Архи и арык
Мюшфик находит связь между грузинским термином "архи" ("канал") и тюркским, половецким термином "арык", имеющим схожее значение. Арык это оросительный канал и водоканал, оно и по русски имеет тот же смысл. Сейчас архи в грузинском все больше означает телевизионный канал. Мюшфик здесь не ошибается, и как он верно заметил, арык из половецкого языка перешел в грузинский, приняв форму архи, и никак не наоборот.
Мюшфику данный факт придает уверенности в его пантюркистском чувстве великотуранского превосходства над народами Кавказа, включая "недоразвитых" грузин. Он так и пишет, что предки азербайджанцев и турок развили технологию оросительной системы в сельском хозяйстве, передав затем ее навыки грузинам, вместе с чем в грузинскую речь вошел и сопроводительный термин. Из чего можно сделать вывод, что тюрки и грузины с весьма отдаленной поры обитают по соседству друг от друга, что превращает тюрок в автохтонов Кавказа, что очень нужно Мюшфику. Или, если отказать тюркам в автохтонности, надо считать грузин народом, не умевшим орошать почву до самого прибытия тюрок на Кавказ. Иначе не объяснить отсутствие в грузинском языке доморощенного термина для обозначения канала.
Насколько я могу судить, обыкновенно, дабы выяснить какой термин в грузинском языке точно позаимствован из иностранных языков, и если позаимствован, то имелся ли, до заимствования, в грузинском языке собственный аналог термина, и каков он был, берут совокупность терминов из всех картвельских языков. Иными словами, восстанавливают этимологию термина на общекартвельском, то есть пракартвельском уровне. Попробую сделать это и со словом канал.
На грузинском и лазо-мингрельских языках звучит одинаково - архи. Зато в сванском отделе словаря картвельских языков указано слово лæлхэн. Как и говорил, мало что смыслю в лингвистике. Сугубо своим дилетантским чутьем, которое конечно может меня подводить, ощущаю связь между корнем лазо-мингрело-грузинского "архи" и морфемой сванского "æлхэ". Коли оно и в самом деле так, то зря я беру сторону Мюшфика в этом вопросе, он тут заблуждается. Грузинское архи не заимствовано из Тюркской группы Алтайской семьи, с половецким арык у него только созвучие. Архи, вместе со сванским лæлхэн, восходят к какому-то пракартвельскому термину, ни от какого этноса не перенятому.
Если же точка зрения Мюшфика верна, это не имеет отношения к сванскому термину, обозначающему слово "канал". В этом лæлхэн по-моему не проявляется никакой арык. Это означает, что раз доморощенный термин есть в сванском, был он прежде и в грузинском (пока его не вытеснил половецкий арык), что в свою очередь значит, что грузины давно и задолго до первых контактов с тюрками знали о водных каналах и сами их проводили.
Огузы и кипчаки
О тех и других Мюшфик в своей статье предложил по тезису. Первое, он связал топоним Арыхлы с именем визиря Огуз-хана - Ата Эрикли. Второе, он заявил, что церковь, чьи руины обнаружили вблизи от села Арыхлы, относилась к половецкому архитектурному типу.
Если Мюшфик так уверен насчет Ата Эрикли, ему придется согласиться с тем, что предки арыхлинцев во времена жизни Огуз-хана, чьим визирем был Ата Эрикли, обитали не в Закавказье, но в Средней Азии, ближе к Алтаю. О том где и когда жил Огуз-хан, а значит и его визирь Ата Эрикли, а значит и предки арыхлинцев, названных так, по мнению Мюшфика, в честь Ата Эрикли, нам подскажет казахский историк Ахинжанов;
Взаимоотношения кипчаков с огузскими племенами прослеживаются ещё в тот исторический период жизни этих двух этнических компонентов, когда они обитали в окрестностях Саяно-Алтайских гор и прилегающих к ним степных пространствах Восточного Казахстана и Монголии.
