Форум историка-любителя

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Мингрелы


Мингрелы

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Путешествие кавалера Жана Шардена по Закавказью

Мингрельцы отличаются природной красотой, мужчины статны, женщины прекрасны. Каждая из женщин высшего сословия имеет какую-либо чарующую и прелестную особенность. Я видел среди них чудесно сложенных, величественных, с восхитительными лицами и удивительными талиями. Кроме того, взгляд у них привлекательный, ласкающий и, как бы, просящий любви у всех, кто смотрит на них. Менее красивые и пожилые сильно румянятся и белятся, раскрашивая себе все лицо, брови, щеки, лоб, нос и подбородок. Некоторые только подводят брови.

Наряжаются они, как только могут. Одежда их напоминает персидскую. Они причесываются и завиваются очень похоже на европейских женщин и носят вуаль, закрывающую голову сверху и сзади.

Они обладают природным острым и проницательным умом, вежливы, чинны и приветливы. Но в конце концов это — злейшие на свете женщины: гордые, надменные, вероломные, лукавые, жестокие и бесстыжие. Нет такого злодейства, которого они не пустили бы в ход, чтобы приобрести любовника, сохранить его при себе или же погубить.

Мужчины еще более, чем женщины, отличаются всеми этими дурными свойствами. Их ум склонен ко всякого рода злобе. Все они воспитаны на воровстве. Они изучают приемы его, делают его своим ремеслом, оно заменяет им удовольствия и дает почет. О совершенных ими кражах рассказывают с чрезвычайным самодовольством. За кражи их восхваляют и прославляют.

Убийство и ложь считаются подвигами. Наложничество, прелюбодеяние, двоеженство, кровосмешение и подобные пороки — в Мингрелии составляют добродетель. Увозят жен друг у друга. Без зазрения совести женятся на тетках, племянницах и свояченицах. При желании женятся сразу на двух женах, а многие и на трех. Каждый содержит столько любовниц, сколько хочет, и жены, и мужья очень снисходительны на этот счет. Ревность друг к другу питают очень слабо. Когда мужчина застанет жену с любовником, он имеет право требовать с нет о свинью, и обыкновенно ограничивается этого рода местью. Свинью же съедают все трое вместе.

Поразительно, что этот негодный народ утверждает, что иметь много жен и наложниц хорошо, так как, говорят они, родится много детей, которых можно продать на наличные деньги или обменять на платье и съестное. Но все-таки это ничто в сравнении с их бесчеловечным мнением, что из любви и милосердия следует убивать новорожденных младенцев, когда не имеешь средств и способов кормить их, а больных, когда их нельзя вылечить. По их рассуждению, этим путем невинные создания избавляются от бед, которые бы их долго томили, а в конце концов — погубили.

Вот как рассуждает этот дикий народ, бесстыжий и бесчеловечный. Я боюсь, по правде сказать, что это место моего повествования вызовет недоверие к себе и что мой правдивый рассказ будет сочтен преувеличением. Утверждаю полную достоверность его, а события, о которых я буду говорить, в достаточной степени оправдают мое утверждение.

0

2

С сожалением приходится признавать, что европейский путешественник ничего не выдумал и не преувеличил, все в точности именно так. Мало того, ничего ведь с той поры не изменилось. За редким исключением, почти все представители мингрельской народности соответствуют изложенной характеристике. По крайней мере, по моим личным наблюдениям оно так.

0

3

Как говорят афро-американцы: - That's racist! )

А если серьёзно - какова численность мегрелов в грузиноязычных областях (Гурия, Картли, Кахети, Имерети)?
происходили ли массовые миграции мегрелов в другие регионы до присоединения к России?
Переселялись ли другие картвелы (сваны, лазы, имеретинцы, гурийцы и другие грузины) в Самегрело?

0

4

Hajimurad

Как говорят афро-американцы: - That's racist! )

Оскорблений из-за внешности не было, наоборот, было сказано, что красивый народ :) Подтверждаю, действительно мингрелы красивые люди, что женщины, что мужчины. И талантливы. Критика была направлена против их безобразных нравов :)

А если серьёзно - какова численность мегрелов в грузиноязычных областях (Гурия, Картли, Кахети, Имерети)?
происходили ли массовые миграции мегрелов в другие регионы до присоединения к России?
Переселялись ли другие картвелы (сваны, лазы, имеретинцы, гурийцы и другие грузины) в Самегрело?

Еще после темы об этнодемографических процессах ищу любую толковую и объемную информацию, но пока ничего. Если что, поделюсь.

0

5

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t744938.jpg

Лаз (mehtit kolxuri) у себя на канале возмущен грузинами, утверждает, что лазы не грузины, и обзывает грузин фашистами за то, что грузины считают лазов, мингрел и другие народы Грузии грузинами (?), и добавляет, что лазы не принимают подобной политики и осуждают ее.

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t947306.jpg

Но под тем же роликом, но в другой ветви, турок (journeytopeace) заявляет, что черкесы, чепни и лазы все равно все турки. И что же наш лаз? Он видит это сообщение, он в этой ветке тоже пишет, но это заявление он игнорирует напрочь. Или из трусости, или он согласен с турком.

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t454303.jpg

Большинство лазов такие. Когда родственные им грузины говорят им о родстве и записывают их в грузинскую нацию, их это возмущает. Хотя ничего фашистского в том нет, как будто их отправляют в газовые камеры. Когда совершенно чужеродные лазам турки настойчиво пытаются их ассимилировать, они не смеют даже не согласиться с этим.

