Форум историка-любителя

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Грузинские татары


Грузинские татары

Сообщений 31 страница 35 из 35

31

Архи и арык

Мюшфик находит связь между грузинским термином "архи" ("канал") и тюркским, половецким термином "арык", имеющим схожее значение. Арык это оросительный канал и водоканал, оно и по русски имеет тот же смысл. Сейчас архи в грузинском все больше означает телевизионный канал. Мюшфик здесь не ошибается, и как он верно заметил, арык из половецкого языка перешел в грузинский, приняв форму архи, и никак не наоборот.

Мюшфику данный факт придает уверенности в его пантюркистском чувстве великотуранского превосходства над народами Кавказа, включая "недоразвитых" грузин. Он так и пишет, что предки азербайджанцев и турок развили технологию оросительной системы в сельском хозяйстве, передав затем ее навыки грузинам, вместе с чем в грузинскую речь вошел и сопроводительный термин. Из чего можно сделать вывод, что тюрки и грузины с весьма отдаленной поры обитают по соседству друг от друга, что превращает тюрок в автохтонов Кавказа, что очень нужно Мюшфику. Или, если отказать тюркам в автохтонности, надо считать грузин народом, не умевшим орошать почву до самого прибытия тюрок на Кавказ. Иначе не объяснить отсутствие в грузинском языке доморощенного термина для обозначения канала.

Насколько я могу судить, обыкновенно, дабы выяснить какой термин в грузинском языке точно позаимствован из иностранных языков, и если позаимствован, то имелся ли, до заимствования, в грузинском языке собственный аналог термина, и каков он был, берут совокупность терминов из всех картвельских языков. Иными словами, восстанавливают этимологию термина на общекартвельском, то есть пракартвельском уровне. Попробую сделать это и со словом канал.

На грузинском и лазо-мингрельских языках звучит одинаково - архи. Зато в сванском отделе словаря картвельских языков указано слово лæлхэн. Как и говорил, мало что смыслю в лингвистике. Сугубо своим дилетантским чутьем, которое конечно может меня подводить, ощущаю связь между корнем лазо-мингрело-грузинского "архи" и морфемой сванского "æлхэ". Коли оно и в самом деле так, то зря я беру сторону Мюшфика в этом вопросе, он тут заблуждается. Грузинское архи не заимствовано из Тюркской группы Алтайской семьи, с половецким арык у него только созвучие. Архи, вместе со сванским лæлхэн, восходят к какому-то пракартвельскому термину, ни от какого этноса не перенятому.

Если же точка зрения Мюшфика верна, это не имеет отношения к сванскому термину, обозначающему слово "канал". В этом лæлхэн по-моему не проявляется никакой арык. Это означает, что раз доморощенный термин есть в сванском, был он прежде и в грузинском (пока его не вытеснил половецкий арык), что в свою очередь значит, что грузины давно и задолго до первых контактов с тюрками знали о водных каналах и сами их проводили.

Огузы и кипчаки

О тех и других Мюшфик в своей статье предложил по тезису. Первое, он связал топоним Арыхлы с именем визиря Огуз-хана - Ата Эрикли. Второе, он заявил, что церковь, чьи руины обнаружили вблизи от села Арыхлы, относилась к половецкому архитектурному типу.

Если Мюшфик так уверен насчет Ата Эрикли, ему придется согласиться с тем, что предки арыхлинцев во времена жизни Огуз-хана, чьим визирем был Ата Эрикли, обитали не в Закавказье, но в Средней Азии, ближе к Алтаю. О том где и когда жил Огуз-хан, а значит и его визирь Ата Эрикли, а значит и предки арыхлинцев, названных так, по мнению Мюшфика, в честь Ата Эрикли, нам подскажет казахский историк Ахинжанов;