В надписи, относящейся к середине VIII в., высеченной на так называемом «Селенгинском камне», воздвигнутом в честь деяний уйгурского кагана Баян-чора, в четвёртой строке выбиты следующие слова: «Когда тюрки-кипчаки властвовали над нами пятьдесят лет...». Исходя из контекста эпитафии следует, что кипчаки, вернее какая-то их часть, добились главенствующего положения в степях Центральной Монголии где-то в конце VII в. Вероятно, в этот период под их политическое влияние подпали племена, входящие в объединение тогуз-огузов, наиболее многочисленными среди которых были уйгурские племена.
Отражением тех же тесных этно-политических связей огузов и кипчаков в более поздний исторический период, когда огузы снова заняли главенствующее положение в степях Центральной Азии, являются дошедшие до нас легенды об Огуз-хане. Согласно данным преданий легендарный Кипчак был сыном одного из военных сподвижников Огуз-хана, а сами кипчаки в какой-то период, по Рашид-ад-Дину, входили в состав 24 племён огузов. Как отмечалось в источнике: «Племена кипчак, калач и агач-эри происходят из того народа, который соединился с Огузом и смешался с его родом». Мифический мальчик, которому Огуз-хан дал имя Кипчак и по имени которого назвали всё племя, родился, согласно легенде, во время неудачного похода Огуз-хана на народ ит-барак. Мальчика нашли в дупле дерева, что и отражено в его имени. «Это слово (кипчак. — С.А.) — производное от слова «кобук», что по-тюркски означает «дерево со сгнившей сердцевиной». По другой легендарной версии события, предшествовавшие рождению мальчика по имени Кипчак, произошли на земле, «которая обильно поросла деревьями». Чтобы переправиться через реку, Огуз-хан приказал срубить деревья. Во время переправы он якобы сказал ребёнку, только что родившемуся на плоту, сооруженному из деревьев: «О будь ты также князем, как и я, и пусть имя твоё будет Кипчак».
[...]
Таким образом, легенды об Огуз-хане доносят до нас сведения о вхождении кипчаков в огузский племенной союз, когда они жили где-то на границе лесостепной зоны в Северо-Западной Монголии. Эти события происходили, по всей вероятности, в середине IX в.
[...]
Кипчаки, очевидно, их аристократическая часть, потеряв господствующее положение и попав под политическое влияние бывших подчинённых — огузов, откочёвывают к себе в Алтайские горы и затем переносят центр кочёвок в степи Казахстана. О продвижении кипчаков на запад свидетельствуют такие слова из легенды об Огуз-хане: «Он (Огуз-хан. — С.А.) послал род кипчаков, чтобы они поселились между страной ит-бараков и Яиком..., с той поры там и находятся летние и зимние кочевья кипчаков». Перед нами в общем виде показаны западные и восточные границы страны кипчаков, восточные пределы которой соприкасаются с землями киргизов. Весьма примечательно совпадение дат господства кипчаков на территории Казахстана, приводимых в легенде, с достоверными историческими фактами. Согласно преданию, Огуз-хан, дождавшись возмужания Кипчака, послал его против взбунтовавшихся (значит, до этого ему подчинённых) народов, среди которых упомянуты маджары и башкиры. Кипчак их усмирил и 300 лет царствовал в этой стране «со времён Огуз-хана до времени Чингиз-хана», а говоря словами исторических фактов — со второй половины X в. (время политического возвышения кипчаков в степях Казахстана) до первой трети XIII в. (время монгольского нашествия).
Однако следует отметить, что впервые кипчаки были зафиксированы на современной территории Казахстана, согласно источникам, в VII в., но тогда они ещё не играли той заметной роли в этно-политической истории Евразийских степей, какую обрели в начале II тыс. нашей эры. Этот период консолидации кипчаков отмечен в легенде об Огуз-хане, по всей вероятности, как период «возмужания Кипчака».
Об этническом составе кипчаков средневекового Казахстана.
