Они похожи, оба этих историка, чеченец и азербайджанец. Оба жили в позапрошлом веке, получили русское образование; оба оказались первыми у своих народов авторами, кто написали специальные труды, посвященные отечественной истории. Лаудаев и Бакиханов не были ангажированы, писали объективно, стараясь не столько фантастически приукрасить прошлое своих народов, как модно ныне, сколько передать их правдивую историю. Этим они резко и в лучшую сторону отличаются от современных азербайджанских и чеченских авторов. И по этой причине они, если не преданы пока полностью забвению на родине, то точно чаще игнорируются, нежели бывают упомянуты. Намерения давать по этим авторам полные обзоры, нет. Меня интересует у них лишь то, что касается грузин.
Начну с Лаудаева и его работы "Чеченское племя". Ее особенная ценность состоит в том, что опирается она исключительно на устные предания чеченского народа. Концепция современных чеченских историков относительно грузин имеет такой вид, если сжато. Во-первых, горцы Грузии (мтиулы, хевсуры, тушины) сначала являлись чеченцами, их затем ассимилировали грузины. Во-вторых, среди грузинских фамилий имеются и фамилии чеченского происхождения, в то время как среди чеченских родов почти не встретишь происходящих из грузин (конечно не считая малозначительную тайфу гуржий, чью связь с грузинами, из-за ее говорящего имени, чеченские историки отрицать бессильны).
Лаудаев, собравший чеченские сказания, не просто не подтверждает современную концепцию чеченских историков по Грузии, но и резко противостоит ей. Насчет первого, он нигде ни разу ничего не говорит о чеченском происхождении грузинских горцев, о вхождении горной Грузии в пределы чеченского этнического ареала. Выходит, данная версия в чеченских преданиях отсутствует.
По второму, так. Он пишет: "грузины и соседние с ними горские племена зашли в нынешнюю Чечню, и поселясь в ней, смешались с туземцами; смешение это и теперь очевидно на порубежных землях чеченского племени: например, жители аулов Мааста, Малги и др. составляют нечто среднее между чеченцами и хевсурами". Под аулами Малги и Мааста, Лаудаев подразумевает селения майстинцев и мелхистинцев.
О чермоевцах Лаудаев передает схожую информацию, а именно, что "фамилия эта вышла из Мааста и водворилась в ауле Нашах, следовательно, она - хевсурского происхождения". Далее, о чеберлоевцах он сообщает, что "аварцы, грузины, хевсуры и другие, водворялись между ними". Наконец, автор признается, что "много чеченских фамилий приписывают себе происхождение от грузин".
Очевидно, чеченцы не воспринимали хевсур как часть своего этноса, и более того, многие чеченские рода в таких крупных тайфах, как Чеберло, Майста и Мелхиста, имели корни из Грузии, конкретно из Хевсуретии. И кроме того, в восприятии чеченцев, быть потомком хевсура значило не просто не быть потомственным чеченцем, но означало иметь отношение к грузинскому этносу.
С отцом азербайджанской истории, Бакихановым, не менее интересно. Можно по пунктам разложить извлечения из его труда, касающиеся Грузии и грузин, и не только это, чтобы сравнить насколько резко противоречат им современные воззрения азербайджанских историков.
Бакиханов признает историческую значимость хоронима Сомхити, равнозначного Нижней Картли, что отвергается азербайджанскими историками.
Плиний и Птолемей пишут, что северная граница Армении доходила до Куры, на правом берегу которой находятся Тифлис, Туманис (Дманис), Бунис и др. Эта часть нынешней Грузии называется Сомхетией, что на грузинском языке означает Армению и действительно в Сомхетии армяне многочисленнее грузин.
Тифлис грузины брали собственными силами, хотя в Баку утверждают, что вместо грузин в том столетии воевали кипчаки.
По Хабиб ас-сийар, Тифлис входил в состав Армении. Во время халифа Усмана Тифлис был занят [арабами] и все время находился под властью халифата, на что указывают монеты, чеканенные в Тифлисе. Иверия, простираясь на запад от Дагестана, заключает в себе страны гористые и восточные части Имеретии. Армянские историки называют древних грузин иврац, что значит «горец». По словам Йакута, жившего в начале VII ст. хиджры [XIII в.], грузины, пользуясь беспорядками, бывшими в Персии, опустошили правый берег Куры, а раздоры селджукских султанов Махмуда и Мас'уда позволили им овладеть Тифлисом.
Это междоусобие расстроило государство, и грузины, пользуясь случаем, овладели Тифлисом и его окрестностями.
Кубинский Фатали-хан, считающийся азербайджанским историческим лицом, обращался за военной помощью к русским, совместными усилиями они действовали против Дагестана. В Баку обыкновенно всю ответственность за утверждение русского владычества на Кавказе возлагают исключительно на грузин.
Фатх Али-хан, опустошив весь Терекемский магал, пришел в Дербенд и, соединившись там с русскими, отправился в Кюринское владение. Магомед-хан Казикумыкский был разбит. Разорив его землю, Фатх Али-хан вместе с русскими двинулся на Верхний Табасаран, к урочищу Калук. Табасаранцы, надеясь на свои сильные укрепления, решили защищаться, но после кратковременного сопротивления были рассеяны, после чего явились с покорностью к Фатх Али-хану. Русский отряд в конце этого года возвратился в Кизляр, но помощь, оказанная русскими Фатх Али-хану, весьма способствовала усилению его власти и влияния на восточную часть Кавказа.
Азербайджанские историки категорически отрицают грузинское происхождение ингилойцев. У Бакиханова, они изначально относились к Грузии.