Взаимоотношения кипчаков с огузскими племенами прослеживаются ещё в тот исторический период жизни этих двух этнических компонентов, когда они обитали в окрестностях Саяно-Алтайских гор и прилегающих к ним степных пространствах Восточного Казахстана и Монголии.
В надписи, относящейся к середине VIII в., высеченной на так называемом «Селенгинском камне», воздвигнутом в честь деяний уйгурского кагана Баян-чора, в четвёртой строке выбиты следующие слова: «Когда тюрки-кипчаки властвовали над нами пятьдесят лет...». Исходя из контекста эпитафии следует, что кипчаки, вернее какая-то их часть, добились главенствующего положения в степях Центральной Монголии где-то в конце VII в. Вероятно, в этот период под их политическое влияние подпали племена, входящие в объединение тогуз-огузов, наиболее многочисленными среди которых были уйгурские племена.
Отражением тех же тесных этно-политических связей огузов и кипчаков в более поздний исторический период, когда огузы снова заняли главенствующее положение в степях Центральной Азии, являются дошедшие до нас легенды об Огуз-хане. Согласно данным преданий легендарный Кипчак был сыном одного из военных сподвижников Огуз-хана, а сами кипчаки в какой-то период, по Рашид-ад-Дину, входили в состав 24 племён огузов. Как отмечалось в источнике: «Племена кипчак, калач и агач-эри происходят из того народа, который соединился с Огузом и смешался с его родом». Мифический мальчик, которому Огуз-хан дал имя Кипчак и по имени которого назвали всё племя, родился, согласно легенде, во время неудачного похода Огуз-хана на народ ит-барак. Мальчика нашли в дупле дерева, что и отражено в его имени. «Это слово (кипчак. — С.А.) — производное от слова «кобук», что по-тюркски означает «дерево со сгнившей сердцевиной». По другой легендарной версии события, предшествовавшие рождению мальчика по имени Кипчак, произошли на земле, «которая обильно поросла деревьями». Чтобы переправиться через реку, Огуз-хан приказал срубить деревья. Во время переправы он якобы сказал ребёнку, только что родившемуся на плоту, сооруженному из деревьев: «О будь ты также князем, как и я, и пусть имя твоё будет Кипчак».
[...]
Таким образом, легенды об Огуз-хане доносят до нас сведения о вхождении кипчаков в огузский племенной союз, когда они жили где-то на границе лесостепной зоны в Северо-Западной Монголии. Эти события происходили, по всей вероятности, в середине IX в.
[...]
Кипчаки, очевидно, их аристократическая часть, потеряв господствующее положение и попав под политическое влияние бывших подчинённых — огузов, откочёвывают к себе в Алтайские горы и затем переносят центр кочёвок в степи Казахстана. О продвижении кипчаков на запад свидетельствуют такие слова из легенды об Огуз-хане: «Он (Огуз-хан. — С.А.) послал род кипчаков, чтобы они поселились между страной ит-бараков и Яиком..., с той поры там и находятся летние и зимние кочевья кипчаков». Перед нами в общем виде показаны западные и восточные границы страны кипчаков, восточные пределы которой соприкасаются с землями киргизов. Весьма примечательно совпадение дат господства кипчаков на территории Казахстана, приводимых в легенде, с достоверными историческими фактами. Согласно преданию, Огуз-хан, дождавшись возмужания Кипчака, послал его против взбунтовавшихся (значит, до этого ему подчинённых) народов, среди которых упомянуты маджары и башкиры. Кипчак их усмирил и 300 лет царствовал в этой стране «со времён Огуз-хана до времени Чингиз-хана», а говоря словами исторических фактов — со второй половины X в. (время политического возвышения кипчаков в степях Казахстана) до первой трети XIII в. (время монгольского нашествия).
Однако следует отметить, что впервые кипчаки были зафиксированы на современной территории Казахстана, согласно источникам, в VII в., но тогда они ещё не играли той заметной роли в этно-политической истории Евразийских степей, какую обрели в начале II тыс. нашей эры. Этот период консолидации кипчаков отмечен в легенде об Огуз-хане, по всей вероятности, как период «возмужания Кипчака».
Об этническом составе кипчаков средневекового Казахстана.
// Прошлое Казахстана по археологическим источникам. С.М. Ахинжанов. Алма-Ата: 1976. С. 81-93.