// Прошлое Казахстана по археологическим источникам. С.М. Ахинжанов. Алма-Ата: 1976. С. 81-93.
Христианские храмы половецкого типа звучит конечно круто. Тезис выдуман и введен в оборот относительно недавно бакинскими историками-пропагандистами, и похоже подхвачен их соплеменниками в Грузии. Определяется этот тип просто: если невозможно причислить тот или иной армянский или грузинский храм к агванскому зодчеству, когда он расположен слишком далеко от границ Арана, нужно объявить этот храм половецким, построенным христианами-кипчаками для собственных религиозных потребностей. Поскольку наследникоми одновременно и Кавказской Албании и кипчаков себя объявил Азербайджан, то независимо от того, агванским ли объявлен храм, или половецким, принадлежать он должен, по мысли Баку, современным азербайджанцам.
Кстати, азербайджанцы себя считают также и наследниками любых мусульманских государств и образований Закавказья, а значит современному Азербайджану, по их мнению, принадлежит и всякое историческое материальное мусульманское наследие региона. О примере с гянджинскими воротами я писал в другой теме. Короче говоря, хоть мусульманский мавзолей, хоть церковь - все азербайджанское.
Если без шуток, этот дутый тезис о половецких церквях опровергается легко. Подобной архитектуры нет за пределами Закавказья, особенно ее образцов не найти в основных местах обитания кипчаков на просторах Евразии (совр. Россия, Казахстан, Украина), в пресловутом Дешти-Кыпчаке. Половецкий тип храмов, говорите вы, так чего же вы не покажете этот тип в регионах Дешти-Кыпчака? Почему он, этот тип, ограничен Закавказьем? При том, Закавказье не только не центр половецкого ареала, оно в этот ареал и не входило, кипчаки здесь никогда не водились в большом количестве.
Бидлиси
По словам Мюшфика, Бидлиси говорил о племени арух в Грузии. Сейчас докажу, что это или прямой подлог от Мюшфика, или он просто попутал.
Отрывок об Арухе присутствует в четвертой главе бидлисовской "Шарафнаме", озаглавленной как "О правителях Джезире, которые делятся на три ветви"
Округ и крепость Арух, которые пребывают во владении у племени арух. [Крепость] принадлежит к числу могучих и надежных цитаделей Курдистана. [М. Хартман (Hartmann, № 2, S. 10) полагает, что округ и крепость Арух следует искать в северной части области Ботан (Бохтан).]
vostlit.info/Texts/rus5/Saraf1/frametext22.htm
Арух очевидно что курдское племя, а одноименные округ и крепость находились в Курдистане. Бидлиси говорит о племени арух в Курдистане. Мюшфик мог перепутать Курдистан и Гурджистан (Грузию). Река Ботан и область Бохтан принадлежат верховью бассейна реки Тигр:
ru.wikipedia.org/wiki/Бохтан
ru.wikipedia.org/wiki/Ботан_(река)
Как известно, Курдистан возник в позднее средневековье, по большей части на месте бывшей Армении, после массового расселения курдов на армянской земле. В частности, территория рассматриваемой области Бохтан входила в границы прежнего ашхара Ахцник. Еще раньше, до появления Армении, область Ахцник, вернее тогда еще страна Алзи, не охватывала столь обширное пространство, и на месте конкретно Бохтана располагалась другая страна, Шуприя (dato.mybb.ru/viewtopic.php?id=62).
Итак, племя арух, во-первых, курдское племя, не тюркское, и во-вторых, в 16 веке оно не жило в Грузии, оно обитало в бассейне Тигра, в Курдистане. Если Мюшфик настаивает на том, что топоним Арыхлы в Грузии основан представителями племени арух, о котором поведал Бидлиси, то грузинских арыхлинцев придется считать потомственными курдами, до 17-го или до 18 века жившими вне пределов Грузии, и отатарившимися после прибытия в Грузию.