0

6

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t939404.jpg

Самый выдающийся правитель Мингрелии, Леван II Дадиани, правивший всю первую половину XVII-го столетия, в 1636 году послал в Москву священника Гавриила Гегенава с грамотой к царю Михаилу Федоровичу. В 1636-1637 годах посол находился на Тереке, и только в 1638-1639 годах добрался до Москвы и был допущен к русскому царю. Михаил Федорович в том же году отправил в Мингрелию ответное посольство во главе с толмачом Федотом Елчиным, возвратившееся в Москву в 1640-м.

До сих пор русские совершенно ничего не ведали о мингрелах и то были их первые соприкосновения с этой важной грузинской народностью. Сведения, собранные о Мингрелии в 1638-1640 годах были первыми вестями об этом крае. Они делились на две части. Первая, заочная, состояла из расспросов самого посла Гавриила, содержания привезенной им грамоты Левана, а также сведений о мингрелах, переданных находившимся в ту пору в Москве кахетинским митрополитом Никифором Ирубакидзе-Чолокашвили. Вторая, очная часть, целиком основывалась на данных, добытых Елчиным непосредственно в самой Мингрелии. Так что надобно по порядку сначала обрисовать Мингрелию по заочным сведениям, полученным в Москве.

В грамоте к русскому царю мингрельский князь заявил, что в Грузии ("ыверской земле") было пять правителей, двух из них завоевал шах, а над тремя остальными верховодит он, Леван Дадиани. Бесспорно, под двумя "побитыми шахом" он имел ввиду царей Картли и Кахетии. Не стану гадать кто точно подразумевался под тремя остальными, по видимому, все окружавшие Мингрелию владения, хотя их четыре.

Что бы там ни было, в заявлении Левана стоит обратить внимание на другое. Он считал, что восточная половина Грузии потеряна, попав в совершенную зависимость от шаха, а в другой, западной половине, главенствует его род. Это, по его мнению, превращало Дадианов в единоличных верховных повелителей Грузии, точнее, ее свободной половины. Ему самому, по его мысли, помимо собственно мингрел, должны были покориться, для начала, имеретины, гурийцы, абхазы и сваны, а в будущем, при наступлении удачных обстоятельств, и картлийцы с кахетинцами и месхетинцами. То был откровенный вызов Багратионам, что подтверждал и царь Кахетии Теймураз, в это самое время писавший Михаилу Федоровичу про Левана Дадиани, что тот стремится положить конец владычеству Багратионов в Грузии, дабы самому стать царем над грузинами.

Гавриил величает своего господина царем, точнее, так его слова перевели на русский язык. Несомненно, князем Леван являлся лишь в глазах Багратионов, сам себя он считал царственным лицом, равным Багратионам, а то стоявшим и выше них. Уточняя звание Левана, Гавриил употребил слово, по русски переданное как "хантипа". Без сомнений, оно соответствует мингрельскому "хенципе", что означает "государь".

Никифор поместил Мингрелию в "теплой стране" между османами, кизилбашами, горскими черкесами и Черным морем. До Мингрелии от его родной Кахетии близко, между ними Имеретия ("пошечюйская землица"). По словам Никифора, мингрельская земля не велика, лиц мужского пола 60 тысяч. Все живут в деревнях, нет даже столичного города, в следствии чего, Леван постоянно перемещается из одной деревни в другую.

В противоположность ему, Гавриил называет столичный город Мингрелии, где размещается ее правитель, это Зугдиди ("Зубдиди"). Вообще, каменных городов в середине страны пять, и множество по окраинам. Сама страна "велика и широка", окружена османами, кизилбашами и картлийцами, а вот до Кахетии от мингрел, по мнению Гавриила, не близко.

Про внешние дела страны, Гавриил сообщал, что Леван всецело независимый правитель. Еще его дед и отец платили дань султану, как и сам Леван поступал в первые годы своего правления. Дань выплачивали тканью и никак не людьми. Но к этому времени Леван сидел на престоле двадцать лет и большую часть своего правления никакой дани никому не платил. Завоевательных войн, по словам Гавриила, его страна ни против кого не вела, только оборонительные, да и те якобы случаются редко. В качестве примера он упомянул недавнюю войну с имеретинским ("мерелским") царем, окончившейся миром.

Кахетинский митрополит и тут опроверг сведения мингрельского посла. У него, Мингрелия до сих пор подчинена султану и выплачивает ежегодную дань в виде отправки ста рабов обоего пола и 80 тысяч отрезков различных тканей. Никаких внушительных войн мингрельское войско вести не способно за неимением в наличии ружей и пушек.

Сам Леван в собственной грамоте объявлял себя и свою страну подданными русского царя, просил принять под свою руку, обещал служить Москве, взамен ожидая помощи и заступничества. Правда, самой рукописи не существует, она кажется утеряна.

О семье своего повелителя мингрельский посол поведал, что у того двое сыновей, Александр, тринадцати лет, и одиннадцатилетний Манучар, и две дочери.

Зато Никифор больший упор сделал на нехорошую сторону личной жизни Левана. По его рассказу, тот сначала казнил первую жену, затем своего дядю, родного брата отца, и тем самым получил возможность жениться на овдовевшей тетке, и кроме того, приказал ослепить своего зятя, а сестру отправил в гарем к шаху (на самом деле к шахскому вали, царю Ростому). За такие вещи мингрельского князя возненавидел щепетильный Теймураз и они стали "не в миру".

Согласно Никифору, православие у мингрел потеряло былое влияние, но в Мингрелии имелись действующие церкви и монастыри, священнослужители всех санов согласно канонам православия, что также подтвердил Гавриил. По его словам, предстоятель Церкви ("патриарх Малафей") пребывал в Успенском соборе в Бичвинте ("Пичюта"), она же Пицунда. Речь разумеется шла об абхазском католикосе Малахии Гуриели. Каждый новый католикос занимал свое место с согласия иерусалимского патриарха, для чего, однако, не отправлялся в Иерусалим самолично, но получал грамоту от главы тамошней Церкви.