Христианские храмы половецкого типа звучит конечно круто. Тезис выдуман и введен в оборот относительно недавно бакинскими историками-пропагандистами, и похоже подхвачен их соплеменниками в Грузии. Определяется этот тип просто: если невозможно причислить тот или иной армянский или грузинский храм к агванскому зодчеству, когда он расположен слишком далеко от границ Арана, нужно объявить этот храм половецким, построенным христианами-кипчаками для собственных религиозных потребностей. Поскольку наследникоми одновременно и Кавказской Албании и кипчаков себя объявил Азербайджан, то независимо от того, агванским ли объявлен храм, или половецким, принадлежать он должен, по мысли Баку, современным азербайджанцам.

Кстати, азербайджанцы себя считают также и наследниками любых мусульманских государств и образований Закавказья, а значит современному Азербайджану, по их мнению, принадлежит и всякое историческое материальное мусульманское наследие региона. О примере с гянджинскими воротами я писал в другой теме. Короче говоря, хоть мусульманский мавзолей, хоть церковь - все азербайджанское.

Если без шуток, этот дутый тезис о половецких церквях опровергается легко. Подобной архитектуры нет за пределами Закавказья, особенно ее образцов не найти в основных местах обитания кипчаков на просторах Евразии (совр. Россия, Казахстан, Украина), в пресловутом Дешти-Кыпчаке. Половецкий тип храмов, говорите вы, так чего же вы не покажете этот тип в регионах Дешти-Кыпчака? Почему он, этот тип, ограничен Закавказьем? При том, Закавказье не только не центр половецкого ареала, оно в этот ареал и не входило, кипчаки здесь никогда не водились в большом количестве.

Бидлиси

По словам Мюшфика, Бидлиси говорил о племени арух в Грузии. Сейчас докажу, что это или прямой подлог от Мюшфика, или он просто попутал.

Отрывок об Арухе присутствует в четвертой главе бидлисовской "Шарафнаме", озаглавленной как "О правителях Джезире, которые делятся на три ветви"

Округ и крепость Арух, которые пребывают во владении у племени арух. [Крепость] принадлежит к числу могучих и надежных цитаделей Курдистана. [М. Хартман (Hartmann, № 2, S. 10) полагает, что округ и крепость Арух следует искать в северной части области Ботан (Бохтан).]

vostlit.info/Texts/rus5/Saraf1/frametext22.htm

Арух очевидно что курдское племя, а одноименные округ и крепость находились в Курдистане. Бидлиси говорит о племени арух в Курдистане. Мюшфик мог перепутать Курдистан и Гурджистан (Грузию). Река Ботан и область Бохтан принадлежат верховью бассейна реки Тигр:

ru.wikipedia.org/wiki/Бохтан

ru.wikipedia.org/wiki/Ботан_(река)

Как известно, Курдистан возник в позднее средневековье, по большей части на месте бывшей Армении, после массового расселения курдов на армянской земле. В частности, территория рассматриваемой области Бохтан входила в границы прежнего ашхара Ахцник. Еще раньше, до появления Армении, область Ахцник, вернее тогда еще страна Алзи, не охватывала столь обширное пространство, и на месте конкретно Бохтана располагалась другая страна, Шуприя (dato.mybb.ru/viewtopic.php?id=62).

Итак, племя арух, во-первых, курдское племя, не тюркское, и во-вторых, в 16 веке оно не жило в Грузии, оно обитало в бассейне Тигра, в Курдистане. Если Мюшфик настаивает на том, что топоним Арыхлы в Грузии основан представителями племени арух, о котором поведал Бидлиси, то грузинских арыхлинцев придется считать потомственными курдами, до 17-го или до 18 века жившими вне пределов Грузии, и отатарившимися после прибытия в Грузию.

Тифлисский эялет

В грузинской историографии десятилетие Тифлисского эялета охарактеризовано термином осмалоба (османщина). Со второй половины 20-х годов по первую половину 30-х годов 18 века Багратионы практически утеряли единоличную верховную власть над Картли. В Тбилиси сидел паша (это был Реджеп-паша), в стране установилось османское законодательство и перед картлийцами замаячила угроза повторения участи месхетинцев. Вахушти пишет, что царь Вахтанг со многими представителя знати отбыл в Россию, а оставшегося Иесе османы "не называли правителем, только советовались с ним". Тогда Грузия опустилась на самое дно своего, продолжавшегося много лет упадка, откуда ее поднял лишь выдающийся Эрекле. Интересно, что нечто подобное случилось ровно за тысячу лет до этого, когда арабы, заняв Закавказье, помимо прочего, образовали Тифлисский эмират.

