Короче говоря, перед нами азербайджанский монастырь.

Кстати, тезис об этнической тюркской принадлежности Кавказской Албании тоже из категории "верблюжьего". И тут очевидная нелепость, настолько очевидная и простая, что немеют уста. А асадовым хоть бы хны, взял и сказал.

Правда в последнем предложении, где йолдаш Асадов относит "этот [Сыгнакский] вилаят" к Шеки, аргументация может забуксовать. Если Сыгнак легко переводится с тюркского, то Шеки (Шакихи) с тюркского не переводится никак.

Теперь самое интересное. Сигнахи в действительности весьма поздний топоним в Кахетии, он возник в 18 веке, и возник не из-за тюрок, будь он хоть тысячу раз тюркским, но благодаря армянам, как бы неприятно не звучала эта новость для асадовых.

Вот что об этом говорится в орбелиановской хронике: В ту пору Пана-хан Карабагский ущемлял своего соседа – Сигнагское ханство. Не смогли выдержать этот натиск местные армяне. Один мелик сигнагский Усуп-бег со своими людьми в количестве ста дымов пришел в Картли к царям. Расположили этих людей в Тбилиси, а самого мелика вызвали в Кахети. Уехал Усуп-бег со своим отрядом в Кахети к царям, и приняли они его с почетом.

Возможно, этот Усуп-бег соответствует полистанскому мелику Овсепу Бегларяну, из труда Раффи "Меликства Хамсы". Он как раз был из числа тех, кто боролся с экспансией Панах-хана. И он же, вместе с чилебурдским меликом, Адамом Израиляном, обращался к царю Теймуразу с целью создания союза против карабахского хана. По словам Раффи, войско Теймураза якобы даже прибыло в Карабах, где к нему присоединились силы местных армян, враждебных Панах-хану, а против них выступило войско карабахского хана, совместно с людьми союзных ему армянских меликов. И будто бы на реке Каркар, неподалеку от Аскерана, произошла битва, в которой армяно-грузинское войско одержало победу над армяно-тюркскими силами. Не могу судить о достоверности данного эпизода.

Раффи пишет, что место, где Панах-хан основал Шушинскую крепость, имело несколько названий, и одно из них Большой Сыгнах. Надо заметить, что Шуша представляет собой небольшое, покрытое зеленью плато на вершине неприступной скалы. Термин "убежище" для данного места весьма подходящий. Однако эта территория относилась к Варанде, и в Варанде правили Шахназаряны. В Грузию же приезжал представитель рода Бегларянов, правивших в Полистане.

Может быть под личностью "сигнагского Усуп-бега" Папуна Орбелиани подразумевал варандинского мелика, Овсепа Шахназаряна, убитого родным братом, Шахназаром? Этот последний как раз держал сторону хана, и по логике, раз он убил брата, то брат (Овсеп) мог быть противником Панах-хана.

Раффи ничего не сообщает о контактах Овсепа Шахназаряна с царем Теймуразом, повторю, у него этим занимался Овсеп Бегларян. Но может быть армянский автор 19 века просто перепутал двух овсепов, ибо к Орбелиани тут доверия больше, ибо он жил во время описываемых им событий.

Итак, некий армянский мелик из Карабаха по имени Овсеп, владевший местностью Сыгнах (Сыгнак), и оттого грузинам известный под именем сигнагского мелика Усуп-бега, приезжал в Тифлис со своей общиной, ища там пристанища от преследований карабахским ханом Панахом, с кем также враждовал грузинский царь Теймураз. Затем его, с частью его людей, переправили в Кахетию, где они, по всей видимости, и остались, основав поселение Сигнаги, названное так в честь той волости откуда они прибыли.

Следовательно, топоним Сигнаги в Кахетии, во-первых, относительно недавний, он появился там всего несколько столетий назад, когда никакой Албании уже и в помине не было. И во-вторых, основан этот топоним был армянскими поселенцами и к тюркам его возникновение имеет весьма посредственное отношение.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Лаудаев и Бакиханов