Оба источника согласны между собой относительно наличия особого мингрельского языка. Далее, Гавриил заметил, что служебные книги в его стране грузинские. Затем посол поведал некоторые подробности о христианских обычаях мингрельского народа. Крестили полным погружением, с помазанием елеем и миром. Зимой крестили у храма, в купели с подогретой водой, а летом прямо в ближайшей речке. Хлеб для евхаристии готовили на квасном тесте, как и положено у восточных христиан (у католиков опресноки). В повседневной жизни мингрелы не носили нательный крестик, предпочитали хранить дома.

О торговле и хозяйстве в Мингрелии, митрополит Никифор рассказал следующее. Денег в обороте не ходило, пользовались обменом. Несмотря на обилие производимых тканей в стране, люди гуляли полуголые. Ткань пряли не из льна, но из "поскони" (конопли), произраставшей здесь же в Мингрелии. Из нее же делали пряжу для рыболовных сетей. Эти товары, а также вино и воск, обменивали на все необходимое с кораблей, подходивших к мингрельскому берегу. Но главное место занимала конечно позорная работорговля, за чем, в основном, и шли в Мингрелию корабли, обыкновенно турецкие. Продавали, как заявил Никифор, все всех, начиная от самого правителя, заканчивая простонародьем, где нередко продавали членов своей семьи.

Обильно пили вино. Основу растительной пищи составляла "каша из просо", то есть старая добрая мамалыга (гоми). Хлеб не употребляли, не взирая на присутствие пшеницы, ячменя, овса. Зато рожь не росла в Мингрелии.

О наличии пшеницы, ячменя и просо в Мингрелии говорил и посол Левана. По его словам, страна богата медом и виноградом, разнообразием овощей. Мингрелы разводили всех представителей домашнего скота. Развилось изготовление шелка, и шелковой тканью торговали, как и прочим полотном. Гавриил отметил, что в его стране есть огнестрельное оружие ("пищаль") и даже орудия. Более того, мингрелы могли делать порох, но в небольшом количестве. Большая часть пороха была ввозной. Торговля шла с османами и кизилбашами, и ее заложил Леван II, и до него в Мингрелию якобы не ходили торговые суда.

Мингрельский посол ничего не сказал о торговле рабами. Кроме того, слова кахетинского митрополита о внешнем виде мингрельского народа, будто бы разгуливавшего на улице полуголым, Гавриил опроверг, объяснив, что знать носит долгие суконные платья. Простолюдины обыкновенно одевались в серое сукно, но работая, снимали верхнее платье, оставаясь в рубашках. Несомненно, под этой верхней одеждой из сукна, что у простого люда, что у знатного, здесь имелась ввиду хорошо знакомая чоха.

Теперь о том, какой предстала Мингрелия времен Левана II перед русским послом Федотом Елчиным.

Протяженность мингрельского побережья он определил в "полтораста верст", это довольно большое расстояние, равное расстоянию от Сухуми до Поти. Явное свидетельство, что половина территории современной Абхазии исторически мингрельская земля. Так, в названии одного из селений Мингрелии, где побывал Елчин, Китоул, легко угадывается имя теперь уже бывшего грузинского (мингрельского) села Квитаули. Сегодня оно считается абхазским селом Кутол Очамчирского района. Нужно учитывать, что действительное влияние Левана на Черном море не ограничивалось собственно мингрельским побережьем, но включало в себя и берег Гурии, достигая, таким образом, Батуми.

Расстояние же от моря к горам Елчин определил в пятьдесят верст. Дальше в горах располагались Сванетия ("Сонская земля"), потом вассальные Кабарде Абаза ("Обоза") и Карачай, затем, на равнине, сама Кабарда. В первое сванское село ("Влешкараш") русское посольство прибыло в начале ноября и через две недели оно попало в Худони, где начинались владения Дадиани. Худони, в принципе, тоже сванское село, так что тут проходила не столько свано-мингрельская граница, сколько пограничная линия между вольными сванами и сванскими подданными Дадианов.

Восточная граница Мингрелии, при Леване, сдвинулась вглубь Имеретии дальше Хони. Елчин гостил у хонского архимандрита Микеладзе ("Микулаз"), чего он не сделал бы в случае принадлежности Хони имеретинскому царю. Посещение столь важного лица, как монастырский настоятель, будь тот подданным Имеретии, означало бы совершение русским послом явного посещения Имеретии, что выходило за рамки государева поручения.

Данный участок, по видимому, мингрелы отторгли у имеретин силой. Елчину сказали, что Леван воевал с имеретинами, при чем, Левана величали царем, а имеретинского ("бошачюйскаво") правителя князем. Очень похоже, что Дадиани, во всяком случае Леван точно, действительно считали себя верховными правителями Западной Грузии, а на остальных западно-грузинских (Абхазия, Имеретия, Сванетия, Гурия) владетелей смотрели как на своих подданных. "А наш Левонтей царь надо всеми в Грузинских странах большой", как заявил княжеский стольник "Рамозан Кучюлянский".

Наконец, южный сосед, Гурия, в это время находилась в полной зависимости от мингрельского владетеля. Гурийский князь Симон был женат на сестре Левана. Затем, Леван пленил Симона, выжег ему глаза, заточил в темницу, а Гурию присоединил к Мингрелии, посадив там другого представителя рода Гуриели, некоего "Вортама" (Вардан?). Симон потом непостижимым способом сбежал из темницы и исчез.

О взаимоотношениях мингрельского государства с дальними соседями русский посол выяснил следующее. С Кабардой дружили. При Елчине, от кабардинского князя к Левану прибыло посольство с предложением сосватать дочь за сына мингрельского владетеля. Черкесы привезли с собой относительно богатое приданное, что свидетельствовало о весомом положении, занимаемом Дадианом на западном Кавказе. Сотня невольников ("есырей"), по сотне быков и кобыл, сотню ружей, по сотне изделий золотой и серебряной посуды.