Согласно азербайджанской википедии, опирающейся на турецкие источники, эялет Тифлис поделили на 8 лив: Тифлис, Мухран, Гори, Триалет, Сомхит, Казах, Ахчакала (Агджакала) и Кайгулу (Каикули).

az.wikipedia.org/wiki/Tiflis_əyaləti

Tiflis əyaləti — Osmanlı İmperiyası tərkibində Cənubi Qafqazda inzibati ərazi vahidi. İnzibati mərkəzi Tiflis şəhəri idi. Tiflis Əyaləti olaraq təşkilatlandırılan Kartli topraqları Tiflis livası, Somkhit Livası, Axçaqala livası, Qazax livası, Qori livası, Mukhrani Livası, Triyalet Livası ve Kaygulu Livası olmak üzərə toplam 8 livadan ibarət olmuşdur. [Ali Sinan Bilgili, “Osmanlı ve Safevi Hâkimiyetlerinde Tiflis (XVIII. Yüzyıl)”, Türk Kültürü İncelemeleri Dergisi, Sayı 21, İstanbul 2009, s.38.]

Каждая лива в свою очередь подразделялась на нахие. По словам Мюшфика, населенный пункт Арыхлы указан в нахие Демирчи Гасанлы, относившейся к Агджакалинской ливе. Азербайджанские участники википедии предоставили данные и по этой ливе, перечислив все пункты всех ее нахие, коих четыре: собственно Агджакала, Петек и Байдар, и упомянутая Демирчи Гасанлы. Так вот, ни среди сел этой нахие, ни среди сел трех других нахие ливы Агджакала, населенного пункта под именем Арыхлы не обнаруживается. Тут у Мюшфика снова, или ошибка, или подлог.

Osmanlıar ikinci Tiflis əyaləti (1724-1734)
Axçaqala livası
Ağcaqala nahiyəsi: Qaraxan, Ağbulaq, Ayaşlu, Alalaşan, Adatəpə, Axalaşan, Aşağı Qaradərzi, Aşağı Qarakənd, Qəribqaya;
Baydar nahiyəsi: Qacar, Qədimxan, Qobuqışlaq, Qoçulu, Daşdəmir;
Dəmirçi Həsənli nahiyəsi: Böyük Dəmirçi Həsənli, Bəykəndi, Bərəli, Alalaşan, Adatəpə, Axalaşan, Aşağı Qaradərzi, Qarabulun, Qaraqala, Qara Dəmir, Qaraçılar;
Pətək nahiyəsi: Qaçağan, Qaraçoban, Ağbulaq, Ayaşlu, Alalaşan, Adatəpə, Axalaşan, Aşağı Qaradərzi, Aşağı Qarakənd, Babaxanlı, Başqa Armudlu, Bicəncücə, Buqa Əli, Bunsur, Qarabuta, Qaradərzi, Qəribüzən, Qoçağan, Qoçular, Qoca Qara, Qocaəli qışlağı, Qocaköy, Qoşabulaq, Dağma, Dərəköy, Doğanlı, Ezmər/Əzmər, Əlicalı, Əməkli, Əmirxanlı, Əxilik, Yuxarı Qaradərzi, Kanaçi, Kahalı.

0

32

Нахидури

Нахидури достаточно старый топоним. Он есть в Картлис Цховреба - упомянут в Жизни царя царей Давида (11-12 вв.) и в Столетней летописи (13-14 вв.). Получается, топониму самое меньшее тысяча лет.

До середины 17 века Нахидури населяли грузинские крестьяне, принадлежавшие мцхетскому католикосу, что ясно из документа царя Ростома от 1654 года о судебной тяжбе за земельные участки между нахидурцами и их соседями, тавмгргвальцами -

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t119894.png

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t609540.png

Бондо Арвеладзе, в одной из своих работ, указал на наличие в Нахидури грузинской церкви:

Арахло (историческая Нахидури). Здесь стоит купольная церковь, называемая «Сарикилиса». Представляет собой грузинское строение центрально-купольного типа. Купол с самого начала не был завершен строительством.
(«Армянские» или грузинские церкви в Грузии?! Тбилиси 1996 г.)