Спустя некоторое время валий с большими силами двинулся против Джарского общества, чтобы захватить племя Ингилоев, принадлежавшее некогда Грузии, но по просьбе жителей подоспел Хаджи Челеби и, встретившись с валием на левом берегу Каныка (Алазани), вторично разбил его.
По меньшей мере дважды в истории знатные грузины управляли тюркскими ханствами, Нухинским и Шемахинским, что игнорируется азербайджанскими историками.
В 986 (1578) г. Мустафа-паша (прозванный Лала-Паша — наставник) со стотысячным войском двинулся на завоевание этих областей. Правители Эривани и Карабага встретили его близ Ахалцыха, но были наголову разбиты. Лала-паша, овладев Тифлисом, продолжал свой поход в Ширван. Иса-хан сын Левенд-хана кахетинского, зять шаха, управлявший тогда Шекинской провинцией, оказался не в состоянии пресечь ему путь и удалился в горы.
Константин-мирза со своим отцом Александр-ханом, валием грузинским, находились тогда при шахе Аббасе, который подарил Александр-хану корону. и пояс, украшенный драгоценными камнями, и утвердил его на грузинском престоле. Сына его Константина-мирзу шах назначил правителем Ширвана в ранге хана и поручил ему с помощью отца окончательно покорить Ширван.
Традиционно в Баку напрочь отрицают множество фактов тюркских злодеяний против грузин. Бакиханов приводит несколько подобных случаев.
В 1038 (1629) г. шах Аббас Великий скончался на 54 году жизни в городе Ашраф Мазандаранской области. Он сам основал этот город, переселив туда много грузинских семейств и поныне сохранивших свой язык.
В 1052 (1642) г. после смерти шаха Сафи на престол вступил его десятилетний сын Аббас II. Во время его похода в Грузию было ограблено и истреблено много непокорных.
Сам же Хаджи Челеби, преследуя Ираклий-хана, занял Казахский и Борчалинский магалы, где оставил своего сына Агакиши-бека, который, пребывая там, опустошал в течение двух лет пограничные районы Грузии. Еще и поныне в деревне Пайдар существуют остатки укрепления, называемых Агакиши-бек Сенгяри. Притесняемый со всех сторон, валий прибегнул к помощи черкесов и других горских народов, вследствие чего Агакиши-бек удалился в Шеки.
Важные сведения Бакиханов предоставляет относительно вопроса переселения тюркских племен на Кавказ, в частности в Грузию. При этом, бакинские историки настаивают на древнем присутствии тюркских элементов в регионе. По Бакиханову, массовое заселение тюрками Кавказа (включая Грузию) происходило волнами в 13-14 и в 15-16 веках.
Теймур поселил в Карабаге, Гандже и Иреване 50 тысяч семейств, приведенных им из Турции и Сирии, по большей части потомков тех тюрков, которых Хулагу-хан переселил в Персию и которые временами уходили в Турцию и Сирию. Племя Айрум, название которого произошло из Эль-Рум, было также переселено им из Турции. Большая часть кочующих ныне племен в вышеуказанных провинциях являются их потомками.
Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу были туркменскими кочующими племенами, которые пришли в Персию во время царствования Аргун-хана. Кара-Коюнлу поселились на землях Азербайджана, Арзрума и Сиваса, а Ак-Коюнлу избрали для обитания область Дийарбакра.
Из древних грамот видно, что Шах Исмаил переселил из Ирака племя Баят частью в Эриван, а частью в Дербенд и Шабран, чтобы усилить местных правителей.
Турецкий султан Селим в 920 (1515) г. совершил набег на Персию и, разбив на Чалдыранском поле Шаха Исмаила, овладел Тавризом, но после девятидневного здесь пребывания, опасаясь неприятных последствий, возвратился в свои пределы. Оттуда он послал Фархад-пашу против Ала ад-Даули, который из гордости не признавал над собою власти ни одного из этих двух государей. В последовавшем сражении Ала ад-Даула был убит. Часть его подданных разошлась по Турции, а другая с его внуком Зулькадар-оглы перебралась в Азербайджан. Часть их поселилась в Шамшадинском магале, что ныне в Грузии, а часть смешалась с лезгинскими племенами, смежными с Грузией, отчего и до сих пор некоторые соседи называют их Бульгадар, с переменой «з» на «б». Зулькадары составляли ветвь туркменского племени, переселенного в Персию, как было сказано выше, Хулагу-ханом.
Племя Кырклу из туркменских афшаров, переселившееся во время нашествия монголов из Туркестана в Азербайджан, при шахе Исмаиле Сефеви перебралось в область Абивард на Кюрганский источник.
Каджары — это племя Джалаирских тюрок из числа тех 200 тысяч семейств, которые были переселены Хулагу-ханом (внуком Чингиз-хана) в Персию.
Эмир Теймур (Тамерлан) переселил 50 тысяч семейств каджаров в Кавказский край и поселил их в Эриване, Гандже и Карабаге, где они в течение времени еще более умножились. Многие из этих каджаров при сефевидских шахах были государственными деятелями и управляли Армениею и Ширваном. Это от них произошли эриванские и ганджинские ханы, из которых последние, по имени Зияд оглы, раньше были владыками земель от Худаферинского моста до деревни Шулавер, что выше Красного моста в Грузии.
Важнейший момент, какой хочется подчеркнуть отдельно. Бакиханов по сути согласен с мнением грузинских историков о том, что борчалинские тюрки появились в Сомхити лишь при шахе Аббасе.
Жителей магалов Карахского из числа переселенных Хулагу-ханом и Борчалинского, поселенных на границах Грузии шах Аббасом I, Надир поручил грузинскому валию и таким образом под властью ханов ганджинских остались только окрестности города Ганджи.