Хорошие отношения Леван поддерживал и с Сефевидской державой. За шахского вали в Картли, царя Ростома ("Урустама"), хенципе выдал замуж свою сестру, кажется ту самую, бывшую замужем за Симоном. От самого шаха, Дадиани ежегодно получал до тысячи туманов, и в случае большой надобности, размещенное в Картли кизилбашское войско готово было отправиться на выручку мингрелам. Леван даже ввел у себя в оборот сефевидскую монету с именем шаха Сефи I, внука Аббаса I.

Вместе с тем, как объяснили Елчину, правитель Мингрелии "голдовал на обе стороны", вынужденный лавировать между шахом и султаном, и открыто признавать над собой верховенство османского повелителя. В Стамбул приходилось отсылать несколько десятков человек невольников и 800 аршин ткани. Для мингрел, связи с Турцией имели важнейшее значение по причине зависимости от сырья и ряда товаров, ввозимых турецкими торговыми судами. Однако, в год пребывания в Мингрелии Елчина, Леван уже несколько лет как не платил османам упомянутой дани из-за разбойничьей деятельности донских казаков.

Казаки грабили турецкое побережье, нападали на корабли осман в море. Затем они основали пристанище в устье реки Риони, одновременно служившее торговой точкой, где ими велся товарообмен с мингрелами. Вскоре, османские военные корабли уничтожили пристанище, перебив находившихся там казаков. Султан заявил, что казачья деятельность в Черном море поддерживалась единоверной им Мингрелией, и потребовал от Левана однозначно и четко держать сторону осман. Султан предлагал людей и средства для постройки укреплений в устьях мингрельских рек, дабы казаки больше не открывали там себе перевалочных точек. Дадиани отверг требование султана, за что последний приказал совершить в Мингрелию небольшой набег, в ходе которого османы разрушили один из монастырей.

Мингрелы сообщили Елчину, что заботой Левана было установление, посредством Дона, связи с Москвой, также налаживание торговли, чтобы избавиться от надобности торговать со Стамбулом и выплачивать султану дань. Ему также поведали, что данное предложение исходило от супруги мингрельского владетеля, ко времени прибытия Елчина уже скончавшейся. Она дескать советовала Левану отправить посольство в Москву. Были случаи, когда казаки разоряли прибрежные места Мингрелии, и в задачу посольства входила просьба к русскому царю повлиять на казаков, запретить им подобные выходки.

Не совсем ясно, что собирались предложить мингрелы русским, если главным товаром, поставляемым османам, являлись невольники. Москва, в отличии от Стамбула, не занималась работорговлей и ее дворянство не держало рабов, тем более христианских, в отличии от турецкой знати, охотно приобретавшей неверных пленников обоих полов.

По наблюдением самого посла, пленопродавство составляло главный мингрельский доход, "а ясырь продают и царь и власти и всякие помесные люди, хто где испомещан, а продают все в босурманскою веру, а не продать им есыря, им де им и нужи своей нечим исполнить", то есть иным способом основательно не заработать, как продажей мусульманам своего неудачливого соплеменника.

Что касается внутренней торговли ремесленными изделиями и излишками урожая, то она в Мингрелии находилась в руках армянских ("сорок дворов") и еврейских ("десять дворов") купцов. Опять же, существовала острая нужда в ввозе некоторых видов сырья ("соль и железо"), по причине чего, государство Дадианов было крепко привязано к Османской империи, удовлетворявшей все его потребности в нехватке того или иного сырья, или редких для края заморских изделий.

Вдобавок к сказанному в Москве Никифором и Гавриилом, Елчин отметил наличие в Мингрелии шелка-сырца и пшеницы, много виноградных насаждений, и как следствие, обилие вина, коим всюду угощали русских гостей. Главный злак для основного блюда, гоми (просо), сеяли "по горам и по холмам, розчищаючи лес и каменья", обрабатывая почву мотыгой.

Мамалыгу из него готовили в котле, откуда повар лопатовидным черпаком раздавал каждому по доле, бросая доли густой каши на тесаную доску, заменявшую собою стол. Такую длинную доску клали прямо на землю, или на пол, когда обедали в помещении. Садились за нее "подобрав ноги". Ни скатерти, ни блюда с приборами не использовали, ели руками. В животной пище мингрелы не соблюдали особых ограничений и их питание по сути не отличалось от питания других православных народов. Отчистив тушу от кожи и внутренностей, ее целиком варили в котле, затем несли на носилках готовое мясо ко столу, где разделывали на куски и раздавали обедающим, в дополнение к мамалыге.

Таким образом точно обедало большинство населения, простой люд ("убог и нищ"). Застолья знати и духовенства Елчин не описал, и наверно оно отличалось разнообразием пищи и относительным богатством в убранстве.

Про соблюдения православных постов и прочих запретов и правил, установленных Церковью, русскому послу бросилась в глаза почти полная развязность мингрельского населения в подобных вопросах. Вообще, он подробно описал беспорядочность, царившую как в народе, так и в духовенстве относительно церковного устава и христианской стороны жизни.

Все это, разумеется, напрямую было связано с бедностью самой страны, полнейшим упадком ее хозяйства. "А у них в земле нагота больша, мужеской пол и женской ходят наги. А живут люди все в лесу, а где лесу нет, тут и людей нет.", свидетельствовал Елчин. Для сравнения, люди русского государства, набравшего к тому времени достаточно могущества и богатства, имели и возможности и досуг для тщательного изучения и следования канонам, достойного содержания церковного имущества и недвижимости.