Не та ли это церковь, какую наш Мюшфик наделил статусом "половецкого типа", записав ее в виртуальный фонд храмов христиан-кипчаков? Название Сарикилиса тюркское, "сары килися" в переводе "желтая церковь". Безусловно, такое название идет от поселившихся здесь позднее терекеменских татар, помимо переименования заброшенного христианского храма, переименовавших и само село. Пока же в Нахидури обитали грузины, церковь несомненно называлась иначе.

Однако преемственность в Нахидури не перешла напрямую от грузин к татарам. После грузинского периода и до наступления периода татарского, есть в истории села и промежуточный армянский период. Сперва нахидурцам сменили веру - из православия в григорианство - после чего эти грузины-сомхитары превратились в армян-сомехов; затем Нахидури наводнили татары-мусульмане, и уже потом христиане отсюда окончательно выветрились и село целиком стало татаро-мусульманским, настоящим Арыхлы, каким и остается по сей день.

В другом своем труде, о грузинских храмах Армении и Грузии, на русский язык не переведенном, Арвеладзе рассказывает об имевшем место явлении (видимо в период деградации второй половины 17-го первой половины 18 века), когда картлийские и кахетинские цари, в поисках денежных средств, продавали армянской патриархии грузинские села, в том числе и принадлежавшие Грузинской церкви. Местные оставались подданными Багратионов, просто отныне, во-первых, платили подати и выполняли повинности в пользу Армянской церкви, и во-вторых, переходили в григорианскую веру по принципу, какой веры патрон, той веры его вассалы. Разумеется, за григорианизацией следовала арменизация, равно как и наоборот, когда армяне-халкидониты в Грузии в итоге превращались в грузин, а в Византии и в России - в ромеев и в русских.

Арвеладзе приводит пару примеров: продажу царем Теймуразом села Тасмалури, что в Энисели; и продажу Нахидури царем Ростомом в 1657 году:

იგივე ეკონომიკური ინტერესები, ქვეყნის შიგნითაც, ვაჭრობა--ხელოსნობაში ჩაბმული ქართული მოსახლეობის ერთ ნაწილს, ამ საქმეში სომეხთა უპირატესობის გამო, სომხური სარწმუნოებისაკენ ხრიდა. უფრო დიდი რაოდენობით ქართული მოსახლეობა სომხური ეკლესიის გამგებლობაში იმ შემთხვევაში ექცეოდა, როცა სომხური ეკლესიები, თუ ცალკეული შეძლებული სომეხი მოქალაქეები შეწირვის ან სყიდვის გზით ქართულ სოფლებსა და ყმა --მამულს ეუფლებოდნენ. ასეთ დროს მოქმედებდა წესი, რომლის მიხედვით ყმას პატრონის სარწმუნოება უნდა გაეზიარებინა. ცნობილია, რომ ქართველი მეფეები სხვადასხვა მოსაზრებითა და მიზეზით მთელს სოფლებს სწირავდნენ ეჩმიაძინის საპატრიარქოს. მაგალითად, თეიმურაზ პირველს ენისელის მხარეში სოფელი თასმალური შეუწირავს ეჩმიაძინისათვის, 1657 წელს კი როსტომ მეფეს იმავე საპატრიარქოსათვის -- სოფელი ნახიდური. თავისი ყმების სომხურ სარწმუნოებაზე გადასვლას ხელს უწყობდა ზოგჯერ მონოფიზიტი ქართველი თავადიც.
(ბონდო არველაძე ქართული ეკლესიები საქართველოსა და სომხეთში ნაწილი XXVIII თავი II)

Давид Мусхелишвили, в своей работе "Из политических взаимоотношений средневековой Армении и Грузии" покупку Нахидури армянским католикосом датирует 1658 годом:

Вместо предисловия «Раб Иисуса Христа… Иаков католикос всех армян, шлет благословение всем… Да будет известно, что с давних пор стремились мы приобрести в Грузии какое-либо селение и доходы с него присвоить святому Эчмиадзину. Но этого не удалось нам сделать при жизни святых отцов моих, святейших католикосов Мойсея (1629-1633 гг.) и Филиппа (1633-1655 гг.)»... Так писал в 1667 году, не скрывая свою мечту, католикос Армении Яков (1655-1680 гг.), который в 1658 году выпросил у царя Восточной Грузии Ростома (1634-1658 гг.) деревню Нахидури в Квемо (Нижней) Картли. Весьма симптоматично это давнишнее стремление – приобрести хотя бы одно селение и как-нибудь утвердить армянскую церковь на грузинской земле. Представляю себе, как возликовал бы достопочтенный прелат узнав о том, что некий профессор С. Карапетян в 1995 году в той же Грузии насчитал (правда, неизвестно, на основании каких именно данных) 650 армянских церквей, обозначенных в его карте-справочнике, изданной в Ереване.

Получается, сначала, в 1654 году, между жителями сел Нахидури и Тавмгргвали случился конфликт, после чего, в 1657-м, или в 1658 году, под самый конец царствования Ростома, нахидурские крепостные крестьяне, до сих пор принадлежавшие мцхетской патриархии, перешли в собственность армянского католикоса. Существует ли между обоими событиями - инцидент с судебной тяжбой и продажа Эчмиадзину православных душ - связь, неизвестно, но исключать ничего нельзя, хотя и невозможно выяснить подробности конфликта.

Итак, с 1659 года определенно начался процесс смены этнической идентификации нахидурских крестьян - из грузинства в армянство.

Факт принадлежности Нахидури Армянской церкви засвидетельствован и армянским автором второй половины 18 века, Симеоном Ереванци в его "Джамбре", в 4-й главе (vostlit.info/Texts/rus14/Erevanci/text2.phtml), где он, перечисляя селения и местности Грузии, как и прочих стран, в которых живут прихожане армянских храмов, или имеются вассалы армянского католикоса, отмечает, среди остальных, село Нахедур.

Возникает вопрос: когда же тут появились татары? По Мюшфику, они точно тут были с 20-х годов 18 века, хотя на проверку выяснилось, что села Арыхлы в нахие Демирчи Гасанлы ливы Агджакала по аутентичному османскому источнику не было.

Хорошо бы исследовать какие нахие и села в том же документе представлены в ливе Сомхит. В принципе, территория Агджакалинской ливы по грузинской традиции входила в пределы Сомхитского края. К 20-м годам 18 века Сомхити без сомнений уже давно имел значительное присутствие татарских племен. Что грузины называли Сомхити то в точности соответствовало татарскому Борчалы.

Османы по видимому разъединили мусульманское (татарское) и христианское (армяно-грузинское) население края, жившее здесь вперемешку, по двум разным административным субъектам - лива Сомхити и лива Агджакала (Борчалы). Повторю, села Арыхлы в ливе Агджакала нет. Значит, хоть татары в крае Сомхити уже присутствовали, конкретно в Нахидури их, в 20-е годы 18 века, пока не было. Возможно, село как Нахидури указано в Сомхитской ливе, и если это так, то его точно населяли христиане, к тому времени уже этнические армяне.

Гюльденштедт, описывая Сомхити, отмечает наличие сел, где армяне и татары живут смешано. Нахидури мог быть подобным селом, только стал он таким после осмалобы (т.е после 30-х гг. 18 в.), не раньше, потому что по документу о Тифлисском эялете видно, что мусульман в Нахидури тогда не водилось, ведь в противном случае село зачислили бы в состав Агджакалы.

Ереванци - автор второй половины 18 века (жил до 80-х гг.), и раз он отмечает Нахидури в числе владений Эчмиадзина, христиане продолжали жить в селе, хотя в нем к тому времени могли обитать и первые мусульманские семьи. Что если эти семьи принадлежали роду Арыхлы? Возможно. Как и то, что их могло пока и не быть здесь.