Тифлисский эялет
В грузинской историографии десятилетие Тифлисского эялета охарактеризовано термином осмалоба (османщина). Со второй половины 20-х годов по первую половину 30-х годов 18 века Багратионы практически утеряли единоличную верховную власть над Картли. В Тбилиси сидел паша (это был Реджеп-паша), в стране установилось османское законодательство и перед картлийцами замаячила угроза повторения участи месхетинцев. Вахушти пишет, что царь Вахтанг со многими представителя знати отбыл в Россию, а оставшегося Иесе османы "не называли правителем, только советовались с ним". Тогда Грузия опустилась на самое дно своего, продолжавшегося много лет упадка, откуда ее поднял лишь выдающийся Эрекле. Интересно, что нечто подобное случилось ровно за тысячу лет до этого, когда арабы, заняв Закавказье, помимо прочего, образовали Тифлисский эмират.
Согласно азербайджанской википедии, опирающейся на турецкие источники, эялет Тифлис поделили на 8 лив: Тифлис, Мухран, Гори, Триалет, Сомхит, Казах, Ахчакала (Агджакала) и Кайгулу (Каикули).
az.wikipedia.org/wiki/Tiflis_əyaləti
Tiflis əyaləti — Osmanlı İmperiyası tərkibində Cənubi Qafqazda inzibati ərazi vahidi. İnzibati mərkəzi Tiflis şəhəri idi. Tiflis Əyaləti olaraq təşkilatlandırılan Kartli topraqları Tiflis livası, Somkhit Livası, Axçaqala livası, Qazax livası, Qori livası, Mukhrani Livası, Triyalet Livası ve Kaygulu Livası olmak üzərə toplam 8 livadan ibarət olmuşdur. [Ali Sinan Bilgili, “Osmanlı ve Safevi Hâkimiyetlerinde Tiflis (XVIII. Yüzyıl)”, Türk Kültürü İncelemeleri Dergisi, Sayı 21, İstanbul 2009, s.38.]
Каждая лива в свою очередь подразделялась на нахие. По словам Мюшфика, населенный пункт Арыхлы указан в нахие Демирчи Гасанлы, относившейся к Агджакалинской ливе. Азербайджанские участники википедии предоставили данные и по этой ливе, перечислив все пункты всех ее нахие, коих четыре: собственно Агджакала, Петек и Байдар, и упомянутая Демирчи Гасанлы. Так вот, ни среди сел этой нахие, ни среди сел трех других нахие ливы Агджакала, населенного пункта под именем Арыхлы не обнаруживается. Тут у Мюшфика снова, или ошибка, или подлог.
Osmanlıar ikinci Tiflis əyaləti (1724-1734)
Axçaqala livası
Ağcaqala nahiyəsi: Qaraxan, Ağbulaq, Ayaşlu, Alalaşan, Adatəpə, Axalaşan, Aşağı Qaradərzi, Aşağı Qarakənd, Qəribqaya;
Baydar nahiyəsi: Qacar, Qədimxan, Qobuqışlaq, Qoçulu, Daşdəmir;
Dəmirçi Həsənli nahiyəsi: Böyük Dəmirçi Həsənli, Bəykəndi, Bərəli, Alalaşan, Adatəpə, Axalaşan, Aşağı Qaradərzi, Qarabulun, Qaraqala, Qara Dəmir, Qaraçılar;
Pətək nahiyəsi: Qaçağan, Qaraçoban, Ağbulaq, Ayaşlu, Alalaşan, Adatəpə, Axalaşan, Aşağı Qaradərzi, Aşağı Qarakənd, Babaxanlı, Başqa Armudlu, Bicəncücə, Buqa Əli, Bunsur, Qarabuta, Qaradərzi, Qəribüzən, Qoçağan, Qoçular, Qoca Qara, Qocaəli qışlağı, Qocaköy, Qoşabulaq, Dağma, Dərəköy, Doğanlı, Ezmər/Əzmər, Əlicalı, Əməkli, Əmirxanlı, Əxilik, Yuxarı Qaradərzi, Kanaçi, Kahalı.