Все же Елчин, посещая, теперь обветшалые, средневековые храмы Мингрелии, разглядывая оставшиеся там бесчисленные святыни, мог убедиться, что во время расцвета Грузинского царства, этот край Грузии не уступал остальным по части приверженности православному уставу.

Между прочим, в одном из разоренных монастырей, по видимому том самом, о котором говорилось выше, что он подвергся нападению осман в наказание за отказ мингрел выступить против казаков, русскому послу сообщили, что там хранилась летопись, сгоревшая при нападении. Очевидно, в Мингрелии имелась собственная историческая хроника, уничтоженная при таких несчастливых обстоятельствах.

Зато местное духовенство помнило предание о крещении мингрел самим апостолом Андреем, после чего они трижды отпадали от христианства, пока окончательно не были христианизированы при кесаре Константине. Остальная Грузия ("те Грузинские земли, Темразова и Бошечуйская и Тюфлиское и Гурьельское"), просвещенная прибывшей из Иерусалима "праведной девицей по имени Ненила", приняла христианство позже Мингрелии.

К слову, русским гостям удалось встретить и нового абхазского католикоса, Максима Мачутадзе, когда тот проводил заутреню в "Егорьевском монастыре", то есть в монастыре Святого Георгия в селе Илори. Могли ли они себе представить, что почти четыре столетия спустя их соотечественники присвоят этот храм вопреки воле грузин, закрасят его настенную живопись и надписи на грузинском языке, богослужение введут на церковнославянском, хотя при абхазских католикосах оно несомненно проводилось по грузински. Наконец, проведя прочие "восстановительные" работы, значительно изменят внешний и внутренний вид храма, переделав его на русский лад и устранив любые намеки на его грузинское происхождение.

В завершении, кратко о семье Левана Дадиани, что удалось узнать Елчину. Его отца он назвал "Монуйлом", так он передал имя Манучар. Об отце Левана, Манучаре Дадиани, известно из грузинских источников, где, кроме того, говорится о том, что он погиб из-за несчастного случая во время охоты на оленей. Эту же историю передает и Елчин, с уточнением, что Манучар ушибся при падении с коня, но скончался только дома. Умирая, он призвал к себе младшего брата, "Юрья" (Георгия), чтобы тот на кресте поклялся, что не завладеет княжеством, но уступит его родному племяннику, то есть сыну Манучара, юному Левану, как и полагается. Пока же Леван не возмужает, Георгий должен был управлять княжеством. Так и случилось, и когда Леван вырос, дядя передал ему бразды правления.

Вместе с тем Георгию пришлось передать Левану и собственную жену (Нестан-Дареджан Чиладзе), в которую Леван влюбился и которую он у Георгия по сути увел, из-за чего последний помер, оставив двух сыновей, "Юрья и Мелхея". Они оба присутствовали при приеме Леваном русского посольства.

Своих детей у мингрельского владетеля, рожденных его женой и одновременно теткой, было, как о том уже сообщалось, четверо, двое сыновей и две дочери, одна из которых умерла, а другая жила в Гурии, под присмотром тамошнего наместника.

Буквально накануне прибытия русского посольства, Леван внезапно овдовел и этот нечестивый и противоестественный брак прекратился, что вызвало у Левана бесконечное горе. По старому грузинскому обычаю, на время скорби мингрельский владетель сбрил себе усы и брови, и по этой причине он на долгие месяцы откладывал свою встречу с посольством Елчина.

Леван и Нестан-Дареджан

http://forumupload.ru/uploads/0018/18/09/2/t10176.jpg

0

7

sputnik-georgia.ru/reviews/20180207/239216372/Levan-II-Dadiani-zhestkij-no-talantlivyj-politik.html

Леван II Дадиани - жесткий, но талантливый политик

Тамаз Чакваная

07.02.2018

Колумнист Sputnik Тамаз Чикваная рассказывает историю одишского князя Левана II Дадиани, правившего в XVII веке

Родство корней моего рода с мегрельскими князьями побудило меня заглянуть в историю прежнего Одиши и рассказать об одной, в высшей степени интересной личности. Неординарный, полный противоречий Леван II Дадиани был наделен всеми отрицательными и положительными чертами, характерными для его эпохи. Несмотря на множество ошибок ему удалось войти в историю как талантливый политик и мужественный главнокомандующий.

Леван рос в Кахети, в семье своего деда – Александра II, где он с детства знакомился с системой злокозненной политики Шаха Аббаса. За обретение политического влияния при дворе кахетинского царя боролись дипломаты османского и московского царей. Господствовали лицемерие, подхалимаж и всяческое зло… Для выросшего в таких условиях Левана Дадиани также были характерны коварство и жесткость, которые считались средствами политической борьбы той эпохи. Поэтому Вахушти Багратиони упоминает Левана в довольно горьких словах – как подлого, горделивого, коварного… Но вместе с тем, Леван Дадиани был талантливым, бесстрашным и волевым человеком, который прекрасно разбирался в тогдашней политической жизни и умело боролся за укрепление своего княжества методами и средствами, применяемыми в то время.

В 1611 году, во время охоты, его отец стал жертвой несчастного случая, и 14-летнему Левану пришлось выполнять обязанности одишского князя. Эту должность он занимал до конца жизни, то есть в течение 46 лет. Современник Левана, итальянский миссионер Арканджелло Ламберти характеризует его следующим образом: "Если бы этот князь воспитывался в нашей просвещенной стране и получил образование у наших лучших учителей, ни один князь с ним бы не сравнился. Без наставника и мастера, благодаря лишь своим природным способностям, он овладел замечательными навыками. Его невозможно увидеть в безделье. Напротив, он постоянно неустанно трудится и всегда готов к любым делам. В походе он быстр, молчалив и бодр. Потому побеждает в любой войне".