Когда же село окончательно стало сугубо мусульманским, потеряв своих последних христианских обитателей и обрело имя Арыхлы? Полагаю, это случилось после 1795 года, при каджарском нашествии, когда были разорены Тбилиси, Мцхета, Сомхити, Квемо Картли. Предположительно, христиане бежали из Нахидури, ведь во время тех событий, армянские и грузинские подданные царя Эрекле из перечисленных краев и городов массово спасались в Шида Картли и Арагвском ущелье.

Например, данные о переселении тбилисских армян вглубь Картли из-за нашествия Ага-Магомета приводит в своей книге Паруйр Мурадян. Так могли поступить и нахидурцы, бежавшие из своего села. Тогда оно и осталось за татарами из рода Арыхлы, не опасавшихся погрома от единоверных и соплеменных кизилбашей. Если конечно татарские семьи к тому времени населяли Нахидури хотя бы в малом количестве.

Справедливости ради нужно признать, что тюрки Грузии, конкретно казахи и карапапахи, проявили верность Эрекле, как его непосредственные подданные. Мирза Адыгезаль бек, описывая предательство, совершенное сыновьями грузинского царя, когда те отказались привести свои дружины на Крцаниси, передает, что оставшийся почти без войска Эрекле сумел также набрать конницу в Казахе. Эти отважные терекеме сражались на Крцаниси за Грузию, пока многие грузины, включая царевичей, отсиживались в собственных замках, бросив свою родину-мать.

Все же, вряд ли кизилбаши стали бы убивать или угонять в плен мусульманских жителей Грузии, хотя тбилисских мусульман они тогда точно пограбили. Татары-арыхлы остались в Нахидури. Однако, в пресловутой русской ведомости, составленной семь лет спустя, село Арыхлы, как собственно и Нахидури, не отмечено. Означает ли это, что Нахидури пустовало, прекратило свое существование, потому что в 1795 году его покинули и христиане и мусульмане, и что христиане никогда не вернулись, а мусульмане вернулись, только вернулись позднее, после составления ведомости, и когда вернулись дали ему новое имя? Или это означает, что мусульман в нем не было, ни в 1795 году, ни в 1802-м, что были в нем только христиане (до 1795 г.), и что мусульмане его заселили при русских (после 1802 г.)? С уверенностью не ответить.

Зато с уверенностью можно заявить, что топоним Нахидури имеет давнишнее происхождение и его восстановление законно. Думаю, разбора двух первых топонимов из списка - Талавери/Фахралы и Нахидури/Арыхлы - хватит, чтобы понять суть вопроса. А суть в том, что переименование азербайджанских топонимов в Грузии в 90-е годы имело под собой историческое обоснование, что возникшие на их месте грузинские топонимы не были новоявленными, взятыми с воздуха, как хотят представить Остуран Кукла и ему подобные.

При желании, если что, можно продолжить разбор остальных топонимов из списка, но думаю в том сейчас нет необходимости. Главное, в двух примерах была продемонстрирована суть вопроса, и это значит, что схожее положение имеем и с другими переименованными азербайджанскими топонимами в Грузии.

0

33

Dato написал(а):

В 4-3 веках до нашей эры он в составе новорожденного царства Кавказской Иберии. Во 2 веке до нашей эры его отобрал основатель Великой Армении, царь Арташес. Там край в виде бдешхства Гугарк оставался на протяжении шести последующих столетий. Местные грузины подверглись арменизации, превратившись в особую народность гугаров.
В конце 4 века Сасаниды передали Гугарк Иверии, у которой он оставался до середины 8 века. Гугары за это время огрузинились, став сомхитарами. Это старые сомхитары.

Какие группы могут быть потомками старых сомхитаров?

Dato написал(а):

Багратуни, а затем их ветвь Гургенянов (Кюрикидов), владели Сомхити тоже два столетия, до середины 11 века, и за это время они способны были повторно арменизировать край, частично, или полностью, также и колонизировать его своими подданными из других областей Армении.

Есть ли данные об этом?

Dato написал(а):

Уже в первой четверти 12 века грузинское царство Багратионов вытеснило отсюда сельджуков, начав затем колонизацию и грузинизацию края, приведшую к возрождению сомхитарской народности. Это новые сомхитары.