Окрепший Леван называл себя государем и царем. Его мечтой было покорить Имеретинское царство, объединить Западную Грузию под своим покровительством и получить царский трон. Поэтому Леван обращал большое внимание на наращивание военной мощи. Он создал артиллерию, велел "одному французу" отлить 30 пушек, приобрел ружья, проводил учения для ополченцев.

В Одиши он приструнил непокорных дворян, пресек кражи, укрепил православную веру и таким образом установил твердое правление. В Зугдиди Леван открыл монетный двор, где выпускались персидские деньги. Он всячески способствовал экономическому продвижению княжества и в целях торговли и поддержки поселил в Рухи армянских и еврейских купцов.

Что касается внешних отношений, то Леван проводил такую ловкую политику, что со стороны Османии и Ирана ему ничего не угрожало. Леван Дадиани начал дипломатические переговоры с московским царем Михаилом Федоровичем по поводу российского покровительства. Некто Габриэл, направленный в 1626 году послом в Москву, уверял русского царя, что Леван в Грузии самый сильный, никому не платит дань и его княжество достаточно большое. Он основал ювелирную мастерскую, где изготовлялись замечательные образцы грузинской чеканки. Он же отремонтировал и украсил почти все церкви и монастыри Одиши.

Леван II Дадиани хорошо понимал необходимость европейских преобразований страны. В Одишское княжество он приглашал купцов и мастеров из Европы. Старался, чтобы иранский шелк выходил в Европу через Грузию.

Леван покрыл долги Крестового монастыря в Иерусалиме и выделил средства на его реставрацию, он же заказал Мамуке Тавакарашвили переписать бессмертную поэму Руставели "Витязь в тигровой шкуре", которая в настоящее время является самой древней рукописью этого произведения. В годы деятельности Левана создавалось большое количество эпиграфических памятников. И хотя для достижения политических целей Леван зачастую проявлял безжалостность, тем не менее, его справедливо считают великим грузином, поскольку он кровно был заинтересован в развитии Одиши и сохранении его культурной сокровищницы. Помимо экономической модернизации, он занимался консервацией исторических рукописей и финансировал множество новых строек. С любовью вспоминают его еще и потому, что у источников воды ставил золотые и серебряные кубки, чтобы все пили из этих дорогих сосудов. Интересно, что никто никогда так и не решился их украсть…

0

8

И до махаджирства население Очачмиры и Гудауты состояло из турок и мингрел

С. Смоленский

(1859-1862)

Воспоминания кавказца

Жители Гудауты, турки и мингрельцы, занимались торговыми оборотами и спекуляциями, эксплуатируя туземцев.

Соуксу было прежде укреплено, и хотя в последнее время постоянное местопребывание старшего из князей Шервашидзе находилось в торговом местечке Очемчиры, лежащем на берегу моря в пятидесяти верстах за Сухумом, т.е. между устьями рек Ингура и Кодора, населенном, как и Гудаута, мингрельцами и турками; но и здесь был его двор (усадьба) с большим, полуразрушенным каменным домом в два этажа.

0

9

Вообще мегрелы само по себе племя довольно диковатое было в правах. Не особо организованные, любили набеги, работорговлю, мстительные.
Это если с другими грузинами сравнивать, например имерами.
Мегрелы этим чём-то гурийцев напоминают, те тоже довольно дикими были.
Наверно дело в климате. Мегрелия тогда это самые густые леса Кавказа, болота, туманы и прочие прелести.

0

10

Арканджело Ламберти – ИТАЛЬЯНСКИЙ МИССИОНЕР
«Описание Колхиды», Неаполь, 1654
"Война — общее явление у всех народов мира, у мингрельцев вошла, так сказать, в привычку, и настолько они привыкли к употреблению оружия, что родители совсем маленьких детей берут на войну и заставляют их переносить все лишения ее, — описывает свое наблюдение итальянский землепроходец. — Всякий постоянно держит в своем доме все необходимое для войны. Лучшую лошадь никогда не загоняют до усталости, если не по случаю войны; лучшую провизию также хранят для этой цели; все оружие держат наготове… Когда ложатся спать, то копье, меч, щит, шлем и нарукавники лежат у изголовья… В Одиши ни важные дела, ни высокое звание, ни болезнь никого не освобождает от военной службы… Колхида так мало известна, что, пожалуй, никто не поверит, если скажу, какое отборное и многочисленное войско она может выставить. В самое короткое время соберется тридцать тысяч воинов, все верховые, хорошо приученные и хорошо владеющие оружием… Не думаю, чтобы где-либо войско выходило на войну так образцово снаряженное, как мингрельское. Роскошная одежда так блестит, как нигде в другом месте…"

0

11

"Войны мингрельцев с соседями состоят, в сущности, из набегов и грабежей; нападения их на неприятеля чрезвычайно стремительны, так как у них нет недостатка в мужестве и решительности. Если неприятель обращается в бегство, они преследуют его вглубь страны, повсюду жгут и грабят, уводя людей всякого возраста и пола, а затем удаляются с той же стремительностью. Пленных набирают как можно больше; как только выбьют кого-нибудь из седла, тотчас же соскакивают с лошади, связывают побежденного веревкой, которую, как я говорил, они носят на поясе, и оставляют его под охраной своих слуг. Захвативший пленника имеет над ним право жизни и смерти и может распорядиться им по своему желанию. Обыкновенно его обращают в рабство и продают туркам. При нападениях мингрельцы стараются занять брод на какой-нибудь реке и, стреляя из засады, препятствуют неприятелю переправиться на другой берег. "Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг."

0

12

Османский путешественник и историк Эвлия Челеби «Книга путешествий» пишет:
"В горах есть благоустроенные, с виноградниками и садами мегрельские мятежные деревни. Даже с войском, подобным морю, невозможно проникнуть туда. Его население — сорок-пятьдесят тысяч человек, вооруженных ружьями."



Колхи хотя и сильные и воинственные люди, однако... склонные к разбою. Разбой они считают за большое геройство. Потому-то они часто объединяются и идут походом на страну лезгин и лазов. Людей захватывают в плен и продают.
(Миная Медичи, История Понти, 1815-1819 гг)

Отредактировано Рати (2023-03-02 00:59:20)

0

13

Мегрелы настолько упорные... и так прочно хранят свои обычаи, что кто бы ни умер, ничего не изменят и не отстанут от обычных дел. Очень любят они веселье и пение. Насколько внешне ревнивы к духовным делам и иконопочитанию, настолько же склонны к суеверию — как простой народ, так и священники. И, поскольку их нравы и наряды очень похожи на абазские, некоторые считают их за один народ, называя их, со всеми гурджами вместе, одним именем колхов. Однако гурджи и мегрелы — это грузины-христиане, которые хотя и разные племена, зато считаются за один народ. Гурджи, как гражданин, более приличный; среди них много стройных и красивых. Они имеют школы, так что и девочки умеют читать и писать. И инородцы о них высокого мнения. Мегрелы же сравнительно дики и воинственны.
(Миная Медичи, История Понти, 1815-1819 гг)

0

14

СВАНЕТИЯ. БАКРАДЗЕ Д. З.

Храмовой образ Архангелов 3/4 аршина в длину, весь покрытый ризою из золоченного серебра, с надписью, в которой можно разобрать только «... Аманидзе....» и еще: «Михаил и Гавриил.»

На обороте на серебряном листе читается: «... Архистратиги Михаил и Гавриил, осеняйте меня Левана-дадиана покровительством вашим. Во имя Бога, силою и помощию вашею, мы, государь и владетель дадиан Леван двинулись войною против царя Александра и брата его Мамуки, и пришли к Кутаисской крепости. Здесь находился сам царь, окруженный всеми Имеретинами, Сванетами из Лентехи и многими стрелками Сафар-паши, устроившими засаду. Церковь св. Софии была укреплена и наполнена стрелками. Мы повели осаду ночью и овладели церковью, откуда вывели за ограду всех воинов. Две большие, старые палаты были тоже укреплены и наполнены ратниками. Мы подвезли две пушки к церкви св. Софии и отсюда начали громить их: они были разрушены и много бывших в них убито. Потом мы начали осаду. Царь выслал войско. Разгорелась стрельба. Резня была страшная. Много убито с обеих сторон. С той стороны убиты: князь и дворянин Георгий Лорткипанидзе, Елизбар Лоладзе, два брата Ахуледиани... Квирике; из остальных, кто убит, а кто ранен. Мы отняли каменные палаты... Мы не могли найти позиции для орудий, чтобы действовать против крепости и потому должны были стать внизу на Рионе... Мы открыли огонь против зданий дворца и разрушили каменную, новую палату, построенную самим Александром; мы выслали отряды по ту сторону Кутаиса, которые выжгли и разорили. Мы с множеством добычи возвратились победителями в Одиши в Зигури в одну неделю... сделали...; ночь застигла у Цхенис-цкали; шли всю ночь и на рассвете... дворца и города, захватили добычи и пленных в 4-5 раз более прежнего, так что войско было обременено и мы возвратились победителями. Дав отдых войску и лошадям, мы опять пошли на Имеретию в феврале месяце и пришли... ...урию, в Аджамети, выжгли его и разорили. Пришли в город Чхери и... в Аргвети Рут...с...дзе... в доме остановились и оттуда наш отряд весь Аргвет, лес... дворец и все деревни сожгли и разорили. Снявшись, мы пошли в Тетржолу и Гопанто, где остановились в доме Мхеидзе. Здесь были сожжены и разорены все места, где только был наш отряд. Возвратились победителями; войско было очень обременено добычею; мы перешли через Рион в Балахавани. На нас были устремлены из крепости взоры царя и всего имеретинского войска. Они своими глазами видели опустошение своей страны, своими ушами слышали вопли стольких пленных, но не смели выйти из крепости и ничего не могли нам сделать. Таким образом, покрыв их стыдом, мы возвратились в Одиши победоносно. И именно по возвращении из Имеретии по нашему приказанию был окован образ сей — Архангела, который мы отправили (в Сванетию) с тем, чтобы он был положен в храме твоем в Вахтрели, в месте и в провинции Ецери. В год короникона 334 — 1646.»

Леван-дадиан, поименованный в этой надписи, никто иной, как Леван II, или великий. Он известен в истории Имеретии XVII в. своими преступлениями и победами над Шарвашидзе, над имеретинским царем и над гуриели. Он жертвовал разным церквам и монастырям образа с длинными надписями, содержащие в себе рассказы о его подвигах. Они сохраняются в церквах Хони, Тцаиши, Хопи, в хартиях Бичвинты и особенно их много в Илори (Brosset. Voyage archeol. en Georgie… VII, 29, 30. VIII, 99-104, 136).

Надписи на двух образах Илори указывают на те же самые случаи, которые читаем в вышеприведенной, но только пхотрерская подробнее и обстоятельнее. Содержание, как этой, так и других надписей, оставленных Леваном II, совершенно согласны с сказаниями летописи (Brosset. Hist. de la Georg. II, р. 1 livrais 267-273.).

Об этом Леване подробно говорит французский путешественник Шарден, посетивший Мингрелию спустя несколько лет по смерти его (Chardin. Voyage en Perse, ed. Langles. Т. I, p. 378-383.)