Тот же вопрос - есть ли данные в летописях или научных работах?

Dato написал(а):

Сефевидские шахи, сами происхождением туркмены.

Основателем рода Сефевидов считается Фируз-шах Зарин-Кулах который переселился в Азербайджан из Курдистана. Его потомки, ставшие шейхами, говорили на языке азери, близком к талышскому. Отуречились они из-за браков с династией Кара-Коюнлу.

0

34

Какие группы могут быть потомками старых сомхитаров?

Вот, примерно, исконные границы Гугарка-Сомхити, ну, не считая Тбилиси -

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t683865.jpg

В принципе, в 8 веке вся Иверия, как и целое Закавказье, оказались в границах Халифата. Однако, уже в начале следующего столетия, большая часть Иверии, в виде отдельных княжеств, добилась самостоятельности. Под контролем арабов остались Тбилиси и Сомхити, из чего и возник Тифлисский эмират. Но и в Сомхити часть территории удалось освободить, ее северную часть, известную как Триалети, где укрепился феодальный род Багваши. В честь одного из представителей рода, Липарита, их еще называют Липаритианами/Липаритидами. Вот их владения -

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t216054.jpg

Соответственно, вот та, большая часть Сомхити, что до 10 века контролировалась арабами, и за ней дальше и закрепится термин Сомхити (тогда как северную часть, то есть Триалети из предыдущей карты, никогда не считали Сомхити, хотя в древности она тоже относилась к Гугарку) -

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t653638.jpg

Значит, отвечая на Ваш вопрос, какие группы могут быть потомками старых сомхитаров. Те сомхитары, что жили на участке, показанном на третьей картинке, они в 8-9 веках вероятно переместились на участок, что показан на второй картинке, где тоже жили сомхитары. И так как участок этот в указанный период перестал считаться частью Сомхити, то и сконцентрировавшиеся здесь, вокруг Липаритидов, сомхитары, перестали быть сомхитарами, став картлийцами, или, если точнее, нижне-картлийцами. Липаритиды активно участвовали в жизни Средней Картли, которая начиналась за Триалетским хребтом. Выходит, картлийцы отчасти потомки старых сомхитаров.

Армяне завладели Сомхити в 10 веке, и если здесь, на опустевших землях расселилось какое-то количество арабов, то армяне наверно их вытеснили и заселили регион сами. Паруйр Мурадян, исследуя эпиграфику Сомхити, нашел здесь более сотни грузинских надписей. Если не считать ранний пласт (5-7 вв.), то следующий пласт начинается с надписи, датированной им 1022 годом. Арабы, между прочим, тоже оставили надписи в Сомхити, как раз 8-9 веков. Их исследовала Цисия Кахиани ("Арабские надписи из Дманиси").

Получается, грузины начали возвращаться в регион в 11 веке, когда он еще принадлежал армянским царям из рода Кюрикидов. Откуда они шли? Видимо спускались из Триалети, и мешались здесь с потомками армянских колонистов 10 века. Во второй половине 11 века Сомхити, вместе с остальным Закавказьем, пережила опустошительные набеги сельджуков, и вероятно вновь опустела. В 12 веке, при расцвете Грузии, ее заново колонизировали грузины, скорей всего опять триалетские картлийцы. Их потомство уже новые сомхитары.

Есть ли данные об этом?

Тот же вопрос - есть ли данные в летописях или научных работах?

Вас интересуют цитаты с указанием как и когда происходили переселения и заселения?

Основателем рода Сефевидов считается Фируз-шах Зарин-Кулах который переселился в Азербайджан из Курдистана. Его потомки, ставшие шейхами, говорили на языке азери, близком к талышскому. Отуречились они из-за браков с династией Кара-Коюнлу.

Спасибо, не знал об этом.

0

35

Не силен в этой сфере, оттого и такой корявый и неприглядный вид.
Приблизительно так, согласно грузинским источникам, выглядела местная география в период поздней античности и раннего средневековья -

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t867400.png

Еще раньше, опять же, по грузинским данным, Триалети входил в состав Гачиани, а Гардабани включал в себя Ташири.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Грузинские татары