Название сванетской деревни в этой надписи — Вихтрели соответствует нынешнему названию Пхотрери, или первое испорчено, или второе. Странно, что Леван победы свои приписывает отчасти покровительству Архангела Вихтрельского. В объяснение этого мы должны вспомнить, что в войске Левана, вместе с Джигетами и Абхазами находились нередко и самые Сванеты (Bros. Н. d. l. Geor. II. p. I, livr. 267.), вероятию, из общества Ецери, где лежит Пхотрери

0

15

Выдающаяся личность для всей Западной Грузии!

АНТОНИЙ ЧКОНДИДСКИЙ

[груз. ანტონ ჭყონდიდელი] (Дадиани; год рождения неизвестен - 1815, Нахаребоуский монастырь), святитель Грузинской Православной Церкви (память 13 октября), митрополит Чкондидский Грузинской Православной Церкви (1777-1789). Сын князя Самегрело Отии Дадиани и Гулкан, дочери Рачинского князя Шошиты Эристави.

После смерти отца воспитывался под попечительством матери при дворе брата - князя Самегрело Кации Дадиани. Время и место пострига неизвестны. Духовную школу прошел в Мартвильском монастыре. Некоторое время также обучался схоластической философии у католиков-миссионеров, но вскоре расстался с ними, сочтя их учение несовместимым с Православием.

Около 1757 года с целью продолжения учебы направился в Тбилиси, а затем - в Телави, где в основанной царем Ираклием II (приходившимся Антонию Чкондидскому свояком) школе совершенствовал свои знания. По возвращении в Самегрело (около 1761) был возведен в сан епископа на Цагерскую кафедру. В 1777 году переведен в Чкондиди с посвящением в сан митрополита (в XVII-XVIII веках главами епархий здесь становились в основном представители господствовавшей в Самегрело фамилии Дадиани).

Антоний Чкондидский прославился как красноречивый проповедник, произносящий понятные народу проповеди. В 1789 году передал кафедру своему племяннику Виссариону (Дадиани) и удалился в основанный им Нахаребоуский монастырь.

Антоний Чкондидский оказывал помощь бедным, активно выступал против торговли пленными. Он предавал анафеме занимавшихся этим дворян, не разрешал священнослужителям посещать их дома, закрывал церкви в их селениях и запрещал все виды богослужения и треб (кроме Крещения) в их семьях. Содействовал принятию подобного решения на состоявшихся в 1792 и 1794 годах под его председательством церковных Соборах. Эти меры во многих случаях возымели действие - виновные заботились о выкупе проданных ими в рабство людей.

Антоний Чкондидский во многом способствовал прекращению распрей между Гурией и Самегрело. В 1788 году добился освобождения церковных владений от налогов и возврата церковных земель Мартвильскому, Нахаребоускому и Саирмскому монастырям.

По инициативе Антония Чкондидского Филип Каитмазашвили осуществил переводы с армянского «Книги богословия Альфреда Мудрого» и «Великой логики», которые Антоний Чкондидский отредактировал.

Мощи Антония Чкондидского покоятся под спудом в Нахаребоуском монастыре.

Сочинение: ანტონ ჭყონდიდელის ჟადაგებანი / თ. ჟორდანიას წინასიზჟვაობა და გამოცემა. ჟუთაისი, 1898.

Литература: კეკელიმე კ. ანტონ ცაგერელ-ჭყონდიდელი // მველი ჟართული ლიტერატურის ისტორია. თბილისი, 1980. Т. 1. С. 391-395.

Б. Кудава

0

16

Жаль конечно, что не воин, а какой-то священник(

0

17

Рати написал(а):

Жаль конечно, что не воин, а какой-то священник(

Священники тоже нужны, их задачей было беречь и развивать культуру, разрабатывать национальную идеологию. На плечах крестьян лежали заботы о поддержании хозяйства, для обеспечения потребностей священников и аристократии, а также для поставления рекрутов в войско. Наконец, политика и ведение войн являлись прерогативой аристократов, короче говоря, каждый занимался своей функцией :)

Воином там в то время был брат Антония - Кация, князь Мингрелии. Он правил тридцать лет и об его правлении и жизни можно снять целый исторический сериал.

Кация не всегда действовал в общегрузинских интересах, хотя что такое общегрузинские интересы в ту эпоху, тоже большой вопрос. Например, Багратионы считали, что эти интересы заключались в восстановлении единой монархии под их абсолютной властью, но Дадиани могли на сей счет придерживаться иного мнения.

В любом случае, Кация много воевал, правда часто меняя своих союзников.

0

18

Dato написал(а):

Священники тоже нужны, их задачей было беречь и развивать культуру, разрабатывать национальную идеологию. На плечах крестьян лежали заботы о поддержании хозяйства, для обеспечения потребностей священников и аристократии, а также для поставления рекрутов в войско. Наконец, политика и ведение войн являлись прерогативой аристократов, короче говоря, каждый занимался своей функцией

Воином там в то время был брат Антония - Кация, князь Мингрелии. Он правил тридцать лет и об его правлении и жизни можно снять целый исторический сериал.

Кация не всегда действовал в общегрузинских интересах, хотя что такое общегрузинские интересы в ту эпоху, тоже большой вопрос. Например, Багратионы считали, что эти интересы заключались в восстановлении единой монархии под их абсолютной властью, но Дадиани могли на сей счет придерживаться иного мнения.

В любом случае, Кация много воевал, правда часто меняя своих союзников.

Что за Кация, можешь поподробнее рассказать?

0

19

Рати написал(а):

Что за Кация, можешь поподробнее рассказать?

Вот здесь его биография, правда это корявый перевод с французского, но думаю ты разберешься, во всяком случае это самая обширная справка о Кации Дадиани из имеющихся -
https://ru.frwiki.wiki/wiki/Katsia_II

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум историка-любителя » Основной форум » Мингрелы